ФИО: | Глебов Петр Петрович |
Дата рождения: | 14 апреля 1915 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Овен |
Деятельность: | Актер театра и кино |
Дата смерти: | 17 апреля 2000 г. (85 лет) |
Дворянин Петр Петрович Глебов – удивительно глубокий и талантливый человек. Обладатель благородной внешности и умения вкладывать душу в экранных героев снялся в 62 кинофильмах. Настоящим шедевром актерского мастерства стала работа в картине «Тихий Дон» в образе казака Григория, попавшего в водоворот социальных потрясений.
Исполнитель создал героя, искренность, правда характера которого, буквально завораживает зрителей, заставляет сопереживать неповторимый человеческой личности – принимать близко к сердцу его страдания, зажигаться любовной страстью и ненавистью, чувствовать напряжение в острые сюжетные моменты. Характерный персонаж культового произведения, по красоте, достоверности и эмоциональному воздействию на зрителей, – заоблачная вершина актерского искусства.
Начало жизненного пути
Петр Петрович – представитель аристократического семейства, в родословной которого переплелись корни дворянских ветвей Глебовых, Голицыных, Орловых-Денисовых, Трубецких. Отец Петр Владимирович Глебов заработал большой капитал, занимаясь разведением элитных лошадей, возглавлял дворян Каширского уезда. Мама принадлежала к известному роду Михалковых, и приходилась тетушкой поэту Сергею Владимировичу Михалкову.
Детство мальчика прошло в усадьбе Назарьево (рядом со Звенигородом). Ранние годы жизни, проведенные в живописном месте, в кругу родных, актер всегда вспоминал со светлой ностальгией. Правда, радостный период длился недолго. Когда ребенку исполнилось 7 лет, не стало главы семейства (отец заразился тифом и умер). Фамильное имение перешло в руки большевиков. Из особняка вдову с детьми переселили в небольшой флигель, отобрав все ценные вещи. Родственники, живущие за границей, предлагали осиротевшей, подвергшейся гонениям семье переехать, но мама решила остаться на родине.
В 1931 году Петр окончил семилетнюю школу и поступил в дорожный техникум. Выбор профессии был абсолютно случаен. В революционные годы отпрысков знатного рода неохотно брали в учебные заведения. Многие училища и институты отказывали абитуриентам в праве поступления, если в графе о социальном положении фигурировала запись – дворянин. Отучившись 4 года, юноша устроился работать гидротехником в Богучарское земельное управление.
Брат Григорий, наблюдавший в детстве тягу мальчика к творчеству, предложил ему попробовать свои силы на актерском поприще. Григорий тесно общался с гениальным режиссером Константином Сергеевичем Станиславским, помогал в организации новой театральной студии с актерскими обучающими курсами. Он настойчиво советовал Петру приехать в столицу, и пройти отборочный тур. Послушав старшего брата, молодой человек сдал экзамены, и был зачислен в учебную группу Оперно-драматической студии. После обучения перспективного выпускника приняли в штат культурного учреждения, носящего имя великого реформатора сцены – столичный Драматический театр Станиславского.
После войны Петр Петрович продолжил сценическую работу в Театре Станиславского, в 1969 году перешел на службу в Театр киноактера. Первые шаги в кино сделал еще в годы учебы в театральной студии. В 1940 году сыграл эпизодическую роль (зрителя на соревнованиях по плаванию) в мелодраме «Любимая девушка».
Славу и народную любовь принес образ казака Григория Пантелеевича Мелехова в экранизации культового романа Шолохова «Тихий Дон». Исполнителя сначала утвердили на роль белого офицера, но во время проб режиссер Сергей Герасимов передумал, разглядев в статном, волевом красавце главного героя. Выбор одобрил и автор произведения. Михаил Александрович Шолохов, рассматривая фотографии претендентов на роль, остановил свой взгляд на снимке Глебова со словами, что другого казака он здесь не видит.
Петр Петрович так глубоко проникся в образ, так правдиво сыграл свою роль, что уже на протяжении 6 десятилетий, зрители, просматривая фильм, не видят перед собой артиста дворянских корней. Не возникает и тени сомнения, что на экране настоящий представитель особой социальной общности – казачества, сильная личность, абсолютно живой и достоверный герой.
Хронология важных событий
Слава к народному артисту пришла не сразу. Свою знаменитую роль Петр Петрович сыграл, когда ему уже исполнилось 43 года. А сначала были лишения, война, эпизодические съемки. Однако талантливой личности удалось найти дорогу к успеху, и сделать немало для процветания отечественного киноискусства.
Список особых биографических дат включает следующие события:
- 14 апреля 1915 г. – День рождения (Москва)
- 1935 г. – завершение обучения в Брасовском мелиоративно-дорожном техникуме (специальность – гидротехник)
- 1940 – окончание актерских курсов при Оперно-драматической студии.
- 1941-1969 гг. – служба в Драматическом театре имени Станиславского.
- 1958 г. – звездная работа – образ казака Мелехова в экранной постановке «Тихий Дон» (на Всесоюзном кинофестивале получил приз «За лучшую главную мужскую роль»)
- 1959 г. – присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР.
- 1961 г. – центральный герой картины «Поднятая целина».
- 1961 г. – запоминающийся персонаж (майор Лунин) в ленте «Балтийское небо».
- 1962 г. – интересное воплощение австрийского композитора Сальери в музыкальной постановке «Моцарт и Сальери».
- 1964 г. – яркая игра в облике Ивана Грозного в музыкальном фильме «Царская невеста».
- 1969 г. – включение в штат Театра киноактера.
