ФИО: | Вельяминов Петр Сергеевич |
Дата рождения: | 7 декабря 1926 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Стрелец |
Деятельность: | Актер театра и кино |
Дата смерти: | 14 июня 2009 г. (82 года) |
Начало жизненного пути
У Петра Сергеевича Вельяминова замечательное родословное древо, уходящее корнями в древний дворянский род, мужчины которого выбирали дорогу военного служения. Он появился на свет 7 декабря 1926 года в Москве. Подрос, стал учиться, сочетая занятия в двух школах: обычной и музыкальной (класс скрипки). У Петра была старшая сестра. В семье царили тёплые отношения. Особую роль в создании домашней атмосферы играла мать Татьяна Ермиловна.
Отцу, Сергею Петровичу, довелось 17 лет провести в лагерях, хотя в 1918 году он добровольно присягнул служить Красной армии и принадлежал к высшему командному составу. Его арестовывали дважды: в 1936 и 1943 годах. Второй раз забрали и других членов семьи. Придя с фронта домой на побывку под Новый 1944 год, старший Вельяминов застал следы погрома. Оказалось, что накануне взяли жену, а ещё раньше – сына. На четвёртый день пришли и за ним.
Страницы биографии
- Самостоятельная жизнь будущего артиста началась за решёткой. 16-летним он был арестован в марте 1943 года, как сын бывшего царского офицера. Статья обвинения – 58-ая, участие в антисоветской организации, наказание – 10 лет исправительно-трудовых работ. Узнав, что арестована и мать, юноша хотел покончить с собой, но его спасли. Было время, когда он едва не отправился на тот свет от истощения и дистрофии. В лазарете лагеря Петра выходила сотрудница, оказавшаяся матерью его одноклассницы. Позже он нашёл отдушину в самодеятельности, читал стихи, участвовал в постановках, за что начальство колонии сократило ему срок почти на полгода.
- Весной 1952 года, освободившись, молодой Вельяминов три года жил и работал в Абакане из-за ограничений паспортного режима для бывших политзаключённых. Вначале трудился на лесозаготовках, а потом устроился в театр имени Лермонтова. В нём он декламировал стихи, сыграл матроса Кошкина в спектакле «Любовь Яровая».
- В 1955 году его пригласило руководство Тюменского областного драмтеатра. В 1956 году Петра навестил отец. Он был реабилитирован, восстановлен в звании полковника. Была освобождена и Татьяна Ермиловна. Родители вновь были вместе и даже добились военной пенсии для отца. Это дало и их сыну чувство духовного равновесия и свободу творческого выбора, хотя его дело о снятии судимости было пересмотрено позже (реабилитирован в 1984 году).
- Пётр Вельяминов стал искать «свой» театр, в котором не было бы рутины, жил дух поиска. С 1959 по 1970 годы он кочевал по городам России, сменил шесть театров, задерживаясь по 2-3 года в каждом.
- В 1970 году на сцене Свердловского театра актёра увидели режиссёры В. Краснопольский и В. Усков. Они искали исполнителя на главную роль в свой сериал «Тени исчезают в полдень». Так с образа председателя колхоза Захара Большакова началась успешная карьера Петра Вельяминова в кино.
- В 1972 году он смог возвратиться в столицу, прошёл слушанья в театре «Современник» и вскоре сыграл в спектакле «Восхождение на Фудзияму» у начинающего режиссёра Г. Волчек. Были и другие работы. Но желание сниматься в кино взяло верх, тем более что недостатка в предложениях не было.
- Поэтому в 1974 году Вельяминов перешёл в штат Театра-студии киноактёра, где числился до 1995 года, имея возможность принимать участие во всех предлагаемых кинопроектах.
- В 70-ые годы фильмография актёра составила 22 картины, начиная со звёздного дебюта («Тени исчезают в полдень»). Очень значительной стала также работа в многосерийной ленте-эпопее «Вечный зов» (герой Поликарп Кружилин). Съёмки шли на «Мосфильме» десять лет – с 1973 по 1983 годы. Успехом у зрителей и критиков были отмечены фильмы с участием П. Вельяминова: «Командир счастливой “Щуки”», 1972 г.; «Иванов катер», 1972 г.; «Скворец и лира», 1974 г.; «Освобождение Праги», 1976 г.; «Сладкая женщина», 1976 г.; «Гонки без финиша», 1977 г.; «Пыль под солнцем», 1977 г.; «Версия полковника Зорина», 1978 г.; «Пираты ХХ века», 1979 г.
