Полное имя: | Рембрандт Харменс ван Рейн |
Дата рождения: | 15 июля 1606 г. |
Место рождения: | Лейден, Нидерланды |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Художник |
Дата смерти: | 4 октября 1669 г. (63 года) |
Родители, детство и юность
15 июля 1606 года в семье голландского мельника Хармена Герритсзона ван Рейна появился на свет шестой ребёнок. Родители дали ему имя – Рембрандт. Мать новорождённого – Корнелия, была дочерью состоятельного булочника. Семья великого художника и гравёра жила в Лейдене и придерживалась католической веры.
Как и большинство лейденских детей того времени, мальчик начал получать начальное образование с 4 лет. Хотя оно было в основном религиозное, но через три года ученик уже умел читать, писать и считать, а также знал основы католической религии.
В 7 лет Рембрандт пошёл в шестилетнюю латинскую школу, хотя обычно дети поступали туда только к 12 годам. В учебном заведении давали углубленные знания по религии, а также по каллиграфии, риторике, логики и греческому языку.
После её окончания, 13-летний вундеркинд поступил в местный университет на факультет филологии, но через несколько месяцев покинул его. Причины до конца не ясны, возможно, это связано с вопросами веры.
В 1623 году Рембрандт уехал в Амстердам, чтобы продолжить образование в мастерской живописца Питера Ластмана, отдающего предпочтение в своём творчестве мифологическим и библейским сюжетам.
Лейденская мастерская
- Вернувшись в Лейден в 1627 году, художник и его приятель Ян Ливенс открыли мастерскую, где занялись созданием картин и обучением желающих живописи.
- Влияние стиля Ластмана весьма заметно в творчестве молодого Рембрандта, его картины «Крещении евнуха», «Сцена из древней истории» и другие, значительно красочней, чем произведения более позднего времени, в них тщательно прорисована каждая деталь. Художник старался передать в них атмосферу праздника, изображая персонажи в красивых нарядах Востока с блеском драгоценностей.
- В картинах «Валаам и ослица» и «Товит и Анна», которые считаются итоговыми произведениями лейденского периода, выходит на первый план приём передачи эмоций персонажей с помощью резкого контраста света и тени. Это позволяло мастеру более выразительно показать их переживания.
- Период с 1628 по 1631 годы для специалистов представляет определённую проблему, связанную с совместным творчеством Рембрандта со своим другом Ливенсом. Они иногда одновременно, работали над одним и тем же сюжетом. Оба художника восхищались творчеством Рубенса, пытаясь дотянуться до высот его творчества. В процессе работы над картинами молодые дарования порой делились друг другом творческими открытиями.
- В 1629 году друзья познакомились с известным поэтом и меценатом Константином Гюйгенсом, имевшем очень высокое мнение об их творчестве. Особенно ему нравилась картина Рембрандта «Иуда, возвращающий тридцать сребреников». С помощью нового знакомого, давшего им высокие рекомендации, художники смогли выйти на богатых клиентов и получать выгодные заказы.
Успех в Амстердаме
- В 1631 году пути приятелей разошлись: Рембрандт обосновался в Амстердаме, а Ливенс, примерно через год, отправился в Англию.
- Востребованность среди ценителей живописи Амстердама стиля барокко, которому свойственны яркие цвета, динамичность, богатство форм, позволили мастеру обзавестись множеством богатых заказчиков.
- Живописец также, уделял время совершенствованию жанра автопортрета. Ведя поиск новых идей в развитии мастерства, он порой изображал себя одетым в сказочные одеяния и находящимся в причудливых позах.
- Настоящая слава пришла к Рембрандту после создания им в 1632 году полотна «Урок анатомии доктора Тульпа», его стали узнавать на улицах Амстердама, приветствуя при встрече.
- Также в этот период, мастер написал множество портретов. Он изготавливал их десятками, так как желающих получить своё изображение, созданное рукой известного художника, было множество.
- В 1634 году Рембрандт женился на дочери бургомистра из Леавурдена – Саскии. Богатое приданное жены, а также полученные им за картины деньги, позволили купить особняк, который он стал наполнять скульптурами и картинами мастеров Италии и Голландии.
