ФИО: | Иванова Нина Георгиевна |
Дата рождения: | 6 января 1934 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Козерог |
Деятельность: | Актриса, режиссер |
Дата смерти: | 1 декабря 2020 г. (86 лет) |
Детство и первая роль в кино
Нина Георгиевна Иванова родилась в Москве 6 января 1934 года. Отец – Георгий Сергеевич Иванов, мать – Александра Павловна Иванова. У Нины было три младших сестры. Девочке рано пришлось столкнуться с жизненными трудностями: омраченное войной детство, многодетная семья. Нина старалась помочь маме, при этом она хорошо училась в школе.
Семейство Ивановых проживало на Проспекте Мира недалеко от киностудии им. Горького, до 1948 года называвшейся «Союздетфильм». Рядом находилась общеобразовательная школа, в которую пошла учиться Нина.
В 1943 году режиссер «Союздетфильма» Виктор Эйсымонт начал работу над военной драмой «Жила-была девочка» о двух маленьких ленинградках-блокадницах, переживших страшные дни войны в осажденном фашистами городе. Роль пятилетней Кати Синичкиной досталась бойкой Наташе Защипиной, будущей актрисе – Марусе «Первокласснице», Кате из «Евдокии» и др. А на роль семилетней Насти Пахомовой актрису искали долго. Однажды в школу, где училась Нина Иванова, пришла помощница режиссера. Обходя классы в поисках типажа, она заметила девочку с грустными глазами. На вопрос – хочет ли сниматься в кино? – Нина ответила утвердительно.
В начале 1944 года, после утверждения на роль Худсоветом Дома кино, Иванова вместе со съемочной группой и в сопровождении родной тетки уехала на съемки в Ленинград, с которого совсем недавно была снята блокада.
Фильм получился трогательным и драматичным. На фоне тревожных событий войны – взрывов, бомбежек, воздушной тревоги – девочки «пекут пироги» в песочнице, шьют наряды куклам, поют песни, ссорятся и мирятся, ждут писем с фронта от своих отцов. Лейтмотивом через весь фильм проходит тема голода: «Теперь меня не надо уговаривать кушать», «А где пирожные? – Гитлер все съел!», «Ватрушкина – какая фамилия вкусная!».
Одна из самых пронзительных сцен – поход Настеньки к проруби за водой, чтобы приготовить чай для ослабевшей от голода матери: маленькая девочка, тянущая тяжелые санки по льду навстречу ледяному ветру. Но самый страшный эпизод – смерть Настиной матери. Катя тоже осталась одна: ее мама ушла на фронт. Две маленькие подружки стали одной семьей и главной поддержкой друг другу. В конце фильма Настя, рискуя жизнью, спасает Катю от взрыва бомбы.
Юная Нина Иванова блестяще сыграла сложнейшую драматическую роль. Фильм имел большой успех, получил приз Международного кинофестиваля в Венеции. Наградой Ивановой за работу в картине стала путевка в пионерский лагерь «Артек» на побережье Крыма. Однако после столь блестящего успеха сниматься в кино девочка больше не стала, а сосредоточилась на учебе.
В 1949 году родители сестер Ивановых развелись – отец ушел из семьи. Материальное положение резко ухудшилось. Нина была вынуждена уйти из школы после 8 класса и устроиться работать на завод киноаппаратуры «Кинап» неподалеку от дома в должности контролера ОТК. По другим сведениям, Иванова поступила в медицинское училище, но не закончила его – поэтому, не имея среднего образования, не смогла в дальнейшем поступить в театральный вуз и получить профессиональное образование.
Начало взрослой кинокарьеры
В 1955 году, как это бывает совершенно случайно, Иванова встретила свою знакомую – девушку с необычным именем Искра Бабич. Впоследствии Искра стала известным режиссером, в числе прочих сняла замечательный фильм «Мужики!». А в 1955-м она заканчивала ВГИК на курсе Ивана Пырьева. Бабич подыскивала актрису на главную роль в своем дипломном короткометражном фильме «Надя» и предложила сняться Нине Ивановой.
Сценарий Леонида Аграновича повествовал о девушке Наде Смирновой, столкнувшейся с предательством любимого человека Виталия. Тот не захотел быть отцом своему ребенку, и Надя вынуждена была скитаться с малышом в поисках жилья и работы. Случайная встреча с Глебом, студентом московского вуза, изменила ее жизнь, помогла поверить в любовь и обрести счастье.
Одним из партнеров Ивановой по съемочной площадке стал замечательный актер Владимир Андреев. Через год режиссером Василием Ордынским по этому же сценарию Аграновича был снят полнометражный фильм «Человек родился» – с другим актерским составом. Нину Иванову сниматься не позвали, но Владимир Андреев исполнил в картине ту же роль подлеца Виталия.
«Весна на Заречной улице»
Красивый сюжет о любви учительницы русского языка и литературы Татьяны Сергеевны Левченко и сталевара-передовика Александра Савченко пришелся по душе советским зрителям. Проблемы взаимоотношений, учебы в вечерней школе и работы на металлургическом комбинате были показаны правдиво и ярко.
Фильм снят Одесской киностудией, заводские съемки проходили на предприятиях города Запорожье «Днепроспецсталь» и «Запорожсталь». Вместе с Ивановой в картине участвовали начинающие актеры – будущие «звезды» отечественного кинематографа Николай Рыбников и Юрий Белов.
Над фильмом работал блестящий тандем операторов Петра Тодоровского и Радомира Василевского. Тодоровский, будучи также прекрасным музыкантом, исполнил партию гитары в песне Бориса Мокроусова и Алексея Фатьянова «Когда весна придет – не знаю». А Василевский в процессе съемок влюбился в актрису Иванову и по окончании работы над фильмом женился на ней, разрушив свой предыдущий брак.
В 1956 году «Весна на Заречной улице» вышла на экраны и имела грандиозный успех, однако из серьезных наград получила лишь медаль Московского фестиваля молодежи и студентов (1957). Нина Иванова после премьеры стала одной из самых любимых и узнаваемых актрис Советского Союза. К сожалению, повторить такой триумф ей больше не удалось. Возможно, это связано с отсутствием профессионального актерского образования, а может быть – просто не везло с предлагаемыми сценариями.
Другие работы в кино
- В 1959 году Иванова сыграла ткачиху Катю Дорошевич в молодежной мелодраме «Любовью надо дорожить» режиссера Сергея Сплошнова. Катя оказалась жертвой клеветы, ее обвинили в краже, после чего от нее отвернулись подруги и любимый человек Степан. Девушке пришлось уехать, но правда открылась, и прежние друзья организовали поиски без вины виноватой Кати. Картина снималась на киностудии «Беларусь фильм».
- В 1958–1960 годы Нина Иванова снималась в двухсерийной военно-исторической драме режиссера Тимофея Левчука «Киевлянка». Этот фильм-эпопея охватывает значительный исторический период жизни киевлян, сотрудников оружейного завода «Арсенал» и их семей. Актриса исполнила главную женскую роль Галины Очеретько – девочки, родившейся в революционные дни 1917 года и оставшейся сиротой. Оказавшись в приемной многодетной семье, Галя выросла честной и принципиальной девушкой. В период оккупации Киева немецкими войсками в Великую отечественную войну Галина вела подпольную антифашистскую деятельность, попала в плен, но осталась в живых. Окончание 2-й серии фильма приходится на празднование 7 ноября 1957 года. В 1960 году вышла третья часть эпопеи с названием «Наследники», где Галина Очеретько в исполнении Нины Ивановой предстала матерью уже взрослого сына Матвея Дорошенко. Таким образом, актриса создала сложный развивающийся образ – от девочки-школьницы до пожилой женщины.
- В 1963 году на Одесской киностудии актриса снялась в приключенческом фильме режиссера Якова Хромченко «Шурка выбирает море» – о становлении личности молодого матроса Шурки Петренко в исполнении Сергея Никоненко. Ивановой досталась главная женская роль девушки Нади, радистки на рыболовецком сейнере, попавшей в «любовный треугольник» между Шуркой и ловеласом Ленькой Козыревым.
- В 1964 году, уже в Москве на Киностудии им. Горького, Нина Иванова появилась в комедии Вениамина Дормана «Легкая жизнь», где сыграла Таню Савченко, бывшую Левченко – ту самую Татьяну Сергеевну из «Весны на Заречной улице», которая вышла замуж за Александра Савченко. Режиссер как бы перекинул арку из одного популярного фильма в другой. Здесь у Ивановой роль эпизодическая: на вечере встреч выпускников Педагогического института она произносит фразу «А я не Левченко! Я теперь Савченко!». Главное «звездное» трио в картине составили Юрий Яковлев, Фаина Раневская и Надежда Румянцева.
- В 1964 году, опять же на Киностудии им. Горького, актриса сыграла жену председателя колхоза Нину Прохорову в кинокомедии Василия Шукшина «Живет такой парень» (роль второго плана).
- В 1966 году в фантастической трагикомедии «Серая болезнь» режиссера Якова Сегеля Нина Иванова создала образ медсестры Леночки, переживающей из-за операции на сердце у ее любимого человека по фамилии Сёмин.
В фильмографии актрисы значится еще несколько эпизодических ролей, иногда ее фамилия даже не указана в тирах. Именно так произошло с последней киноролью Ивановой – наладчицы в фильме 1974-го года «Еще можно успеть».
Работа на Киностудии им. Горького
С 1964 года, параллельно с киносъемками, Нина Георгиевна работала ассистентом режиссера Киностудии им. Горького. При ее участии сняты фильмы:
- 1965 год – «Приезжайте на Байкал»
- 1968 год – «Нейтральные воды»
- 1970 год – «Король Олень» (фамилия есть в титрах).
- 1972 год – «Иванов катер»
- 1973 год – «Таланты и поклонники» (фамилия есть в титрах).
С 1973 года Нина Иванова трудилась уже в должности второго режиссера. По некоторым сведениям, она окончила режиссерские курсы. Н. Иванова фигурирует в титрах в качестве режиссера в следующих картинах:
- 1977 год – «Предательница» и «Исчезновение»
- 1980 год – «Петровка, 38» и его продолжение «Огарева, 6»
- 1982 год – «Россия молодая» и др.
В 1989 году, как и положено в возрасте 55 лет, Нина Георгиевна вышла на пенсию. Но в 1992 году она вернулась на Киностудию им. Горького, где стала работать в редакции детского киножурнала «Ералаш». В качестве режиссера и сценариста ею были сняты следующие выпуски:
- 1993 год – «Наша Таня громко плачет…», выпуск №95.
- 1993 год – «Скованные одной цепью», выпуск №98.
- 1993 год – «Не влезай – убьет!», выпуск №100.
- 1995 год – «Свидание», выпуск №107.
- 1997 год – «Фанатка», выпуск №123.
- 1997 год – «Кто здесь?!», выпуск №129.
После ухода из кинематографа
В 1997 году Нина Иванова окончательно ушла из кинематографа и полностью изменила свой образ жизни. Она жила в квартире на Проспекте Мира в районе ВДНХ, какое-то время вместе с ней проживала ее младшая сестра Ольга Георгиевна. Прокормиться на пенсию было непросто, и бывшая актриса устроилась в Городскую больницу №40, неподалеку от дома. Иванова работала медсестрой в онкологическом отделении. Будучи человеком сердобольным, помогала всем своим родственникам, соседям и просто знакомым.
Нина Георгиевна разорвала все связи с кинематографом: не общалась с бывшими коллегами, категорически не принимала предложения об интервью или съемках на телевидении. В 2001 году журналисту Роману Побединскому удалось вступить в контакт с бывшей актрисой, но никакой интересной информации он от нее не добился. За 5 минут общения у станции метро Иванова сообщила журналисту, что возвращаться на экраны не намерена, и решение ее окончательное: пусть зрители запомнят молодую, стройную и красивую учительницу Татьяну Сергеевну, с которой нынешняя женщина не имеет ничего общего.
В 2000-е годы Иванова вела активную общественную деятельность, входила в штаб политической партии «Яблоко». Во время выборов в Госдуму 2004 года она была активным сотрудником избирательного участка.
Последние годы жизни Нина Георгиевна провела в одиночестве – все ее младшие сестры умерли, племянники почти забыли. По словам соседей, женщина стала замкнутой и неприветливой, почти не выходила из дома, подолгу смотрела в окно и подкармливала голубей на подоконнике. В 2020 году она попала в больницу с диагнозом бронхит. В конце ноября ее отпустили на выходные домой. 1 декабря бывшей актрисы не стало: соседи обнаружили дома ее тело. Заключение врачей – смерть в результате сердечного приступа.
Личная жизнь
Первый муж актрисы – кинооператор Радомир Борисович Василевский. Молодые люди познакомились на съемках «Весны на Заречной улице». Василевский был женат и растил дочь, но это не остановило его в стремлении жениться на Ивановой.
После завершения работы над фильмом Нина и Радомир поселились в Одессе. Коллеги вспоминали, что новоиспеченные супруги жили дружно и весело, Василевский даже шил пижаму для своей любимой. Неизвестно, что же явилось причиной их развода, но спустя несколько лет брак распался. В 1964 году, после окончания съемок в фильме «Шурка выбирает море», Иванова покинула Одессу и вернулась в Москву.
Второй супруг Нины – художник Андрей Валерианов, работавший вместе с ней на Киностудии им. Горького. Брак оказался недолгим и также распался.
Детей у Ивановой не было.
Заслуги
В фильмографии Нины Георгиевны Ивановой всего 16 киноработ, главные роли актриса сыграла менее чем в половине из них. Все образы, созданные Ниной Ивановой в кинематографе, пронизаны искренностью и чистотой. Она играла женщин сильных, но при этом нежных и ранимых. И всего лишь один фильм с ее участием стал по-настоящему «звездным» – «Весна на Заречной улице».
Популярности этой картины оказалось достаточно, чтобы прославить непрофессиональную актрису, сыгравшую в нем главную женскую роль. «Весну» посмотрело свыше 30 миллионов зрителей в СССР и за рубежом только в 1956 году, после выхода на экраны.
Во время Московского Фестиваля молодежи и студентов 1958 года Иванова была удостоена бронзовой медали. Значительная часть мужского населения страны была влюблена в актрису Иванову, многие девушки и женщины пытались подражать ей. Нина Георгиевна получала мешки писем от почитателей ее красоты и таланта.
Иванова также внесла вклад в кинематограф как режиссер, приняв участие в съемках десятка художественных фильмов и шести выпусков «Ералаша».