- 1970 г. – убедительное и красивое воплощение легендарной личности – генерал Павел Алексеевич Ротмистров в эпопеи «Освобождение».
- 1970 г. – награждение почетным знаком «Отличник кинематографии».
- 1974 г. – герой первого плана – командир партизанского соединения в военной истории «Пламя» (за мастерство игры награжден серебряной медалью Довженко)
- 1974 г. – возведение в статус Народного артиста РСФСР.
- 1975 г. – присвоение престижного титула Почетного кинематографиста России.
- 1978 г. – интересный персонаж – атаман Степан Федулов – в исторической драме «Емельян Пугачев» (в 2015 году выпущена марка с изображением актера в этой роли)
- 1981 г. – награждение Орденом Ленина за вклад в развитие советского искусства. В этом же году становится народным артистом СССР.
- 1983 г. – запоминающийся персонаж – Анатолий Зубов – в мелодраме с элементами комедии «Мужики» (работа отмечена Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых)
- 1985 г. – воплощение образа советского маршала Семена Михайловича Буденного в военной картине «Битва за Москву».
- 1985 г. – награждение Орденом Дружбы народов.
- 1990 – 2000 гг. – активная гастрольная деятельность с концертной программой, включающей исполнение казачьих песен, лирических баллад и рассказ смешных историй из профессиональной жизни.
- 1993 г. – съемки в комедийном фильме украинских кинематографистов «Бравые парни».
- 2000 г. – начало работы в последней картине «Сага древних булгар» (из-за постоянной работы в сырых помещениях развился бронхит, исполнитель был вынужден отказаться от участия в съемках)
- 17 апреля 2000 г. – дата смерти. У актера возникли проблемы с сердцем, он проходил лечение в клинике, отпросился у врачей на свой День рождения. Дома оторвался блуждающий тромб и закупорил сосуды, вызвав остановку сердца. Любимца публики проводили с почестями. Прах покоится на Ваганьковском кладбище.
Семья
Петр Петрович в жёны себе выбрал девушку из интеллигентной среды – Марию Алексеевну Левицкую. Юная красавица нравилась многим кавалерам, и для завоевания ее расположения актер приложил немало усилий. Мария Алексеевна ответила на чувства поклонника, как она сама прокомментировала, почувствовав, что они – люди одной крови, для которых важны общечеловеческие качества – доброта, отзывчивость, оптимизм и верность. Поженились в 1948 году, и счастливо прожили в браке 52 года (вплоть до кончины знаменитости).
Вдова вспоминала, что красивый и известный супруг постоянно привлекал внимание женщин. Стоило Глебову улыбнуться, и женщины воспринимали улыбку, как знак симпатии, и начинали флиртовать. Мария Алексеевна ревностно сетовала, и даже предлагала расстаться. Но муж с неизменной лаской в голосе отвечал: «Масечка, я не виноват». Он не уставал объясняться жене в своей преданной любви. Каждый год пара праздновала годовщину свадьбы. Если супруг в юбилейное число (9 июля) был задействован на съемках и находился далеко от дома, то обязательно присылал любимой Марии телеграмму с поздравлениями.
Супруги родили и воспитали двух девочек – Елену (1956) и Ольгу. Сейчас Елена Глебова – заслуженная артистка России, в арсенале которой множество интересных работ в постановках столичного Художественного академического театра. Ольга стала преподавателем английского языка, создала семейный союз с известным музыковедом Святославом Игоревичем Бэлзой, родила сына Федора.
Заключение
Революционные события, происходившие в стране в начале 20 столетия, изменили судьбу дворянина знатного рода. Дорога из пучины социальных потрясений вывела аристократа, лишенного капитала, на неожиданный для него актерский путь. Примечательно, что лучшей ролью Петра Петровича стал образ казака Григория Мелехова, попавшего в водоворот революционных событий, и остро переживающего смену строя и уклада жизни.
В экранный образ вложено много личностных переживаний актера. Характер персонажа, его эмоции, суждения (порой ошибочные выводы), искренние движения души самобытной человеческой личности – всё это было скорее не сыграно, а прожито исполнителем. Созданный на оголенных нервах, герой «Тихого дона» потрясает правдой и глубиной.
В биографии талантливого исполнителя нашлось место театральному творчеству. В военные годы и 25 лет после окончания войны Петр Петрович выходил на сцену Театра, носящего имя его любимого педагога, давшего путевку в профессию, Константина Сергеевича Станиславского. Заметными театральными работами стали роли в пьесах «Дни Турбиных», «Однажды в двадцатом», «Три сестры», «Салемские ведьмы». Позднее артист вошел в состав труппы Театра киноактера, занимался активной концертной деятельностью. Его «байки со съемок «Тихого Дона»» и казачьи песни очень нравились слушателям.
Актер, картины, с участием которого вошли в сокровищницу отечественного киноискусства, удостоен множества наград – Ордена «За заслуги перед Отечеством», Ордена Ленина, Ордена Дружбы народов, медали Довженко, Премии братьев Васильевых, знака «Отличник кинематографии СССР». Знаменитый исполнитель носил звание Народного артиста и Почетного кинематографиста России. Но главная награда – всенародное обожание.
Любимца публики не стало в 2000 году. Вместо обычной фотографии могильный обелиск украшает барельеф с изображением актера в культовом образе казака Мелехова, ведущего под уздцы любимого коня. Поклонники не забывают своего кумира, создавшего на экране особый мир с подлинными страстями и сокровенными переживаниями, – на могиле всегда лежат любимые цветы артиста – алые гвоздики.