- Портреты Саскии, написанные Рембрандтом, признаются специалистами наиболее значимыми среди работ того времени. Он по-прежнему писал множество портретов на заказ, но эта тема стала его утомлять. Ему хотелось вернуться от ремесла к творчеству.
- Художники Италии, по мнению специалистов, оказали определённое влияние на творческий стиль художника. Это можно увидеть в картинах «Даная», «Похищение Европы» и некоторых других знаменитых произведениях мастера.
Угасание славы
- В начале 1640-х годов слава Рембрандта стала угасать, возможно, это было связано с предпочтениями голландцев, желающих видеть картины с множеством прорисованных деталей. В то время как мастер всё больше предпочитал изображать их с помощью резких контрастов тени и света.
- Ученики постепенно уходили из его мастерской, некоторые из них подражая манере ранних произведений живописца, стали вполне востребованными у местных зажиточных бюргеров.
- В 1642 году работая над большим полотном с изображением мушкетёров Амстердама, Рембрандт, отказался от монументальности, и написал их в движении, что шло в разрез с существующими в то время канонами живописи. Полотно, получившее название «Ночной дозор» новизной стиля, который будет более свойственен картинам 19 века, разочаровала часть потенциальных потребителей.
Период невзгод
- В 1640-ые годы Рембрандт всё более испытывал недостаток в заказах, что вело к его постепенному обнищанию. В этот период мастера притягивают пейзажи с ненастной природой. Отдавая дань теме, он написал реалистичную картину «Зимний пейзаж», а также рисунки «Три дерева» и «Мельница».
- Вплоть до 1647 года художник работал над семью полотнами «Из Жизни Христа», которые ему заказал Фридрих Генрих принц Оранский в 1539 году.
- С 1643 по 1649 годы Рембрандт уделял немало времени созданию гравюр, используя весь известный ему потенциал этого искусства. В основном он использовал религиозные темы, но также создавал портреты влиятельных горожан.
Позднее творчество
- В 1653 году мастер передал оставшееся имущество сыну Титусу, а в 1656 году сделал заявление о банкротстве.
- Творческий период 1650 годов связан с созданием монументальных полотен, таких как картина «Аристотель с бюстом Гомера» В этот период наиболее близким человеком для художника являлся его сын, изображения которого он вставил в ряд картин.
- В 1657 году мастер был вынужден продать дом и часть имущества и поселиться на окраине Амстердама, где он прожил до конца своих дней.
- 1660-е годы связаны с созданием Рембрандтом уникальных картин, его мастерство достигло пика, а техника исполнения и состав красок до сих пор являются предметом споров и исследования специалистов.
- Внимание художника привлекают редкие сюжеты из библии. Он создаёт ряд картин, в которых прослеживается драматизм изображённых событий. Наиболее яркими представителями этих произведений являются работы «Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына» и ряд других.
- Последние картины, написанные художником, датируются 1669 годом. Одной из них, по осторожным оценкам специалистов, является полотно «Семейный портрет».
О семье
Рембрандт женился в 1634 году на дочери знатного голландского горожанина – Саскии ван Эйленбюрх. Их брак продлился 9 лет, до самой смерти жены, которая ушла из жизни в возрасте 30 лет.
В семье художника родилось 4 детей, 3 из которых умерли в младенчестве. Сын Титус, скончался за год до смерти отца, что стало для Рембрандта сильнейшим ударом судьбы.
Около 1650 года Рембрандт стал жить в гражданском браке со своей служанкой Хендрикье Стоффелс, а в 1654 году у них родилась дочь, которую они назвали Корнелия.
Любовь художника к близким, выражена во множестве картин. В сюжеты полотен он вписывал облик дорогих ему людей, а также создавал портреты, изображающие их в разнообразной обстановке.
Память
Рембрандт умер в Амстердаме 4 октября 1669 года и похоронен в местной кальвинистской церкви.
За годы творчества он создал не менее 350 картин, а также множество рисунков и гравюр, которые в настоящее время ценятся не менее чем его живопись. Особую значимость имеют его последние рисунки, выполненные с помощью пера из тростника.
Только спустя 200 лет творчество великого художника было сполна оценено. Его новаторские творения получили признание в 19 веке.
Рембрандт один из самых известных представителей живописи Голландии, впервые в истории воплотивший в картинах эмоциональную насыщенность переживаний человека и разнообразие его духовной жизни.