Поль Мориа: биография и личная жизнь композитора


Поль Мориа

Полное имя: Поль Мориа
Дата рождения: 4 марта 1925 г.
Место рождения: Марсель, Франция
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Композитор, дирижер, аранжировщик
Дата смерти: 3 ноября 2006 г. (81 год)

Французский дирижёр и аранжировщик Поль Мориа был чрезвычайно популярен в России. Его пластинки, выпускаемые огромнейшими тиражами фирмой «Мелодия», были практически в каждом доме. Его музыка звучала с кино- и телеэкранов. Его детище – гранд-оркестр – знаком любителям музыки во всем мире. А творчество любимо не одним поколением.

Рождение большой мечты

Поль Мориа родился в Марселе 4 марта 1925 года. Он мог стать кем угодно, если бы не отец. Будучи почтовым служащим, он был увлечен музыкой, играл на разных музыкальных инструментах (рояле, арфе, гитаре). Природа наделила его еще и даром педагога.

Убедившись, что его трехлетний малыш Поль в состоянии воспроизвести на фортепиано мелодию, услышанную по радио, он сам учит мальчика музыке. В течение 6 лет в игровой форме ребенок осваивал серьезные вещи.

Когда Полю исполнилось 10, по настоянию отца он поступил в консерватории в Марселе, где продолжил обучение по классу фортепиано. По прошествии четырех лет учебное заведение было с отличием окончено. Теперь он мечтал лишь об одном – стать профессиональным пианистом.

Стараниям отца Поль обязан, что музыка для него не стала забавой, а выросла сначала в серьезное увлечение, а позднее стала делом всей жизни. Уже известным дирижером, Мориа очень сожалел, что отцу не суждено было дожить до времени, когда его сын обрел всемирную славу.

Поль Мориа в молодости

Поль Мориа в молодости

События из жизни

Путь к славе не был простым. Возможно он стал бы великим пианистом, но у судьбы на него были другие планы. В жизнь юного музыканта буквально ворвался джаз, сразил его наповал своими ритмами.

  1. 1942 – в свои 17 он создал первый оркестр. Его музыканты, за исключением одного молодого парнишки, были взрослыми людьми, даже годились в деды и отцы. А в музыке, которую они играли, классика отлично уживалась с джазом. Своих постоянных слушателей новый оркестр обрел в лице посетителей мюзик-холлов и кабаре в годы Второй мировой войны. И все же это был только эксперимент.
  2. 1951 – Поль переезжает в Париж. В моду вошла совсем иная музыка, публика фанатеет от английских и американских бит-групп. А его вкусы остались все теми же сентиментальными. Он мечтает о большом оркестре. Но публике это неинтересно.
  3. 1957 – оркестр его распадается. А сам Мориа теперь аккомпаниатор и аранжировщик в звукозаписывающей компании «Barclay». Здесь он знакомится с Шарлем Азнавуром, они даже вместе работают над его песнями. Молодой талантливый музыкант сделал для Шарля и других французских исполнителей немало аранжировок для песен.
  4. 1962 – Мориа создает «Chariot», в сотрудничестве с Франком Пурселем, известным французским композитором. Это его первый хит, который завоевывает признание во многих странах мира.
  5. 1964-1965 – Поль работает с Раймоном Лефевром, французским аранжировщиком и композитором, над музыкальным сопровождением к кинокомедиям «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке».
  6. 1965 – ему уже 40. Наконец, сбылась заветная мечта. Поль Мориа создает свое знаменитое на весь мир детище гранд-оркестр «Le Grand Orchestre de Paul Mauriat». А сам становится его дирижером. Уже давно в нем живет убеждение, что нет в музыкальном мире независимее человека, чем дирижер. Для многих стало неожиданностью, что оркестр Поля Мориа стал очень быстро набирать популярность. На его концерты зрители буквально валом валили. Музыка, которую играл этот коллектив, от капризов моды не зависела, она была настоящей.
  7. 1966 – начало сотрудничества с Мирей Матье.
  8. 1967 – Поль впервые в Советском Союзе. Он приезжает с Матье, как ее аккомпаниатор. С ними оркестр «Олимпия».
  9. 1968 – созданная Мориа оркестровая версия песни «Love is Blue» представлена в конкурсе «Евровидение-1967». Она поднимается на верхние строки хит-парадов США, покоряет множество других стран.
  10. 1969 – гранд-оркестр активно гастролирует по миру: Соединенные Штаты, Южная Корея, Япония, Канада, Бразилия и страны Латинской Америки.
  11. 1969-1972 – для Мирей Матье Поль пишет около пятидесяти песен и остается ее аккомпаниатором и директором.
  12. 1978 – Мориа второй раз приезжает в СССР. В Москве он дает семь концертов.
  13. 1994 – подписан контракт с японской звукозаписывающей студией «Pony Canyon». Дирижер записывает новые композиции, а некоторые из величайших хитов перезаписывает.
  14. 1997 – записан последний альбом оркестра под названием «Romantic».
  15. 1998 – последний тур в Японию. Поль прекращает сценическую деятельность. но поклонники хотят слушать любимый оркестр.
  16. 2000 – Поль принимает решение, что его детище продолжит выступления с другим дирижером. В первом туре в 2000 и последующих до 2004 года году им был Жиль Гамбюс, в 2005 году – Жан-Жак Жустафре. Сам оставался руководителем оркестра: выбирал программу концерта, музыкантов, просматривал оркестровки, при необходимости вносил изменения, следил за репетициями. В общем был художественным руководителем во всем.
  17. 2006 – 3 ноября ушел из жизни великий французский аранжировщик и дирижер Поль Мориа. Его супруга и наследница приняла решение – «Le Grand Orchestre de Paul Mauriat», который выпустил за 28 лет активной концертной деятельности сотни записей и сборников, прекращает свое существование.
Композитор Поль Мориа

Композитор Поль Мориа

История любви

Эта пара оставалась неразлучной с момента встречи в 1952 году до кончины великого музыканта. Ирен стала его жизнью, любовью, другом. Ради любимого она без сожалений оставили работу школьного учителя, чтобы сопровождать его во время гастролей, всегда быть рядом.

Ирен не переставала восхищаться Полем и его творчеством. Они были такими разными. Но именно это, по мнению маэстро, их особенно сближало. У них не было детей. Но никогда их счастье не было омрачено интригами, подозрениями в неверности, случайными романами.

С женой Ирен

С женой Ирен

И напоследок…

Упорство, верность и постоянство – эти слова очень верно характеризуют этого великого музыканта. Ребенком поставив перед собой цель, он шел к ней, не сдаваясь и не сворачивая с избранного пути. Выбрав однажды служение музыке, Поль Мориа оставался верен ей всю жизнь. Не он первым изобрел «легкую оркестровую музыку», это сделали до него другие. Но Поль довел ее до совершенства. Он сумел достичь вершин славы, его самого и его детище знали и любили во всем мире. И эту искреннюю любовь дирижер высоко ценил.

Мы слышим бессмертную музыку из фильмов «Крестный отец», «История любви», «Шербурские зонтики» и вспоминаем маэстро Поля Мориа. Она живет вне пространства и времени. Ее будут слушать и ею восхищаться еще не одно поколение.

Музыка занимала почти все его время. Совсем немного его оставалось на другие увлечения: теннис, плавание, шахматы, чтение. Но и им находилось место, и достопримечательностям, которые музыкант охотно изучал, бывая на гастролях в разных странах.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *