ФИО: | Менглет Майя Георгиевна |
Дата рождения: | 8 августа 1935 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Актриса театра и кино |
Дата смерти: | 19 января 2023 г. (87 лет) |
Майя Георгиевна Менглет, талантливая советская актриса с французской фамилией и внешностью Софи Лорен, явила собой достойное продолжение актерской династии. Большинству зрителей она запомнилась по главной роли в картине «Дело было в Пенькове», поэтому ее порой называют «актрисой одной роли». Однако биография Майи Менглет куда более насыщенная.
Происхождение
Майя Георгиевна Менглет родилась в Москве 8 августа 1935 года в семье актеров Менглета Георгия Павловича и Королёвой Валентины Григорьевны. Родители Майи учились вместе (1930-1933 гг.) в ЦЕТЕТИСе (Центральный техникум театрального искусства, ныне ГИТИС) у Петровского А.П. Георгий не сразу обратил внимание на Валентину. Однако когда довелось выступать в одной бригаде артистов «на злобу дня» (агитировали раскулаченных за вступление в колхозы), то вернулись из поездки женихом и невестой. Их биографии до начала 50-х годов почти идентичны, поскольку Валентина Григорьевна всегда и везде сопровождала супруга.
По воспоминаниям Майи Георгиевны, жизнь матери была полностью посвящена карьере мужа. Дома всегда господствовал культ отца-актера, хотя она сама была весьма талантлива. Многие коллеги по актерскому цеху вспоминали, как грациозно Валентина Григорьевна играла дочь генеральши Кукарниковой в «Детях Ванюшина». Ее внешняя красота не требовала грима.
Королёва появлялась только в эпизодах, но каждое движение на сцене было выверено. Она с легкостью играла на рояле и превосходно пела. Эффектную внешность с профилем Нефертити унаследовала Майя от матери. Да и отец с юности играл героев-любовников.
И все же в детстве дочь красивых родителей комплексовала по поводу своей наружности. В плане наследственности в Майе Менглет намешано столько кровей, что дать точную формулировку ее национальности не представляется возможным. По отцовской линии дворянский род Менглетов пошел от капитана французской армии Людовика Менглета, который после войны 1812 года остался в Российской империи, принял православие и женился на некой Фекле Грожицкой. Отец Георгия Менглета, то есть дедушка Майи, приходится уже правнуком этому самому Людовику.
Бабушка актрисы по линии отца, Екатерина Михайловна, была дочерью генерала царской армии Михаила Охотина. Именно она проявляла с юности склонность к актерству. Но в силу жизненных обстоятельств посвятила себя домашнему хозяйству. Бабушка со стороны матери Майи Менглет, Рога Берта Ансовна, латышка с еврейскими корнями. Дедушка, Королёв Григорий Васильевич, русский. Повстречались они в Красноярском крае в поселении ссыльных. Она — убежденная революционерка, член партии с 1903 года, была сослана в 16 лет за пропаганду революционной идеи. Он, напротив, пострадал за меньшевистские взгляды.
Транзитное детство
Семья Королёвых жила в Москве, в доме для политкаторжан, находившемся в Большом Харитоньевском переулке. В коммунальной квартире они занимали самую большую комнату 9 кв. м, в которой нашелся угол для Георгия и Валентины. Когда родилась Майя, ее в первые месяцы определили в корзину, которая прекрасно умещалась на широченном мраморном подоконнике. Новорожденный ребенок доставлял много хлопот и очень нервировал бесконечным криком Берту Ансовну.
Спустя 3 месяца Георгий Павлович отвез малышку к своим родителям в Воронеж, где она росла до 5 лет с бабушкой Катей, дедушкой Пашей и их младшим сыном Евгением. Женя забавлял племянницу, катал на санках. Дедушка каждый год водил внучку фотографироваться. Родители периодически навещали дочь. Когда уехали в 1937 году создавать театр в Таджикистане, то каждый месяц высылали деньги и посылки, «чтобы Майке ни в чем отказа не было». Майя Менглет всегда с особым теплом вспоминала свое воронежское детство.
В первый класс она пошла в Сталинабаде, куда семья Менглетов-старших перебралась с началом войны. Воронеж начали бомбить одним из первых. На короткое время вся семья объединилась. В 3-х комнатной квартире, где Георгий и Валентина занимали 2 комнаты, стало шумно и весело. Теперь в них разместилось 6 человек: Майя с родителями, бабушка с дедушкой и их младший сын Евгений. Когда Женя ушел на фронт, Георгий потерял покой. У него была бронь. На какое-то время от тяжких раздумий отвлекло участие в съемках фильма «Лермонтов» (1942-1943 гг.).
Снимали на «Союздетфильме», эвакуированном в Сталинабад из Москвы. Георгий Менглет получил роль Васильчикова, а в массовке задействовали Майю. Девочку одели в длинное платье, и она должна была прохаживаться и играть мячиком. В этот период Майя познала впервые мир закулисья и успела привязаться к родителям. Теперь расставание с ними далось ей труднее.
В 1943 году Георгий Менглет на правах художественного руководителя фронтового театра отправился на передовую. И хотя Екатерина Михайловна ворчала, что Валентина могла бы остаться с Майкой, та поехала вместе с мужем.
Майя снова осталась с бабушкой и дедушкой. Бабушка хлопотала на кухне. Дед очень ловко сшивал листы со старыми пьесами так, что получались тетради. А основой для перьевой ручки служили выстроганные им палочки. Так и обеспечивали Майю нужными канцелярскими принадлежностями для учебы.
Ее друзьями во дворе были дети из таких же эвакуированных семей и местная таджикская детвора. Играли чаще всего в войну, вооружившись палками. Помогали взрослым в сборе персиковых косточек, которые находили вдоль арыков и сдавали в аптеку.
В декабре 1944 года в Москве состоялся смотр фронтовых театров, где Георгия Менглета приметил Р.Н. Симонов и пригласил его в театр им. Вахтангова. В Сталинабаде уходу ведущего актера препятствовать не стали. Поэтому он вернулся в Таджикистан, чтобы забрать родителей с дочерью в столицу. Но теперь им всем пришлось снова ютиться в московской комнате Королёвых. Когда все же удалось разъехаться, Майя все равно осталась жить с бабушкой и дедушкой по отцовской линии. А родители, которые проживали отдельно в крохотной комнатке в коммуналке, приходили почти каждый день к ним на обед.
Путь в профессию
Сколько Майя себя помнит, они всегда жили очень бедно. Даже когда отцу удалось приобрести свое жилье, то это было полуподвальное помещение в 6 кв. м. Своей однокомнатной квартиры, ради которой Георгий Павлович Менглет перешел в Театр сатиры, ждали 11 лет. Звание народного артиста никаких льгот кроме популярности не приносило. Чтобы одеть единственную дочь, Валентина Григорьевна все время что-то перешивала из старых вещей. Шила она отменно. Поэтому Майя, примеряя очередной наряд, всегда сияла от счастья.
Мама была строга с дочерью. Отец же никогда не отчитывал. Свои первые девичьи секреты Майя доверяла ему. Она посещала все спектакли отца и очень гордилась его успехами. Сама об актерской профессии не мечтала. Началось все с Дома пионеров, представители которого устроили в школе прослушивание.
Родители особо не вникали в увлечения дочери. Папа был с головой погружен в свои роли, а мама в организацию комфортного быта папы. И Майя, ни с кем не советуясь, после 8 класса сходила на несколько прослушиваний за компанию с друзьями из театрального кружка. Посещение Школы-студии МХАТ оказалось удачным. В.К. Монюков., на тот момент режиссер-педагог, порекомендовал Майе прийти к ним после окончания школы. Это приглашение произвело на будущую актрису такое впечатление, что она не смогла оценить масштаба другого события.
Несколько позже, когда Майя уже заканчивала 9 класс, домой позвонил С.А.Герасимов и предложил ей учиться на его курсе. Девушка, зациклившаяся на Школе-студии МХАТ, ответила отказом. Самое интересное во всем этом то, что родители никак не пытались наставить дочь на путь истинный, посоветовать. Она же была уверена, что поступает абсолютно правильно. Тем более что после 10 класса ее ожидала перспектива попасть в студию МХАТ на курс В.О. Топоркова. О нем Майя слышала только лестные отзывы от папы.
