Михаил Семенович Щепкин — краткая биография


Щепкин Михаил Семенович

ФИО: Щепкин Михаил Семенович
Дата рождения: 6 (17) ноября 1788 г.
Место рождения: с. Красное, Курская губерния
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Актер
Дата смерти: 11 (23) августа 1863 г. (74 года)

Начало пути

День рождения М.С. Щепкина – 6 (17) ноября 1788 года. Он появился на свет в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в крепостном сословии. Отец Семён Григорьевич служил камердинером, а затем управляющим имениями графа Г.С. Волькенштейна. Мать Мария Тимофеевна была умелой любимой служанкой супруги графа.

Крепостной Семён Щепкин был на особом положении среди барской дворни. Он происходил из поповского рода и в крепость попал по оплошности своего деда. Он знал грамоту, был толковым помощником своего хозяина, который брал его с собой во все поездки. Своему сыну Мише он старался открыть дорогу к знаниям. Двое старших детей у них с женой умерли.

Мишу любили и баловали все, включая господ. Он рос бойким смышлёным мальчиком. С пяти лет ключник хлебного магазина стал прививать ему грамоту. Мальчик учился по азбуке, Часослову и Псалтыри. Затем его учителем был священник. Когда отец стал управляющим у графа, семья поселилась в уездном городке Судже. Здесь Миша был отдан в народное училище, в котором учился с 1799 по 1801 годы.

В этом учебном заведении будущий артист впервые вышел на сцену в школьном любительском спектакле. Ещё раньше он видел в графском крепостном театре спектакль-оперу и влюбился в яркий необычный мир. Когда же ему самому доверили роль слуги Розмарина в пьесе А. Сумарокова «Вздорщица», он был счастлив и познал первый успех.

Портрет Михаила Щепкина в молодости

Портрет Михаила Щепкина в молодости

Биография

  • С 1801 по 1803 годы Михаил учился в Курском народном училище. Мечта стать актёром привела юношу в городской театр, где он стал подрабатывать суфлёром, переписывал для артистов тексты ролей.
  • В 1805 году состоялся его дебют на профессиональной сцене в Курском театре братьев Барсовых. Юноша вышел вместо другого актёра, недостаточно трезвого для работы на сцене и стал Андреем-почтарём в пьесе Л. Мерсье «Зоа». Дебют удался. Графу Волькенштейну ничего не оставалось, как разрешить Михаилу и дальше служить в этом театре.
  • В 1816 году артист появился на подмостках Харьковского театра Штейна и Калиновского и состоялся как актёр широкого амплуа.
  • В 1818 году трупа этого театра была приглашена в Полтаву. Этому способствовал генерал-губернатор Малороссии князь Н.Г. Репнин-Волконский. Его участие в судьбе актёра повлияло на его дальнейшую человеческую участь и артистическую карьеру.
  • Став артистом театра в Полтаве, начинающий артист блестяще сыграл в комедиях, сочинённых И.П. Котляревским. Благодаря «Наталке-Полтавке» и пьесе «Москаль-Чаривнык», он выдвинулся на роль ведущего артиста. Репнин-Волконский подал мысль директору театра А. Имберху сделать премьеру с подпиской на неё богатых горожан, чтобы на вырученные деньги выкупить Михаила Щепкина у Волькенштейнов. Самим князем были внесены недостающие 10 тысяч рублей.
  • В 1822 году артист получил вольную и летом того же года в составе трупы Штейна играл в Ромнах во время ярмарки, а осенью уже выходил на театральные подмостки в Туле. В этот период оттачивалось мастерство актёра и рождался его подход: изображать каждого героя как неоднозначный персонаж, имеющий загадку. Щепкин играл и трагедию, и комедию, брался за женские образы, любил роли с переодеваниями. Его мастерство заметил и высоко оценил В.И. Головин – член канцелярии, определявшей репертуар и работу московских театров. Его отзыв и рекомендация открыли путь в Москву.
  • Осень 1822 года стала началом московского периода в творчестве М.С. Щепкина. Он был приглашён в трупу зрелищного учреждения, которое с 1824 года получило название «Малый театр». На его подмостках артист служил всю жизнь.
  • В сентябре 1822 в Театре на Моховой артист предстал перед московской публикой в роли главного персонажа комедии М.Н. Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице». Вскоре Щепкин заслужил звание лучшего комедийного актёра Москвы.
  • С 1822 по 1830 годы зрители увидели артиста в спектаклях: «Марфа и Угар, или Лакейская война»; «Хлопотун, или Дело мастера боится»; «Школа жён»; «Школа мужей»; «Скупой»
  • В 30-ые годы на сцене Малого театра были поставлены гениальные пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Ревизор» Н.В. Гоголя. Они принесли славу актёру, который не менее гениально сыграл Фамусова и Городничего. Он наполнил эти комедийные фигуры драматическим содержанием, обнажил их человеческую суть. Щепкинская трактовка этих образов на долгие десятилетия стала хрестоматийной и вошла в классику театрального искусства.
М.С. Щепкин в постановке по пьесе «Горе от ума»

М.С. Щепкин в постановке по пьесе «Горе от ума»

  • 30-40-ые годы 19 века в Малом театре стали временем расцвета таланта М.С. Щепкина. Ему рукоплескали на спектаклях: «Венецианский купец» У. Шекспира; «Матрос» Т. Соважа и Ж. Делюрье; «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь» В. Г. Белинского; «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» Д. Т. Ленского; «Семейные дела, или С больной головы на здоровую» (водевиль) Э. Кормона и Ж. Шабо де Буэна; «Новый способ платить старые долги» Ф. Мессинджера.
  • В 1835 году артист праздновал своё 30-летие на сцене и играл бенефисный спектакль «Венецианский купец» по пьесе Шекспира. Он заложил традицию играть комедийную роль в то же время и как романтическую или драматическую, потому что в жизни не бывает чистой комедии или трагедии. Это не сразу было понято и принято зрителями, привыкшими к шаблонам и схемам. Но поклонники и друзья артиста поддержали его новаторство. Среди друзей Щепкина были выдающиеся люди эпохи: Т.Г. Шевченко, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев.
  • Во второй половине 19 века в искусстве произошло становление «натуральной школы» и реалистического театра. Представления Щепкина о том, что игра на сцене должна быть близка к природе, оказались в согласии с новыми художественными критериями. Его роли в театре поражали зрителей достоверностью персонажей, точностью характеристик, многоплановостью образов. В 50-60-ые годы на сцене Малого Щепкин блистал в главных ролях в спектаклях: «Холостяк» И. С. Тургенева; «Комедия ошибок» Шекспира; «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина; «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина; «Бедность не порок» А. Н. Островского; «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского; «Нахлебник» И. С. Тургенева; «Женитьба» Н. В. Гоголя; «Игроки» Н. В. Гоголя; «Тяжба» Н. В. Гоголя.
  • В 1963 году у 74-летнего артиста возникла необходимость поправить здоровье и отдохнуть. Врачи рекомендовали Ялту. Поклонники узнали о том, что Щепкин едет на юг, и ему по пути в Крым пришлось выходить на сцену в нескольких городах. В Керчи здоровье подвело, и один спектакль отменили. В Ялте артист почувствовал себя лучше и согласился выступить в Алупкинском дворце перед гостями князя Воронцова. Но отрывок из «Мёртвых душ» он дочитать не смог. Врач нашёл, что его здоровье в опасности, и артиста отвезли к главному врачу Ялты, у которого он остановился.
  • Через 3 дня, 11 августа 1963 года, Михаил Семёнович Щепкин умер. После отпевания и панихиды в ялтинском соборе цинковый гроб с телом на лошадях отправили в Москву и 22 сентября предали земле на Пятницком кладбище.
  • Михаил Семенович Щепкин

    Михаил Семенович Щепкин

    Личная жизнь

    Известно, что у М. Щепкина был один брак. В 1810 году он познакомился с девушкой-сиротой, турчанкой по национальности. Во время русско-турецкой войны она была младенцем подобрана солдатами при осаде Анапы. Русский полковник Чаликов, в будущем генерал-майор, взял девочку на воспитание. Она выросла в приёмной семье и получила имя Елена Дмитриевна Чаликова.

    Жена — Елена Дмитриевна

    Жена — Елена Дмитриевна

    В 1812 году она вышла замуж за Михаила Щепкина, который тогда ещё был крепостным, и в такое же сословие добровольно пошла она. Но жизнь вознаградила супругов. Со временем они оказались свободными от оков и родили четверых детей, судьбы которых сложились счастливо. Дочери Александра и Фаина стали актрисами, сын Дмитрий – филологом, второй сын, Николай, – издателем. Существуют ещё сведения о третьем сыне – Михаиле, ставшем юристом.

    Заслуги в искусстве

    Имя Михаила Семёновича Щепкина вписано золотыми буквами в историю русской театральной школы. Не получив актёрского образования, он на собственном сценическом опыте выстроил принципы театрального мастерства. Они по сути стали основой системы К.С. Станиславского и были взяты на вооружение Малым театром на многие десятилетия.

    Портрет Михаила Щепкина (худ. Тарас Шевченко)

    Портрет Михаила Щепкина (худ. Тарас Шевченко)

    Дух артиста живёт в альма-матер многих прославленных актёров – в Высшем театральном училище имени Щепкина в Москве. У него давняя история: было учреждено в 1809 году по указу императора Александра I. В нём с 30-ых годов до конца своей жизни преподавал великий артист, а в 1938 году училищу было присвоено его имя. В 1943 году оно стало вузом. «Щепку» окончили О. Даль, Ю. Соломин, И. Чурикова, С. Немоляева, А. Домогаров, О. Меньшиков, Е. Бероев и многие другие известные артисты.


    Ваш комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *