ФИО: | Мышкова Нинель Константиновна |
Дата рождения: | 8 мая 1926 г. |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Телец |
Деятельность: | Актриса |
Дата смерти: | 13 сентября 2003 г. (77 лет) |
- Детские и юношеские годы
- Высшее образование и брак с Владимиром Этушем
- Начало кинокарьеры и брак с композитором Антонио Спадавеккиа
- Развитие кинокарьеры и брак с оператором Константином Петриченко
- Отъезд на киностудию Довженко и брак с режиссером Виктором Ивченко
- Смерть Виктора Ивченко и последние годы жизни Мышковой
- Личная жизнь
- Заслуги
Красивая женщина, вышивающая портрет сына и отрешенно повторяющая слова: «Что воля, что неволя – все равно…». Это советская актриса Нинель Мышкова, запомнившаяся ролью Марьи-искусницы в одноименной киносказке. В фильмографии Мышковой есть много и других ярких работ.
Детские и юношеские годы
Нинель Константиновна Мышкова родилась в Ленинграде 8 мая 1926 года. Ее отец Константин Романович Мышков – выдающийся советский военачальник, дослужился до звания генерал-лейтенанта.
Мама Наталья Васильевна была дворянского происхождения. Она дала своей единственной дочери хорошее образование и воспитание: знание нескольких языков, литературы и искусства, научила домоводству, шитью и вязанию.
Звучное имя девочки «Нинель» представляло собой ананим: прием словообразования, когда слово читается наоборот, от конца к началу. Если прочесть таким образом фамилию «Ленин» – вождя революции 1917 года и кумира всех советских людей, – то как раз и получится: «Нинель». Родителям такой выбор показался оригинальным, но подросшей дочери свое имя не нравилось. По ее просьбе друзья обращались к ней как к Еве, в дальнейшем стали называть Нелли.
Перед Великой Отечественной войной отец Нинель был назначен зам. начальника Артиллерийского управления. И.В. Сталин лично позаботился о переводе Мышкова на службу в Москву. Семье военного была предоставлена квартира по адресу Чистопрудный бульвар, дом 12.
В начале войны мать Наталия Васильевна с дочерью уехала в эвакуацию. В 1942 году Константин Романович Мышков трагически погиб в Сталинграде во время налета фашистской авиации. Его похоронили с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. 16-летняя Нинель осталась без отца. Наталия Васильевна на 25 лет пережила своего мужа, она скончалась в 1967-м.
Высшее образование и брак с Владимиром Этушем
Окончив школу, красавица и умница Нинель решила получить актерское образование. В 1943 году она с первой попытки стала студенткой Театрального училища им. Б.В. Щукина.
Уже на первом курсе Ева (как она тогда себя называла) Мышкова влюбилась в ассистента преподавателя по актерскому мастерству, фронтовика Владимира Этуша – впоследствии знаменитого актера и ректора Щукинского училища. Владимир Абрамович был на 4 года старше и пользовался повышенным вниманием у женщин. Он ответил девушке взаимностью, и вскоре молодые люди отправились в загс. В квартире на Чистопрудном бульваре Мышкова и Этуш жили скромно, но весело. У них в гостях часто собирались шумные артистические компании.
В 1947 году Нинель Мышкова завершила высшее образование с квалификацией актрисы театра и кино. По некоторым сведениям, параллельно с учебой в театральном вузе девушка занималась на двухгодичных курсах медицинских сестер, поскольку не была до конца уверена в правильности избранной ею актерской профессии.
Начало кинокарьеры и брак с композитором Антонио Спадавеккиа
В 1947 году, сразу по окончанию «Щуки», Нинель получила свою первую кинороль в кинофильме «За тех, кто в море» режиссера Александра Файнциммера: сыграла дивизионного врача Ольгу Шабунину. В этом же году актриса начала работать в Театре киноактера на договорной основе.
Актерская карьера и личная жизнь Мышковой всегда развивались параллельно. Так, во время съемок «За тех, кто в море» она познакомилась с Антонио Эммануиловичем Спадавеккиа – композитором с итальянскими корнями, учеником В.Я Шебалина и С.С. Прокофьева. Он был старше Нинель на 19 лет, уже прославился как автор музыки к знаменитому фильму «Золушка», а теперь оказался в одной съемочной группе с Мышковой. Роман между актрисой и композитором привел к тому, что Нинель развелась со своим первым мужем. Этуш был в отчаянии, однако собрал вещи и покинул квартиру бывшей супруги. Но брак Мышковой со Спадавеккиа тоже оказался недолгим.
