ФИО: | Поляк Михаил Наумович |
Дата рождения: | 25 февраля 1948 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Актер театра и кино |
Дата смерти: | 9 апреля 1995 г. (47 лет) |
Детство и юность
О детстве Михаила Поляка известно немного. Будущий актер родился в Москве 25 февраля 1948 года. Мать, Лидия Васильевна Гранова, была литературоведом. Отец, Наум Моисеевич, работал директором кинокартин на Мосфильме. Под его руководством были сняты фильмы «Алешкина любовь» (1960), «Это случилось в милиции» (1963), «Зеленый огонек» (1964).
На фронте мужчина стал инвалидом – мышцы его медленно отмирали, все больше лишая их обладателя возможности двигаться. Болезнь неумолимо прогрессировала, и вскоре ему пришлось попрощаться с работой, но преданная любовь к Дому Кино гнала его туда, пока член Союза кинематографистов еще мог ходить.
Увлеченность родителей искусством повлияла на сына, который стал посещать театральную студию. В 1963 году Миша дебютировал как киноартист, сыграв гимназиста в биографическом фильме о Дзержинском «Слуша-ай!..». После окончания школы юноша поступил во МХАТ.
Актерская биография
- 1971 – Окончил институт и пришел в труппу театра им. Ленинского комсомола.
- 1971-1973 – Играл Матвея Белухина в «Колонистах» и Фредерика во «В этом милом, старом доме» Ю. Мочалова, Дуремара в «Золотом ключике» и Уточкина в «Вечером, после работы» С. Штейна; Солдата в «Прощай, оружие!» А. Гинзбурга и О. Чубайса.
- 1973 – Сыграл главную роль аспиранта Марка в 2-серийной комедийной мелодраме режиссера Михаила Григорьева «Жили три холостяка». Показал свой яркий талант, но к сожалению, ролей в кино такого масштаба больше не получал. Директором картины был его отец.
- 1973-1984 – В театр Ленкома пришел новый талантливый режиссер Марк Захаров и ролей у Поляка стало больше. Он выходил на сцену в образах Лео в «Лисичках» С. Штейна; бандита в «Конце Хитрова рынка» А. Гинзбурга; Переводчика и доктора Аркадия Бурмина в «Парне из нашего города» М. Захарова и Ю. Мамаева; Строителя Автограда в «Автограде-ХХI» Л.Заславского; Трубадура в «Трубадуре и его друзьях» Л. Эйдлина; Придворного художника и Бригадира гезов в «Тиле» Ю. Махаева; Заики, Смерти и Главаря рейнджеров в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» и Петру Врабия в «Хория» М. Захарова; Строгого в «Гренаде» и Михаила Воронкова в «Сержант, мой выстрел первый!» П. Штейна.
- 1974 – Персонажами Поляка были Володя, участник пира и Владик в картинах «Одиножды один», «Трудные этажи» и «Пир во время чумы».
- 1975 – В киноповести И. Николаева «Эта тревожная зима» сыграл доктора клиники Дмитрия Дмитриевича, обладавшего всем набором качеств, необходимых представителям этой важной профессии.
- 1976 – Показался в телеспектакле «Серенада для мамы» и эпизоде культовой музыкальной комедии Марка Захарова «12 стульев», снятой по известной одноименной книге Ильфа и Петрова. В мюзикле Поляку удалось сниматься вместе с плеядой замечательных артистов, фильм впоследствии вошел в классику отечественного кинематографа.
- 1978 – Был замечен в эпизоде спортивного фильма Виктора Садовского «Все решает мгновение». У персонажа Михаила первый тренер пловчихи Беляевой Варенцов просил закурить. Сыграл переводчика в телеспектакле «Парень из нашего города» о нелегкой судьбе офицера Луконина, фанатично верившего в торжество социализма. Также его увидели в детективном фильме «Следствие ведут знатоки: Букет на приеме», где любимые зрителями советские следователи Знаменский, Кибрит и Томин разыскивали виновников ограбления квартиры Петуховых.
