ФИО: | Надеждина Надежда Сергеевна |
Дата рождения: | 21 мая (3 июня) 1904 г. |
Место рождения: | Вильнюс, Литва |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Артистка балета, танцовщица, балетмейстер, хореограф, педагог |
Дата смерти: | 11 октября 1979 г. (75 лет) |
Детство и юность
Согласно записи раввина, Надежда Бруштейн (псевдоним – Надеждина) родилась в польском городе Вильно (сейчас Вильнюс, Литва) 3 июня 1904 года. Хотя в ряде источников указан 1908 год. Вскоре после рождения детей семья переехала в Петроград. Мать, Александра Яковлевна, в молодости помогала революционерам по линии подпольного красного креста, после Октябрьской революции создавала школы грамоты и писала пьесы для детских театров. Отец, Сергей Александрович (по отцу – Израилевич-Мовшевич), был медицинским ученым и администратором, основателем и директором физиотерапевтического института, руководителем института усовершенствования врачей. В семье также вырос сын Михаил, автор нескольких кондитерских изобретений, продвинувшийся до главного инженера кондитерской фабрики «Красный Октябрь».
С детства Наде нравились народные танцы. Семья ежегодно выезжала летом на Каму, где девочка и наблюдала за танцующими, и присоединялась к танцевальному кругу. Возвратившись домой, школьница повторяла увиденные движения с подружками. И однажды заявила матери о желании профессионально учиться танцевать. Мать настаивала на получении нормального образования и профессии, но сдалась под напором упрямого ребенка.
События биографии
- 1918-1925 – Надя поступила во 2-ю балетную школу, где преподавали знаменитые педагоги Г. Легат, Я. Ваганова и А. Мохова. Изучала основы и особенности танца, нюансы мастерства знаменитых танцоров. Невысокая, худенькая и гибкая, она часами оттачивала движения в хореографическом классе. Во время обучения могла лучше всех выразить в жестах смысл танца, и уже на первом выпускном экзамене ее осчастливили приглашением на работу в Большой театр.
- 1925 – Присоединилась к труппе Большого театра, став самой молодой артисткой. Для выступлений взяла псевдоним, под которым и была известна широкой публике. Молодость и скромный опыт не помешали ей быстро стать исполнительницей сольных партий и ведущих номеров в таких балетах, как «Дон Кихот», «Раймонда», «Конек-Горбунок», «Баядерка», «Красный мак» и даже в «Лебедином озере».
- 1927 – Позировала художнику В.В. Лебедеву, написавшему ее портрет, проданный через год Государственному Русскому музею в Ленинграде. Став его женой, была моделью и других произведений этого портретиста, натюрмориста и классика ленинградской графики. Например, в серии «Танцовщица».
- 1931 – Статная, с изящными чертами лица и большими глазами, длинной косой, уложенной на голове венком, она была внешне красивой. В то же время не только хореографически хорошо подготовленной, но и достаточно смелой. Поэтому параллельно с работой в престижном театре иногда выступала на эстраде с целью знакомства с этим видом деятельности.
- 1934 – Стала ставить танцевальные номера на эстраде.
- 1941 – С началом войны руководила ансамблем Сибирского ВО и Карельского фронта в качестве балетмейстера. Ставила танцы и разъезжала с фронтовыми бригадами в части Советской Армии. Особенно пользовалась успехом ее композиция под названием «Фрицы».
- 1943 – Получила работу балетмейстера на Московской эстраде. Энергично взявшись за дело, поменяла репертуар и обновила коллектив.
- 1945 – Пригласили руководить постановкой танцев в Русском народном хоре при филармонии г. Калинина. С нескрываемым интересом откликнулась на это предложение, поскольку нужно было работать не с балетным коллективом, а танцевальным. Сразу стала изучать фольклор народного танца, его особенности в северных областях России.
- 1947 – Параллельно с работой в Калинине 2 года не покидала «Мосэстраду», где ее перевели на должность худрука балетного отделения
- 1948 – На фестивале сельских самодеятельных артистов впервые показала танец «Березка». Идею для него она подсмотрела на старинной литографии, где девушки водили хоровод, держа в руках зеленые веточки березы. Свежесть и необычность исполнения впечатлила влиятельных гостей и хореографа попросили повторить этот номер, но уже силами профессиональных артистов на сцене «Эрмитаж». Участников женщина подбирала в танцевальных коллективах и учебных заведениях.
- Июнь 1948 – Хореографическая новинка была исполнена на профессиональной сцене, покорив зрителей «плывущим шагом», создающим впечатление движущейся по кругу сцены. Этот день и стал рождением нового коллектива, в котором руководитель Надеждина сама придумала танцы «Лебедушка», «Прялица», «Кадриль», «Северное сияние», «Весенний хоровод» и другие.
- 1951 – Издана книга Надеждиной «Русские танцы: описание танцев из репертуара ансамбля «Березка».
- 1959 – Пригласила в коллектив мужчин-танцоров, а чуть позже дополнила их оркестром народных инструментов.
- 1960 – Участвовала в написании сценария комедийной мелодрамы «Девичья весна», написанного совместно со сценаристами И. Прутом и М. Долгополовым.
- 11 октября 1979 – Скончалась. Похоронена рядом с матерью в столице РФ, на Новодевичьем кладбище. Могилу можно узнать по выполненному скульптором А. Шапиро по проекту архитектора А. Гераскина памятнику.
- 2018 – На телеэкраны вышел мелодраматический сериал «Березка», посвященный знаменитому ансамблю Надежды Сергеевны. Прототипом одной из героинь – художественного руководителя Надежды Светловой – стала Надеждина. Несмотря на 2 «Золотых орла», полученных в категориях «Лучший сериал» и «Лучшая женская роль», картину многие критиковали за слишком большую долю художественного вымысла и малое сходство с реальным ансамблем и его создательницей.
- 2020 – Созданному Надеждиной хореографическому ансамблю присвоили ее имя.
Личная жизнь
С первым супругом, выдающимся графиком-иллюстратором и живописцем Владимиром Лебедевым, Надежда познакомилась, когда работала в Большом театре. В 1927 году вышла за него замуж. Она была моделью для многих портретов этого художника, но у него были и другие музы. Возможно, по этой причине они и расстались в середине 30-х годов.
Вторым супругом балетмейстера стал Георгий Орвид, трубач, а позже и профессор Московской консерватории.
Достижения
Народная артистка РСФСР (1959) и СССР (1966) Надежда Надеждина была советской танцовщицей, артисткой балета, хореографом. Наибольшую известность и мировое признание она получила как основательница и художественный руководитель хореографического ансамбля «Березка», которому посвятила большую часть сознательной жизни, гастролируя с ним по всему миру. В 80 странах аплодировали уникальному творческому коллективу с особенной хореографией и семейной атмосферой.
Награждена:
- Орденом Ленина.
- Государственной премией.
- Званиями Героя Социалистического Труда и Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- Золотой медалью Мира им. Ф. Жолио-Кюри.