Герасимов проявил личную инициативу после того, как увидел юную 9-классницу Менглет в дипломной работе Николая Курихина, где она снялась вместе с отцом. Если считать тот детский эпизод из «Лермонтова», то это был уже второй для Майи опыт киносъемок. Но ни он, ни успехи в театральной студии, ни постоянное вращение в актерской среде своих родителей не добавляли девушке уверенности в своих силах. Она от природы была скромна и застенчива. Возможно, не будь дружной компании, сама Майя ни на какие прослушивания и не пошла бы.
Друзьями, с которыми Майя ходила на просмотры, были Станислав Коренев и Игорь Кваша. Они были знакомы еще с театральной студии при Доме пионеров. Кваша и Коренев были одноклассниками, старше Майи на 2 года. К моменту ее поступления уже учились. Коренев в Щукинском, а Кваша в Школе-студии МХАТ. Майя Менглет подала документы именно в МХАТ, как и планировала. Родителям ничего не говорила. Они вообще до последнего были уверены, что дочь поступает в институт иностранных языков. Сообщила только после положительного результата.
Но тут подвернулся случай, который чуть было не изменил все планы будущей актрисы. В метро Майю приметила сотрудница Дома моделей на Кузнецком мосту. На высокую, стройную брюнетку невозможно было не обратить внимание. Она предложила Майе Менглет приехать на показ, так как Дом моделей набирал группу манекенщиц для стажировки в Великобритании. Счастливая Майя выпалила об этом дома. Отец от такой новости пришел в ярость и впервые в жизни дал дочери пощечину. Больше к этой теме Майя не возвращалась.
Творческая биография
- 1953-1957 гг. — период учебы в Школе-студии МХАТ. В послевоенное время МХАТ являлся ведущим театром страны и учиться в нем мечтали многие. Таких, как Майя Менглет, поступивших сразу после 10 класса школы, было не много. Девушка успешно прошла все 3 тура и попала на курс Топоркова В.О. Ее одногруппниками были Олег Табаков, Евгений Урбанский, Валентин Гафт, Владлен Паулус.
- 1957 год: на последнем курсе обучения в Школе-студии МХАТ Майя Менглет снялась в фильме С. Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Режиссер заметил исполнительницу главной роли еще до начала проб. Присев скромно на чемоданчик, Майя во все глаза наблюдала за всем, что происходило на предварительном просмотре. Эта непосредственность и подкупила Ростоцкого. После выхода фильма на экраны на Майю Менглет обрушилась всенародная слава. К счастью, ее природная стеснительность помогла избежать звездной болезни.
- 1958 год: после завершения Школы-студии Майя Георгиевна поступила на службу в Театр им. Станиславского. Урбанский сообщил Майе, что театр ищет актрису для спектакля «Раскрытое окно». После просмотра она была принята. Работы для юной актрисы в театре, который переживал пору расцвета, оказалось предостаточно. Играла первое время своих ровесниц, современниц. Позже проявила себя как разноплановая, характерная актриса.
- Кинематограф шел параллельно с работой в театре. Майя не раз признавалась, что сцена ей ближе. В 1958 году она снялась в фильме И. Анненского «Матрос с Кометы» в роли Шуры. А в 1959 году последовали съемки у режиссера В. Жилина в картине «Исправленному верить». В последнем как зрители, так и кинокритики отмечали привлекательность актерской пары М. Менглет и В. Гусев.
- 1960-1970 гг.: в этот период на экранах появились такие фильмы с ее участием, как «Домой» (1960, реж. А. Абрамов), «Алёнка» (1961, реж. Б. Барнет), «Места тут тихие» (1967, реж. Г. Щукин), «Похищение» (1969, реж. Ю. Сааков). Помимо этого вышло два фильма-спектакля. Это время, пожалуй, самое плодотворное в биографии Майи Менглет. Помимо съемок в кино и работы в театре, она бывает в зарубежных поездках, приглашается на торжественные приемы, конференции, ведет Новогоднюю программу с Голубкиной Л. в 1964 году.
- 1970-1979: Майя Менглет снялась в картинах «Алло, Варшава!» (1971, реж. О. Воронцов), «Юлька» (1972, реж. К. Жук), «На Севере, на Юге, на Востоке, на Западе» (1972, реж. Е. Дзиган), «Большой аттракцион» (1974, реж. В. Георгиев). Играла в фильмах-спектаклях «Женитьба Белугина (1978, реж. Б. Морозов), «Повесть об одной Любви» (1979, реж. П. Штейн). Картина Ефима Дзигана не вышла на экраны после съемок. Премьера состоялась только на фестивале архивного кино «Белые столбы» в феврале 2010 года.
- В 80-е годы киноработ с участием Майи Менглет было гораздо меньше. Она снялась в многосерийном фильме «Атланты и кариатиды» (1980, реж. А. Гуткович), сыграла главную роль в фильме «Шанс» (1984, реж. А. Майоров), роль помещицы Анеты Дудуляну в музыкальной комедии «Осиное гнездо» (1984, реж. А. Поламишев) и эпизод в «Певучей России» (1986, реж. В. Панин). В 1984 году Майя Георгиевна Менглет получила звание Заслуженной артистки РСФСР.
- В 90-е годы Менглет снялась всего в 4-х кинолентах: «Женский день» (1990, реж. Б. Яшин), «Встретимся на Таити» (1991, реж. В. Мишаткин), «Крысиные похороны» (1994, реж. Д. Голден), «На углу, у Патриарших» (1995, реж. В. Дербенев).
- После 1997 года начались сложности в родном театре. Умер режиссер В.В. Ланской и обязанности художественного руководителя взял на себя директор Демичев. В тот период из Театра им. Станиславского уволились многие актеры. По признанию Майи Георгиевны, «в театре не стало места творчеству».
- В 2001 году Майя Менглет тоже подала заявление об уходе. Причиной послужил случай, когда после двух дней болезни ее супруга, роль отдали другому актеру. На ее претензии директор грубо отреагировал. Актриса уволилась первой, а через 2 дня заявление написал муж — Сатановский Леонид Моисеевич.
- В 2002 году супружеская чета переехала в Австралию, в Мельбурн, где уже жили их сыновья. Еще некоторое время 67-летняя Майя Менглет работала вместе с супругом в Русском театре им. Варпаховского в Монреале. Они успешно гастролировали вместе с труппой по США и Канаде. Летали в Израиль, где были задействованы в антрепризе у Михаила Казакова.
- До конца своих дней Майя Георгиевна Менглет оставалась гражданкой России, периодически навещала Родину. Последний ее приезд был в 2012 году. Поскольку проживала в Австралии, а работать приходилось на других континентах, то любимую работу по состоянию здоровья к 80 годам пришлось оставить. Актриса скончалась 19 января 2023 года на 88-м году жизни. Похоронена на юго-востоке Мельбурна, на спрингвейлском ботаническом кладбище.
Личная жизнь
По признанию Майи Менглет, она вышла замуж в 18 лет (1953 год). Ее единственным избранником на всю жизнь стал Леонид Сатановский, студент Щукинского училища. Однако есть свидетельство того, что брак с Сатановским был зарегистрирован только в 1961 году, когда Майе было уже 26 лет.
Многие очерки К.Г. Бухонкина были опубликованы лишь в местных изданиях, поэтому подробности личной жизни Майи Менглет из «Воронежской недели» дальше не просочились. Актриса действительно вышла замуж в марте 1953 года за Станислава Коренева и в 1956 году родила сына Алексея.
Но уже через полгода после рождения ребенка покинула дом Кореневых, где и проживали молодые супруги после заключения брака. Причиной расставания были сложные отношения со свекровью и нежелание Станислава вникать в противоборство двух женщин.
В 1958 году развод был официально оформлен. Валентина Григорьевна взяла на себя все заботы о маленьком внуке, чтобы Майя могла спокойно продолжать учебу. С Леонидом Сатановским Майя впервые встретилась, когда ходила на прослушивание в Щукинское училище. Более близкое знакомство произошло позже, на одной из студенческих вечеринок. Рыжеволосый Леонид не был красавцем, но обладал редким шармом. Актер от Бога, он был пластичен и остроумен. Майю покорил шикарным исполнением романсов. Молодая семья поселилась после свадьбы в однокомнатной квартире Менглетов.
Первые годы семейной жизни не были гладкими. И не столько от совместного с родителями проживания, сколько от взрывного характера Майи. В этом она полная противоположность своей матери, которая была очень сдержанным человеком. Не раз Майя выставляла супруга за порог с вещами, но родители своевременно возвращали зятя и урезонивали дочь. С возрастом страсти улеглись. Алексея Сатановский усыновил, а в 1967 году у Майи и Леонида родился сын Дмитрий. Супруги прожили вместе 54 года. Сатановского Л.М. не стало в 2015 году. Майя Георгиевна пережила его почти на 7 лет.
Старший сын Майи унаследовал актерский талант. Еще подростком он снялся в фильмах «Мальчики», «Ура! У нас каникулы!», «Былое и думы», «Старая крепость». Алексей успешно закончил ГИТИС, и ему была открыта дорога в Театр им. Маяковского. Однако в конце 70-х парень женился на немке, которая стажировалась в МГУ, и уехал с ней в Гамбург. Надо сказать, что Алексей всегда был бунтарем по натуре. Неоднократно Майе Георгиевне приходилось выслушивать нарекания о нарушении дисциплины сына от руководителя курса Гончарова Андрея Александровича.
На этот раз его поступок негативно сказался на репутации родителей, которые на некоторое время попали под наблюдение как неблагонадежные. Майя очень страдала от того, что не могла целый год увидеть старшего сына. Постепенно связь наладилась. Был ли этот брак Алексея любовью или просто способом покинуть Советский союз, остается загадкой. Семья все же была, и не просто по документам. В этом союзе родились две дочери. После 2-х лет проживания в Германии Алексей с супругой переехали в Австралию, где он в полной мере раскрыл свое дарование актера.
Младший Дмитрий успешен в научной области. Георгий Павлович Менглет в шутку называл Диму «аномалией», потому что никому в семье химия не давалась, а он закончил химический факультет МГУ. Позже Дмитрий защитил докторскую диссертацию и в 90-е годы эмигрировал вслед за старшим братом в Австралию. Поэтому, когда родители уволились из театра, сыновья в очередной раз предложили им перебраться в Мельбурн. Правда, теперь Дмитрий — доктор философии и живет в Малайзии.
Продолжение династии Менглетов
К сожалению, ни одна из работ с участием Майи Менглет не повторила успех фильма «Дело было в Пенькове», который вошел в «Золотой фонд кино». 18 картин и несколько телевизионных спектаклей за полувековую актерскую биографию — не много. Майя Георгиевна объясняла этот факт препятствиями, которые чинил ей один из высокопоставленных чиновников в самом начале карьеры. Красавица актриса ответила на его ухаживания отказом. Вскоре в отношении ее персоны был вынесен вердикт — девушку с «несоветской внешностью» в главных ролях не снимать.
Майя Менглет по этому поводу не переживала. Семейная жизнь сложилась, была любимая работа в театре. Современные реалии таковы, что актеры кино получают более широкую известность в народе, чем театральные. Однако выходить почти каждый день на сцену и играть вживую без права на дополнительный дубль — это ли не достижение? Театру им. Станиславского Майя Менглет отдала 43 года актерской жизни. Она была задействована почти во всех спектаклях из основного репертуара. Когда ехали с мужем в Австралию, то оставаться навсегда не собирались. Еще надеялись, что из театра позвонят и позовут обратно.
Знаменитая некогда фамилия Менглет продолжает и сегодня победное шествие, но не в России. Оба сына Майи Георгиевны носят фамилию Менглет. Алексей Леонидович Менглет играет сегодня на сценах театров Мельбурна, является директором русского радио. Его повзрослевшие дочери не говорят по-русски. Одна спортсменка, а другая — архитектор. У младшего сына непубличный род занятий, поэтому точной информации о детях нет. У Майи Менглет есть уже и правнучка. Как знать, может, на имени австралийского актера Алекса Менглета актерская династия все же не прервется.