- 1981 – Состоялась премьера мюзикла «Юнона и Авось», где актер выходил на сцену в небольшой роли офицера-переводчика, а его вторая супруга Елена Шанина – главной героини Кончиты. Рок-опере суждена была долгая жизнь: уже более 40 лет она пользуется неизменным успехом, несмотря на меняющиеся составы актеров. С Еленой был на 60-летии отца, который отмечал юбилей целую неделю.
- 1982 – Участвовал в роли «гривенника» в телеспектакле Ленкома «Гренада» о советском лирическом поэте Михаиле Светлове.
- 1983 – Вышел на экраны телеспектакль «Юнона и Авось» с участием Михаила.
- 1984 – Перешел работать в Минскую филармонию.
- 1986 – Устроился актером в Московский еврейский театр «Шалом».
- 1989 – Показался в документальной ленте «Мир вам, Шолом!», рассказавшей о современной истории еврейского народа.
- 1994 – Участвовал в телеспектакле «Янкель, Таке и Кадыр».
- 9 апреля 1995 – Умер. Похоронен в Солнечногорском районе, в подмосковном поселке Поварово.
4 неудачных брака
В одну с Михаилом театральную студию ходила Людмила Поргина, в которую школьник влюбился со всей пылкостью, свойственной юности. Девушка ответила взаимностью, и Ромео с трудом дождался, пока достигнет совершеннолетия. Но Людмила была на 9 месяцев младше и пришлось брать у ее родителей согласие на регистрацию брака в ЗАГСе. Только это не придало прочности рано возникшим отношениям, как и поступление юной супруги в тот же самый институт, где «Ромео» отучился 1-й курс. Молодожены оказались не готовы справляться с бытовыми и семейными проблемами. Поэтому года через 2 чувства остыли, и студенты расстались.
Второй женой красавца была актриса Марина Александровна, расставшаяся после бракосочетания с девичьей фамилией. У них родился сын Сергей, но рождение наследника не повлияло на прочность семейных уз. Марина сбежала к искусствоведу М. Швыдкому, поднявшемуся впоследствии до поста Министра культуры.
В 1974 году в Ленком, где работал Поляк, пришла выпускница ЛГИТМиКа Елена Шанина. На спектакле «Трубадур и его друзья» у них закрутился роман. Мужчина опять женился. Актеры смотрелись красивой парой и вызывали зависть у многих знакомых. Они вместе играли в спектаклях, снимались в фильме «12 стульев». Но и этот брак распался.
Елена влюбилась в другого коллегу – Александра Збруева, который был женат и старше ее на 14 лет. Сначала она просто восхищалась Александром как старшим товарищем. А когда Елене и Александру пришлось играть любовников в одной из постановок, она не смогла устоять перед его магнетизмом и влюбилась в него по-настоящему.
Вскоре Михаил догадался, что у него есть конкурент, влюбленный в ту же женщину. Другие актеры тоже видели существование любовного треугольника, хотя на общение соперников это не повлияло. Именно в тот период обиженный муж стал злоупотреблять алкоголем, что и послужило формальным поводом для развода.
Последней надеждой актера на счастливый брак была Людмила Харитонова. В семье родились девочки Анастасия и Мария. Но Поляк так и не смог победить болезненную тягу к спиртному, прибегая к нему при всех проблемах.
Рано ушедший
Михаила Поляка запомнили как обаятельного и талантливого актера. В 80-х годах ХХ столетия часть публики ходила в московский Ленком только ради него. Он заражал оптимизмом в образе веселого и искрометного Трубадура и «цеплял» за душу, играя гнетущую Смерть, настигающую Хоакина Мурьету. Были у Поляка и другие главные роли в спектаклях, но они доставались обычно во втором составе.
В кино его карьера сложилась менее удачно: лишь в картине «Жили три холостяка» актер исполнил главного персонажа. Распавшиеся браки, неизлечимая болезнь отца, кризис в культуре в 90-е годы сказались на тонкой натуре актера, который сломался под ударами судьбы и умер в 47 лет.