Развитие кинокарьеры и брак с оператором Константином Петриченко
В 1952 году, спустя 5 лет после первой киноработы, Нинель Константиновна снялась в киносказке «Садко» режиссера Александра Птушко. Она воплотила образ Царевны Ильмень, безответно влюбленной в красавца-гусляра. Вторым оператором, снимавшим этот фильм, был Константин Никифорович Петриченко. Мышкова снова влюбилась. В 1953 году актриса и оператор поженились, на этот раз супруг был старше на 11 лет. В 1954 году у них родился сын, которого назвали Константином.
Нинель высоко оценивала профессионализм своего третьего мужа, однако вместе на съемочных площадках они больше не работали. После рождения сына, во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов, актриса создала несколько ярких кинообразов:
- 1956 год – сыграла жену главного героя Василису в еще одной киносказке Александра Птушко «Илья Муромец»
- 1957 год – в военной драме «Дом, в котором я живу» воплотила образ Лиды Кашириной, супруги геолога Дмитрия. в сложные отношения молодоженов ворвалась война, с которой Митя не возвратился.
- 1959 год – исполнила одну из своих самых ярких ролей: Марью-искусницу в одноименном фильме-сказке режиссера Александра Роу. заколдованную и лишенную воли мать вызволил из плена Водокрута Тринадцатого сын Иванушка.
- 1960 год – в кинокартине «Дом с мезонином» по произведению А.П. Чехова сыграла одну из сестер Волчаниновых – принципиальную и правильную Лидию.
- 1961 год – в фантастической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» сыграла Ольгу, замужнюю женщину, в которую влюбился главный герой – дикарь по имени Чудак в исполнении Сергея Юрского.
- 1962 год – в фильме «Никогда» Мышковой досталась главная женская роль Ирины – супруги директора судостроительного завода, сухого и властного Александра Ивановича Алексина, которого сыграл Евгений Евстигнеев.
- 1964 год – роль врача скорой помощи Ольги в фильме «Ноль три» режиссер картины Игорь Ельцов впоследствии стал диссидентом и поселился в Лондоне, поэтому все его работы оказались под запретом.
Нинель Константиновна снималась также и в других кинофильмах, во второстепенных ролях, а также продолжала играть в Театре киноактера.
Отъезд на киностудию Довженко и брак с режиссером Виктором Ивченко
Еще в 1962 году Нинель Константиновна снялась в военной драме «Здравствуй, Гнат» режиссера Виктора Илларионовича Ивченко – одного из ведущих режиссеров Киевской киностудии имени Довженко. Он безоглядно влюбился в актрису и предложил ей следующую совместную работу в кинокартине «Гадюка». На эту роль пробовалась Светлана Дружинина, но Ивченко выбрал Мышкову. Более того, ради Нинель он бросил свою прежнюю семью – жену Ольгу и сына Бориса. А Мышкова рассталась с Петриченко, оставила ему квартиру на Чистопрудном бульваре в Москве и переехала в Киев.
В 1965 году вышел фильм «Гадюка», где супруга режиссера сыграла главную роль революционерки Ольги Зотовой, бывшей купеческой дочери, ставшей на путь борьбы с белогвардейцами. Картина имела грандиозный успех и аншлаг в кинотеатрах. Ивченко был удостоен за работу Государственной премии им. Шевченко. А в 1966 году актриса и режиссер поженились.
В возрасте почти 40 лет Мышкова решилась на пластическую операцию, одной из первых советских актрис. Еще во время съемок «Гадюки» актриса конфликтовала с постоянным оператором Ивченко – Алексеем Прокопенко: ей не нравилось, как он ее снимал, она сравнивала операторскую работу Прокопенко с работой ее третьего мужа Константина Петриченко. Ивченко и Прокопенко поссорились, поэтому «Гадюку» доснял оператор Михаил Черный.
С тех пор Виктор Ивченко подчинил всю свою жизнь Нинель Мышковой – во всех главных ролях его фильмов снималась только она:
- 1967 год – сыграла трагическую роль жены красного командира Анны Перемытовой-Дзюбы в революционной драме «Десятый шаг»
- 1969 год – в фильме «Падающий иней» воплотила образ креолки-рыбачки Сильваны, познавшей счастье с моряком Гансом. страдая амнезией, тот забыл свое происхождение, а когда память вернулась – заговорил на русском языке и решил уехать на свою родину.
