Полина Осипенко — краткая биография


Осипенко Полина Денисовна

ФИО: Осипенко Полина Денисовна
Дата рождения: 7 октября 1905 г.
Место рождения: с. Новоспасовка, Украина
Знак зодиака: Весы
Чем известна: Летчица, Герой Советского Союза
Дата смерти: 11 мая 1939 г. (33 года)

Детство и юность

Полина Дудник (в замужестве – Осипенко) была младшим ребенком в семье сапожника Дениса Дудника, который был отцом еще восьмерых детей. В день ее рождения – 7 октября 1905 года – никто из односельчан даже предположить не мог, что она прославит кусочек их родной приазовской земли на всю страну. Село Новоспасовка после смерти отважной украинской летчицы назвали ее именем.

В 6 лет девочку отправили в церковно-приходскую школу, проучилась в которой она всего 2 класса. У родителей не хватало денег не только на тетрадки, но и на одежду и обувь, и они решили, что умения читать и писать вполне достаточно для дальнейшей жизни ребенка.

8-летнюю дочку сначала отдали в няньки, а потом она работала на огородах и в садах, белила хаты не только в своем селе, но и соседних. После Октябрьской революции родители вступили в образованный в селе колхоз. С ними наравне трудилась и Поля, а после работы посещала вечернюю школу.

С родным селом связана первая любовь девушки к человеку, благодаря которому она влюбилась в небо и смогла осуществить свою мечту о полетах.

Полина Осипенко в молодости

События биографии

  • 1926 – В Новоспасовку прилетел самолет, пилотируемый односельчанином Степаном Говязом и сел на колхозное поле. Летчик сделал Полине предложение, и она дала положительный ответ.
  • 1926 – Состоялась свадьба, но сразу уехать к мужу молодой жене не удалось.
  • 1929 – Как активистку Полину отправили в Киев на 6-месячные курсы птицеводов. Из-за отсутствия знаний по биологии, естествознанию, химии и пробелов в арифметике девушке пришлось не сладко. Она не успевала записывать лекции. Но преподаватели и товарищи помогли преодолеть трудности, и пытливая колхозница окончила курсы с похвальным листом.
  • 1930 – Быстро продвинулась по карьерной лестнице до заведующей колхозной птицефермой. Но работа в почетной должности не могла заглушить прекрасную мечту о полетах.
  • Апрель 1931 – Уговорила председателя колхоза и с комсомольской характеристикой отправилась к мужу в Качу под Севастополь. Супруг поддержал девушку и на досуге обучал теории полетов. Но из-за отсутствия 7-летнего образования ей несколько раз отказывали в зачислении. Она устроилась официанткой в столовую. Так как аэродромы школы располагались в разных местах, то иногда обеды инструкторам и курсантам доставляли на учебном самолете У-2. Порой летала в эти рейсы и Полина Говяз. В некоторых биографических источниках утверждалось, что летчики иногда давали ей «порулить» и именно так она научилась управлять этой «летающей партой».
  • 1932 – Вступила в ВКП (б), чтобы приблизить осуществление желания научиться летать.
  • В этом же году стала курсантом летной школы. Достоверно неизвестно, как ей это удалось. Есть версия, что для этого она обращалась с личной просьбой к К. Ворошилову во время его визита. По другой версии, начальник «сломался» под неутомимым натиском упорной женщины. По третьей, – помогло то, что в тот момент набралось еще 6 девушек, дерзнувших освоить летную профессию. Добившись своего, усердно училась, отдавая этому занятию все время, кроме сна. Говяз оказалась способной ученицей. Дебютный самостоятельный полет выполнила на высшую оценку, при этом от ощущения счастья громко пела.
  • 1933 – Стала летчицей и была направлена в Бобруйскую авиабригаду, где вскоре стала командовать звеном. Потом служила под Житомиром и Киевом.
  • Весна 1935 – Переведена в Московский военный округ и вскоре оказалась в Генеральном штабе на должности инспектора ВВС.
  • 1936 – Участвовала во Всесоюзном совещании жен комсостава РККА в Московском кремле, заявив, что готова летать выше всех летчиц в мире.
  • 22 мая 1937 – 1-й международный рекорд Осипенко: на самолете с поршневым двигателем покорила высоту 8864 м.
  • 25 мая 1937 – 2 новые победы. Взяла высоту 7605 м с грузом полтонны и в тот же день подняла 1-тонный груз на 7009 м. Приборы замерзали, а мотор переставал работать, но летчица не согласилась с мнением конструкторского бюро, что из машины выжато максимум возможного.
  • 1938 – С М. Расковой и В. Ломако пролетела за 9,5 часов 1749 км, установив дебютный рекорд по дальности полета на гидросамолете по замкнутой траектории.
  • 2 июля 1938 – С теми же коллегами «измерила» страну с юга на север на гидросамолете. Тяжелый груз сильно препятствовал набору высоты и снижению, а в полете мешали дымка, облачность, обледенение и грозовой фронт, но удалось перекинуть «мост» длиною 2416 км из Севастополя в Архангельск.
  • Бешеная популярность способствовала популяризации военной службы среди женщин. Приходилось отвечать на мешки писем об учебных заведениях и условиях поступления и службы.
Марина Раскова и Полина Осипенко готовятся к полету (1938)

Марина Раскова и Полина Осипенко готовятся к полету (1938)

  • 24-25 сентября 1938 – С коллегами М. Расковой и В. Гризодубовой совершила на Ант-37 рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток. За 26,5 часов летчицы преодолели путь длиною 6550 км. Потеряв из-за погоды ориентацию и истратив горючее, они садились на заболоченной поляне, убрав шасси. Спасатели нашли их через 9 дней. По приказу Гризодубовой Раскова выпрыгнула с парашютом, ее нашли на день позже совсем истощенной и несли на носилках.
  • 2 ноября 1938 – Впервые среди женщин СССР всему экипажу присвоили звания Героев Советского Союза.
  • Май 1939 – Прибыла на учебно-тренировочные сборы, проводившиеся под Рязанью.
  • 11 мая 1939 – Самолет с майором Осиповой и комбригом А. Серовым ушел в штопор, и летчики погибли. Захоронены в Кремлевской стене столицы СССР.
  • 16 мая 1939 – На заседании ГВС РККА рассмотрели вопрос о причинах многочисленных летных аварий и катастроф и мерах по их устранению.
Летчица Полина Осипенко

Летчица Полина Осипенко

Личная жизнь

1-м мужем Полины стал летчик Степан Мефодьевич Говяз. Они зарегистрировали брак 1 февраля 1926 года. Односельчанин заразил избранницу любовью к своей профессии и помогал готовиться к поступлению в летную школу.

С первым мужем Степаном

С первым мужем Степаном

Когда она училась, мужа отправили служить в Ростовскую область, где его настигли репрессии, что и привело к разводу. После этого уничтожили не только сведения о нем в биографии вознесенной к славе супруги, но и документы о его существовании и захоронении. Последнее упоминание о нем касалось пребывания в ИТК возле Баку. Только в 2001 году он был реабилитирован.

В феврале 1934 года Полина вышла замуж за командира летного звена Александра Степановича Осипенко, но фамилию сменила лишь через 2 года.

С мужем Александром (в форме). Рядом неизвестные женщина и мужчина с ребенком

С мужем Александром (в форме). Рядом неизвестные женщина и мужчина с ребенком

В 1938 году родился сын Павел. После гибели матери он воспитывался дядей. Потом по комсомольской путевке уехал в Хабаровск, где работал мастером на оружейном заводе. К сожалению, женщине не удалось ни полноценно испытать радости материнства, ни понянчить внуков. Названная в ее честь внучка Полина работала поваром-полуфабрикатчиком.

Достижения и память

Полина Осипенко запомнилась скромной, милой и душевной женщиной, стремившейся прожить жизнь в кристальной чистоте. Благодаря упорству и трудолюбию простой крестьянке не только удалось овладеть профессией летчика, но и принести своей стране 5 мировых женских рекордов в авиации. Она совершила такие беспрецедентные по дальности и высоте перелеты, которые не каждому мужчине оказывалась по плечу.

Награждена званием Героя Советского Союза, 3 орденами и медалью.

В память легендарной летчицы названы:

  • Песня А. Твардовского «Полина».
  • Сорт сирени.
  • Кратер на Венере.
  • Совхоз в Крыму.
  • Грузовое судно.
  • Село в Хабаровском крае.
  • Площади и улицы в разных городах бывшего СССР.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *