ФИО: | Бичурин Никита Яковлевич |
Дата рождения: | 29 августа (9 сентября) 1777 г. |
Место рождения: | с. Акулево, Казанская губерния |
Знак зодиака: | Дева |
Деятельность: | Архимандрит, востоковед, путешественник, китаевед |
Дата смерти: | 11 (23) мая 1853 г. (75 лет) |
Никита Яковлевич Бичурин, известный также под именем Иакинф, стал одним из основоположников российской синологии (китаеведения). Среди своих коллег он первым получил признание в Европе. Этот человек превыше всего ставил духовные ценности. С просветительской миссией он побывал в Пекине, преподавал в Казанской духовной академии, стал архимандритом Русской православной церкви.
Детство и юность
Никита Яковлевич родился в Казанской губернии в селе Акулево 29 августа (9 сентября) 1777 года. Яков Данилович, его отец, был местным диаконом. Как считают исследователи, будущий китаевед и духовник происходил из чувашского рода. Вероятно, к нему принадлежал его отец. О матери Никиты Бичурина практически ничего не известно, но историки предполагают, что она была русской.
Когда маленькому Никите исполнилось два года, его семья перебралась в село Бичурино. Туда на службу в церковь был переведен его отец. С ранних лет юный Бичурин проявлял сообразительность и самые разные таланты. Он был определён в Новокрещенскую школу в Свияжске, куда брали на обучение одарённых детей.
По окончании школы юноша поступил в Казанскую духовную семинарию. Именно там за ним закрепилась фамилия «Бичурин», которая будет фигурировать во всех официальных документах. Она была дана мальчику в честь названия селения, откуда он приехал. В семинарии Никита обучался на протяжении 14 лет. Он был отмечен архиепископом и входил в число лучших учащихся.
Жизненные хитросплетения
- В 1799 году Никита Яковлевич завершил своё обучение. Как и следовало ожидать, ему предложили сан священнослужителя, однако он отказался. Как утверждал сам будущий учёный, в ту пору он стремился понять себя, раскрыть все свои стремления и возможности. Подходящим вариантом Бичурин посчитал должность учителя русского и латинского языков, на которой пробыл совсем недолго.
- В мае 1800 года Никита решает принять постриг и стать монахом. Он отказывается от мирской жизни, став Иакинфом и получив сан иеромонаха Александро-Невской лавры.
- На духовном поприще Никита Яковлевич сумел проявить свои недюжинные способности. Всего через год после начала службы он становится настоятелем Казанского монастыря, а вскоре начинает управлять монастырём в Иркутске.
- В 1803 году в святой обители произошло скандальное происшествие. Отец Иакинф был с позором изгнан из монастыря. Его уличили в сожительстве с дворовой девкой, которая выдавала себя за послушницу. Никто не сомневался, что Бичурин знал об обмане девушки и стремился прикрыть её в угоду своим страстям. За нарушение монастырского устава он получил строгое наказание — ссылку в Тобольск.
- Но даже в изгнании Никита Яковлевич находил, чем себя занять. Годы, проведенные в ссылке, помогли ему открыть очарование и магнетическую притягательность Китая. Узнав, что в столицу столь интересной страны выдвигается Русская духовная миссия, он попросил разрешения присоединиться к её участникам.
- В 1807 году обвинение было снято. Теперь Иакинф был свободен. Бичурин сумел загладить вину своим талантом и многочисленными работами, посвящёнными изучению китайской культуры. Во время поездки по Китаю он вёл дневник, где детально записывал свои наблюдения и происходящие с участниками миссии события. К сожалению, до наших дней дошла лишь небольшая часть этих записей.
- За время пребывания в Китае Бичурин выучил китайский и маньчжурский языки, которыми владел практически в совершенстве. Под его началом был создан китайско-русский словарь. На эту работу у Бичурина ушло десять лет. Он понимал, что многое ещё не сделано, а потому попросил оставить его в Китае ещё на такой же срок, однако Синод ответил отказом.
- В 1822 году Иакинф возвратился в русскую столицу. Встретили его совсем не радушно. Бичурина ожидал суд, на котором прозвучало очередное обвинение. Неподобающее для священнослужителя поведение в чужой стране стало причиной новой ссылки.
- В 1823 году Никита Яковлевич был сослан в Соловецкий монастырь. Буквально за несколько месяцев до приговора он сумел издать несколько своих статей, посвящённых языку и культуре Китая. Они и помогли Иакинфу получить свободу. Заинтересовавшись его публикациями, министр иностранных дел Российской империи Карл Васильевич Нессельроде попросил императора Николая I вернуть Бичурина из ссылки. Тот согласился. Учёный и священнослужитель, лишённый санов, был слишком ценным человеком, а потому государство не хотело его терять.
- В 1826 году Никита Бичурин снова стал монахом Александро-Невской лавры. Стоит отметить, что этот сан был лишь формальностью. Иакинф вёл вполне мирской образ жизни. Он много работал над изучением китайского языка, посещал литературные общества, интересовался последними событиями и новостями из Поднебесной.
- Его первая книга, «Описание Тибета», увидела свет в апреле 1826 года. А совсем скоро были изданы «Записки о Монголии». Особенная ценность этой книги заключалась не только в подробном рассказе автора о стране, но и в созданной Бичуриным карте, которая стала учебным пособием и вспомогательным материалом для начинающих путешественников.
- С 1828 года Никита Яковлевич практически всё своё время посвящал научной деятельности. Он становится членом-корреспондентом Академии наук. Через год китаевед получил возможность познакомиться с европейскими коллегами. Его добрым другом становится Гумбольдт, который рекомендовал Бичурина французским синологам.
- В 1831 году Никита Бичурин получает членство в Парижском Азиатском обществе. Это было высочайшей оценкой заслуг учёного. Более того, он стал первым среди русских китаеведов, которому удалось получить общеевропейское признание. Теперь на русских востоковедов европейцы не смотрели свысока, понимая, что у Иакинфа найдутся не менее талантливые последователи.
- В 1848 году Бичурин начал писать свой последний труд. Российская академия наук поручила ему создать работу, посвящённую народам Средней Азии. Книга Никиты Яковлевича увидела свет в 1852 году.
- Бичурин словно ждал момента публикации своих последних наработок. Узнав о выходе книги, он понял, что больше ничего не успеет написать. Его здоровье, ослабленное ссылками и изнурительными путешествиями, было окончательно подорвано. 11 мая 1853 года выдающийся русский синолог и миссионер ушёл из жизни.
Личная жизнь
Никита Яковлевич не был женат, что и не полагалось монаху. Однако скандальные истории из-за связи с женщинами неоднократно происходили в его жизни. Основная часть сведений об увлечениях Бичурина имеется в делах, заведенных на него духовным начальством. В 1803 году раскрылось нарушение монастырского устава. Монах привёз из Казани некую Н.Петрову, с которой сожительствовал. Женщина выдавала себя за послушницу.
Заслуги и оценка
Никита Бичурин был неоднозначной личностью для священнослужителей, но среди учёных пользовался непререкаемым авторитетом. Он сумел прожить жизнь священнослужителя и мирянина, порой не замечая, где существует граница между этими двумя жизнями. Иакинф стал первым русским учёным, систематизировавшим народы Востока и Азии.
Путешественник и миссионер стал автором китайско-русского словаря и переводчиком огромного числа китайских трудов, которых насчитывалось более семнадцати томов. За время пребывания в Поднебесной он собрал поистине гигантскую библиотеку, вес книг в которой превышал показатель в шесть тонн. А главное — Никита Яковлевич создал множество трудов и заметок о Китае, значительная часть которых сохранилась и дошла до наших дней. Ими исследователи продолжают пользоваться и сегодня.