- 1970 год – в картине «Путь к сердцу» Мышкова сыграла журналистку Валентину Зорину, расставшуюся со своим любимым человеком, врачом Андреем Приходько из-за неприязни его сына.
- 1972 год – создала образ Софьи Петровны Грушко, медсестры и разведчицы времен Великой Отечественной войны в фильме «Софья Грушко» по заданию советского командования героиня сотрудничает с фашистами, расстреливает пленного командира Семена Лихолая, а затем спасает и лечит его раны.
Мышкова также снималась в кинофильмах других режиссеров, приезжая на время работы в Москву («Доктор Вера», 1967. «Мужской разговор», «Крах», 1968).
Смерть Виктора Ивченко и последние годы жизни Мышковой
Виктор Илларионович был на 14 лет старше супруги, страдал сердечными заболеваниями. Несмотря на то, что Ивченко был очень счастлив с Мышковой, он тяжело переживал конфликт с первой женой Ольгой из-за их разрыва.
В 1972 году Ивченко начал подготовку к съемкам фильма «Когда человек улыбается» и для поиска натуры отправился в Ростов-на-Дону. Там у него случился четвертый инфаркт, режиссера госпитализировали. Мышкова примчалась к мужу, и 6 ноября 1972 года он умер на руках у любимой.
Это была трагедия женщины и актрисы, которая мгновенно потеряла все, что имела. За один день Нинель постарела на 10 лет. Она организовала перевозку тела супруга в Киев и его похороны на Байковом кладбище. В ночь перед похоронами она сшила себе черное платье, а в гроб с телом Ивченко положила все письма – свои и его, чтобы никто и никогда не смог их прочитать. После погребения Нинель навсегда уехала из Киева и больше никогда туда не возвращалась. Она вернулась в Москву, в квартиру на Чистопрудном бульваре.
Два года после смерти мужа Нинель Константиновна не могла работать: она замкнулась в себе, потеряла интерес к жизни и творчеству. В период с 1974 по 1982 год актриса сыграла всего пять эпизодических ролей: сотрудницу космического центра в детском фантастическом фильме «Большое космическое путешествие» (1974), консервативную и вредную старшую пионервожатую Таисию Семеновну в «Лесных качелях» («Беларусьфильм», 1975), соседку Надежду Ивановну в «100 грамм для храбрости» («Мосфильм») и др. Последняя киноработа Нинель Мышковой – Валентина, жена хирурга Обнорского в «Гонках по вертикали» (1982).
В начале 1980-х годов у актрисы начала отказывать память, учить роли стало все труднее, и Мышкова завершила свою кинокарьеру. Врачи поставили диагноз – прогрессирующий склероз, которым женщина страдала 20 лет, до самой смерти в 2003 году.
Сын Нинель Мышковой – Константин Константинович Петриченко сделал блестящую карьеру дипломата. В середине 1980-х годов он получил назначение на работу в посольство в Париже и взял с собой мать. Его жена была очень внимательна к свекрови, помогала и ухаживала за ней.
Мышкова вернулась в Москву, где сын нанял для нее сиделку. 13 сентября 2003 года актриса ушла из жизни в возрасте 77 лет. Похоронили ее рядом с могилой родителей на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Нинель Мышкова четыре раза вступала в законный брак, и все мужья были ее значительно старше. В третьем браке с Константином Петриченко она познала радость материнства – в 1954 году на свет появился сын Константин.
Последний, четвертый брак с Виктором Ивченко стал для актрисы сначала невероятным счастьем, принес подъем творческой карьеры, а затем, после смерти супруга, обернулся страданием и болезнью.
Сын Мышковой Константин Петриченко-младший – дипломат, много лет работал в Париже. Сегодня он руководит Управлением международных связей ЦИК партии «Единая Россия».
Заслуги
За свою артистическую карьеру Нинель Константиновна Мышкова сыграла почти 30 ролей в кинокартинах разных режиссеров, работала на различных киностудиях по всему Советскому Союзу. Актриса создала яркие запоминающиеся образы сказочных героинь, несколько раз играла медсестер и врачей, принципиальных и отважных женщин. Перестав сниматься в кино, она еще некоторое время ездила с концертными выступлениями по городам страны. И везде ее очень тепло принимали поклонники, восхищаясь красотой и элегантностью артистки.
В 1976 году Нинель Мышкова была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР (1976). К тому времени она уже не снималась, и звание получила за прежние заслуги в отечественном кинематографе.