Олег Ефремов — биография и личная жизнь


Ефремов Олег Николаевич

ФИО: Ефремов Олег Николаевич
Дата рождения: 1 октября 1927 г.
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Актер, режиссер, педагог
Дата смерти: 24 мая 2000 г. (72 года)

Олег Николаевич Ефремов – великий режиссёр, актёр советского и российского кино, основатель театра «Современник». Прожив удивительную творческую жизнь, получил множество наград и Государственных премий, стал основателем актёрской династии.

Детство и юношеские годы

Родился в простой семье, его маму звали Анна Дмитриевна, а папу – Николай Иванович. Олег уже с детства был увлечён творческими постановками. Он жил в коммунальной квартире и вместе с Германом Меньшениным — двоюродным братом, частенько играл в самодельный театр, вырезая из картона и бумаги фигурки персонажей, а подручные материалы становились элементами декораций. Отец был бухгалтером в ГУЛАГе, и в 1941 семья была отправлена в посёлок под названием Абезь, расположенный недалеко от Воркуты, где и прожила два года по долгу службы отца. Этот период жизни близко познакомил Олега Николаевича с уголовной жизнью, что не могло понравиться отцу, и было принято решение о возвращении в Москву.

Олег Ефремов в детстве

Олег Ефремов в детстве

В школьные годы будущий режиссёр играл в постановках драмкружка Дома Пионеров, находившегося на старом Арбате.  Именно там было принято решение поступать в МХАТовскую Школу-студию, куда был принят с первой же попытки.

В юности

В юности

Основные события

  1. 1949 г. — Окончив Школу-студию, Олег Николаевич собирается во МХАТ, где получает отказ, повлиявший на всю его дальнейшую жизнь. Поначалу казавшаяся катастрофической, ситуация принимает иной оборот с предложением возглавить деятельность Центрального детского театра. Именно здесь состоялся его главный дебют – образ Володи Чернышева, которую критики приняли на «ура». Параллельно с театром, Олег становится преподавателем в Школе-студии МХАТ, где ассистирует театральному педагогу и режиссёру Кареву Алексею Михайловичу.
  2. 1950 – 1954 г. — В ЦДТ меняется руководство – главным режиссёром становится М.О. Кнебель, уволенная из МХАТа, и приходит режиссёр А.В. Эфрос. Эти перестановки способствуют полному преображению театра, о котором вскоре заговорила вся Москва. Годы, проведённые в ЦДТ, принесли Ефремову невероятную известность в качестве актёра. Им были сыграны роли во множестве постановок, среди которых: «Дубровский» (А. Пушкин); «Недоросль» (Д. Фонвизин); «Горе от ума» (А. Грибоедов); «Два капитана» (В. Каверин).
  3. 1955 г. – Дебют в качестве режиссёра ЦДТ – Ефремов ставит музыкальную комедию «Димка-Невидимка». Первая роль в кино – Алексей Узоров, комсорг из фильма «Первый эшелон». В дальнейшем было сыграно множество подобных ролей, это мог быть образ положительного чекиста, правильного секретаря парткома, сотрудника милиции. Несмотря на обширный список социальных ролей, зрители больше всего полюбили Ефремова в лирических образах, таких, как Саша – водитель такси в ленте «Три тополя на Плющихе», роль Айболита в одноименном фильме.
  4. 1956 г. — Вместе с другими выпускниками и студентами МХАТ сформировывает коллектив, мечтающий возродить для Художественного театра студийные традиции. Так появился театр «Современник», именованный «Студией молодых актёров». Началом «Современника» считается постановка «Вечно живые» драматурга Розова В.С., которую режиссировал Олег Ефремов и он же сыграл Бороздина. В работе театра принимают участие такие, впоследствии известные личности, как: Олег Табаков; Игорь Кваша; Галина Волчек; Светлана Мизери; Евгений Евстигнеев; Лилия Толмачёва.
  5. 1960 г. – труппа делает постановки не только в Москве, но и гастролирует с успехом в Ленинграде. Коллектив, возглавляемый Ефремовым, возрождает российский театр из кризиса и застоя, собирает вокруг себя молодых литераторов, критиков, актёров, даёт новую жизнь старым пьесам.
  6. 1970 г. – сбывается давняя мечта Ефремова – он приглашён руководить МХАТом, переживающий в то время полный упадок. Окрылённый предложением, он не знает, на что соглашается. В противовес «Современнику», где в разные годы основной состав не превышает 35 человек, в Московском Художественном Театре численность свыше полутора сотни, причём большинство артистов не появляется на сцене по нескольку лет, а бездарные постановки, рекомендованные руководством свыше, не улучшают ситуацию. Полномочия по руководству коллективом как выяснилось позже, довольно ограниченны – Олег Николаевич не может уволить часть состава, что позволило бы улучшить ситуацию, и остался работать с тем, что есть. Его задачей на тот момент становится создание труппы внутри труппы, с которой он смог бы работать по своим правилам. Он предлагает своим коллегам из Современника пополнить коллектив МХАТа, но следуют за ним очень немногие. Ефремову все-таки удаётся изменить МХАТ – он возобновляет постановки по произведениям А. П. Чехова.
  7. 1976 г. – спектакль «Иванов» с Иннокентием Смоктуновским. В этом же году получает звание Народный артист СССР.
  8. 1980 г. – одна из лучших работ Олега – постановка «Чайки», которая до сих пор с блеском идёт на сцене театра.
  9. 1985 г. – постановка пьесы «Дядя Ваня», где он сам выступает в роли Астрова.
  10. 1987 г. – несмотря на некоторые изменения, обстановка в театре накалена и оборачивается крупным скандалом, вследствие которого происходит раскол. В результате появляется МХТ имени Чехова, под руководством О. Ефремова. Не найдя нового современного драматурга, он ставит классику и пьесы, уже потерявшие свою актуальность. В этом же году становится кавалером ордена Ленина.
  11. 1988 г. – актеру в спектакле «Кабала святош» достается роль Мольера.
  12. 1997 г. – хотя руководство театром для него с каждым годом становится все больше похоже на исполнение долга, чем на любимую работу, «Три сестры», завершающие «чеховский цикл» вызывают восхищение критиков и бурю оваций у зрителя.
  13. 2000 г. — дальнейшая работа сильно затруднена из-за болезни лёгких, и «Сирано де Бержерак» — постановка, над которой трудился режиссёр, увидела свет после его смерти. Актер ушел из жизни 24 мая на 73-ем году в своей квартире в Москве.
Олег Николаевич Ефремов