- В 1976 году Пётр Сергеевич Вельяминов был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР. Артист был очень популярен и любим в СССР. Интерес к нему за рубежом проявился во время поездки в Париж со съёмочной группой фильма «Тени исчезают в полдень» в 1979 году.
- В 1979 году П. Вельяминов был награждён Государственной премией за создание образа Поликарпа Кружилина в фильме «Вечный зов».
- В 80-ые годы актёр был занят в 25 фильмах. В 12-и из них сыграл главные роли. Часто приходилось создавать образы партократов, чиновников. Популярными у зрителей стали картины, где герои Вельяминова проявляли не столько умение руководить, сколько подлинные мужские качества: «Ночное происшествие», 1980 г.; «В начале игры», 1981 г.; «Возвращение резидента», 1982 г.; «Челюскинцы», 1984 г.; «Железное поле», 1986 г.; «Конец операции “Резидент”», 1986 г.
- В 1985 году артисту присвоили звание Народного. В последующие двадцать лет, несмотря на кризис и застой в киноиндустрии и театре и собственный пенсионный возраст, Пётр Вельяминов оставался в строю. С 1995 года он стал служить в Санкт-Петербургском театре комедии имени Н.П. Акимова, на его сцене сыграл в пьесе «Мужчины в её жизни».
- В 90 – 2000-ые из двух десятков ролей только 4 были главными. Качество предлагаемого материала иногда не выдерживало критики. Интересной для артиста оказалась встреча с историческим героем в фильме «Ермак» (1996 г., главный персонаж Мелентий). Другие образы: полковника КГБ, прокурора, торговца оружием, священника, тренера по дзюдо – были данью эпохе безвременья, пробудившей интерес к криминальной теме.
- В 2005 году в честь празднования 50-летия творческого служения актёра искусству Театральная академия преподнесла ему необычный именной студенческий билет. Ведь П.С. Вельяминов, сыгравший около 300 ролей и ставший Народным артистом, не имел специального образования. Он обучался мастерству в самодеятельности, а затем всю жизнь на съёмочной площадке и на сцене театра.
- В последние годы Пётр Сергеевич, перестав активно сниматься и играть в театре, не оставался без дела: преподавал актёрское мастерство на одном из вновь открытых театральных факультетов, был попечителем строящегося приюта для животных. В 2002 году он стал «Человеком года», ему был вручён народный орден «Созидатель Петербурга». Официальная награда, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, была присуждена в 2007 году.
- В 2006 году у артиста диагностировали болезнь Паркинсона. Через три года, в возрасте 82 лет он умер от пневмонии, которая развилась после гриппа. Это случилось 14 июня 2009 года. Прах покоится на Волковом кладбище, на Литераторских мостках, в Санкт-Петербурге.
Личная жизнь
В частной жизни П.С. Вельяминов в течение 35 лет пять раз вступал в брак. Первый раз – в 1953 году, а последний – в 1988-ом. Не все его жёны имели творческие профессии, а все трое детей, напротив, пошли по стопам отца.
Дочь от первого брака – Екатерина, состоялась как актриса в Омском тюзе, стала заслуженной артисткой России. Её мать, заслуженная артистка Людмила Нюхалова, служила в этом же театре, умерла в 2012 году. Её брак с Петром Вельяминовым продлился несколько лет.
Сын Сергей и дочь Галина, родившиеся от второй жены Галины Гришиной, тоже учились актёрскому мастерству. Три последующие брака Вельяминова были бездетны.
Супруга Татьяна Танакова была спутницей его жизни последние 20 лет. Она оставила работу в банке и посвятила себя мужу и дому.
Во времена перестройки и распада СССР Пётр Сергеевич стал серьёзно интресоваться своими предками, дореволюционной историей дворянского рода Вельяминовых. В 1990 году получил диплом № 20 как член Российского дворянского собрания, в последующие годы представлял санкт-петербургское дворянство на различных форумах. В 1995 году вступил в петербургскую масонскую ложу «Астрея», но о деятельности в её рядах никаких сведений не оставил.
Значение творчества
П.С. Вельяминов оставил глубокий след в советском киноискусстве. Сериалы «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», в которых он сыграл главные роли, воспринимались как хрестоматия народной жизни на переломе эпох.
Особую популярность актёру принесло участие в фильме «Пираты ХХ века». Сильные мужские характеры, в том числе образ капитана сухогруза Ивана Ильича, сыгранного Вельяминовым, сделали картину первым советским боевиком, проложив этому жанру путь в советском кинематографе.