Олег Николаевич Ефремов

Личная жизнь

Несмотря на то, что официально Олег Ефремов был женат два раза, романов у него было намного больше. Его невероятное обаяние притягивало к себе женщин, даже когда он состоял в браке.

Первый брак у Олега Ефремова был зарегистрирован с актрисой Лилией Толмачевой, и хотя продлился он недолго –  всего несколько месяцев, они сохранили тёплые отношения, были коллегами в «Современнике».

С Лилией Толмачевой

С Лилией Толмачевой

Второй, гражданской женой стала актриса Ирина Мазурук, эти отношения начались ещё до официального развода с Толмачевой. У них родилась дочь, Анастасия, впоследствии ставшая театральным критиком. Одной из причин разрыва стал новый роман Ефремова с Ниной Дорошиной, так и не ставший впоследствии официальным браком – предложения от Олега не последовало.

С Ириной Мазурук

С Ириной Мазурук

В третий раз Олег Ефремов был женат на Алле Покровской –  молодой актрисе и дочери оперного режиссёра. Когда они познакомились, Алла была замужем, но настойчивые ухаживания Ефремова не остались без ответа, и через некоторое время они уже жили вместе. В браке родился сын, названный Михаилом, впоследствии ставший актёром театра и кино.

С Аллой Покровской

С Аллой Покровской

Во время гастролей театра, у Ефремова разгорелся роман с Анастасией Вертинской. По возвращении в столицу он не утих и длился ещё около десяти лет, но официально эти отношения так и не были зарегистрированы.

Анастасия Вертинская

Анастасия Вертинская

У Олега Николаевича семеро внуков, среди которых Ольга, Никита и Николай, продолжающие семейную традицию и ставшие актёрами.

Наследие

Будучи невероятно одарённым человеком, Олег Ефремов оставил после себя солидное наследие. Это и роли в кино, где по его словам «отдыхал от театра», и режиссёрская работа в театре, который ему удалось вывести на новый уровень, и преподавательская деятельность. Его ученики продолжали работу в «Современнике», выходя оттуда профессиональными режиссёрами. Прирождённое лидерство и умение сплотить вокруг себя коллектив ради общей цели позже стали называть «театрообразующим» началом Олега Ефремова.

Его талант никогда не подвергался сомнению, но в обычной жизни, по словам близких людей с ним зачастую было нелегко. Стремительные влюблённости, моментально вспыхивающие и также быстро заканчивающиеся, были как погоня за музой, хотя главной страстью всей жизни Ефремова оставался театр.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *