ФИО: | Алимова Матлюба Фархатовна |
Дата рождения: | 12 августа 1954 г. (70 лет) |
Место рождения: | Андижан, Узбекистан |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Актриса |
Актриса советского кинематографа Матлюба Алимова запомнилась зрителям по яркой роли Насти в популярном в 1980-е годы мелодраматическом 4-серийном фильме «Цыган». Картина о судьбе цыгана Будулая получила невероятную популярность в СССР, а вместе с ней полюбились и артисты, исполнявшие главные роли.
Детство и юность
Родилась 12 августа 1954 года в г. Андижане Узбекской ССР. Отец Фархат Алимов, узбек по национальности, встретил будущую жену в Уфе, где проходил срочную службу, и привез ее в свой родной город. Мать актрисы русская, но имела также грузинские, немецкие и польские корни.
Родители назвали среднюю дочь Матлюбой (Матлубэ), что с арабского означает «желанная». Всего в семье родилось три дочери, но это не стало препятствием, чтобы по наущению узбекских родственников Фархат оставил русскую жену и детей и женился на узбечке. Отец заботился о детях из бывшей семьи, и они не чувствовали к нему обиды. «Папа всегда хорошо к нам относился, так что моя душа свободна от злобной памяти», – вспоминала Матлюба Фархатовна.
В школе девочка полюбила русский язык и литературу, но об актерской профессии начала мечтать лишь в старших классах, когда вытянулась (рост актрисы 173 см) и похорошела, приобретя удивительную экзотическую и яркую внешность. По окончании школы поехала в Москву поступать во ВГИК – ее взяли с первого раза. Правда на первом курсе Матлюбу постигла неудача, ее в числе нескольких студентов отчислил за профнепригодность Борис Бабочкин, но он вскоре скончался, и всех восстановили.
Так Алимова оказалась на курсе Алексея Баталова и тут она уже стала отличницей, ведь студенты преклонялись перед своим мастером, он успешно помогал им раскрыть свою индивидуальность и вообще относился к ним как к своим детям. Окончила ВГИК в 1978 г. и стала артисткой киностудии «Узбекфильм».
Биография
- 1975-1976 гг. На советские экраны выходит мелодрама узбекской киностудии «Баллада о белогривой». Она становится первой небольшой киноработой начинающей актрисы. Еще в одном узбекском фильме-сказке «Седьмой джинн» студентка Алимова играет эпизод. «Узбекфильм» снимает картины на узбекском языке, а Матлюба его знает плохо, ведь в их смешанной семье всегда говорили по-русски. Поэтому она не очень тревожится из-за отсутствия других предложений оттуда и надеется на роли центральных киностудий.
- 1978 г. Четыре года проходит после первого фильма и вот наконец поступает приглашение от именитого режиссера Михаила Швейцера на роль испанки Лауры в трехсерийной драме «Маленькие трагедии» по сочинениям А. С. Пушкина. Партнером Матлюбы на съемочной площадке, Дон Гуаном, становится сам Владимир Высоцкий, для которого это работа в кино будет последней. Высокая, стройная, страстная красавица Алимова получает отличные отзывы критиков и любовь зрителей за прекрасно сыгранную роль и исполнение вокальных партий. Фильм войдет в золотой фонд советского кино.
- 1979 г. Звездный час в карьере Матлюбы Алимовой – четырехсерийная мелодрама «Цыган» Александра Бланка по роману Анатолия Калинина на Одесской киностудии. Молодой актрисе доверена роль гордой цыганки Насти, влюбленной в главного героя Будулая. Матлюба так органично и страстно вписывается в жизнь цыган на экране, что становится своей для этого народа. Картину любят зрители, а ее актеры получают всесоюзную славу и признание.
- 1980 г. На экраны выходит фильм-баллада Зиновия Ройзмана «В стремнине бешеной реки», насыщенный видами природы Узбекистана. Матлюба в главной женской роли прекрасно передает характер узбекской девушки-современницы.
- 1981 г. В историко-биографической картине Бориса Галантера «И с вами снова я» (ТО «Экран») о жизни и творчестве А. С. Пушкина Алимова снова играет цыганку. Это образ известной цыганской певицы Тани – Татьяны Демьяновны Мироновой, к которой великий поэт относился с большой симпатией. А на узбекской киностудии Матлюба снимается в роли восточной красавицы Зебо в трехсерийном исторической ленте «Встреча у высоких снегов».
- 1982 г. Режиссер Геннадий Васильев запускает фильм-сказку о былинном русском богатыре «Василий Буслаев» на киностудии им. Горького. Алимовой достается роль византийской императрицы Ирины. На «Таджикфильме» актриса участвует в картине Маргариты Касымовой «Сегодня и всегда» о первых таджикских театрах в Средней Азии. Матлюба играет в ней главную роль бродячей актрисы Парвины. Фильм получит главную премию на Международном кинофестивале в Сан-Франциско.
- 1983-1984 гг. На советские экраны выходит картина белорусской киностудии «Сказка о звездном мальчике» по мотивам произведений Оскара Уальда. Режиссер Леонид Нечаев приглашает Алимову сыграть красавицу-цыганку и эффектную ясновидящую. Одновременно на «Мосфильме» актриса снимается в фильме Али Хамраева «Жаркое лето в Кабуле», посвященном боевым событиям в Афганистане. Здесь у нее роль выпускницы мединститута Сухейль. Еще одна картина киностудии «Туркменфильм», в которой Матлюба играет эпизод, «Фраги – разлученный со счастьем» о туркменском поэте и мыслителе.
- 1985 г. Заметная работа актрисы – участие в продолжении полюбившегося зрителям телесериала «Цыган» – четырехсерийной ленте «Возвращение Будулая» режиссера Александра Бланка. Алимова вновь предстает перед нами в роли цыганки Насти. Вообще в 80-е гг. Матлюба находится на пике своей актерской формы и чувствует себя востребованной, не подозревая, что эта картина станет последней яркой вехой в карьере.
- 1989 г. Снимается в небольших ролях в криминальном боевике Хабибуллы Файзиева «Шакалы» и драме Нааны Чанковой «Полнолуние». В фильме о военном времени «Маленький человек в большой войне» Шухрата Аббасова играет главную роль Сайеры.
- 1990-1993 гг. В этот период предложений прежнего уровня не поступает. Матлюба Алимова снимается в фильмах разных жанров: криминальном «Восточный коридор, или Рэкет по…» Б. Омарова, историческом «Дикое поле» Н. Гусарова, фантастическом «Изобретатель фараона» Г. Земеля, комедии «Кто сумасшедший» А. Хамраева, драме «Они» Л. Закарейшвили и других. Исполняет роли как заглавные, так и эпизодические, но ярких и значительных работ среди них нет.
- Середина 1990-х гг. В постсоветском кинематографе наступает кризис, и актриса почти не снимается, избегая приглашения на проходные роли. Она возвращается в Узбекистан и зарабатывает на жизнь декоративно-прикладным творчеством – реставрацией старинных узбекских вышивок и дизайном одежды.
- 2000-е гг. В России бывает наездами. Изредка появляется на экранах в небольших образах. Снимается в узбекской комедии «Товарищ Бойкенджаев», молдавском фильме «Баллады о гусарах», картине Владимира Бортко «Тарас Бульба» и других.
- 2010-2011 гг. По-прежнему редко появляется на экранах в эпизодических ролях. Алимову можно увидеть в телесериалах: «Точка кипения» Олега Штрома и «Судмедэксперты» Юрия Морозова. В 2011 году снова возвращается в Ташкент.
- 2016 г. На экраны выходит сюрреалистическая малобюджетная комедия о провинциальном городке «Мухаморы» режиссеров Gabar Gabaroff и Мигеля Гарсия. В ней у Матлюбы Алимовой главная роль, а партнером выступает известный актер Александр Баширов.
- 2017 г. – настоящее время. Матлюба Фархатовна Алимова живет в Ташкенте. Актерской работы у нее сейчас нет. Изредка приезжает в Россию, принимает участие в телепередачах и творческих вечерах. И конечно ждет достойных предложений от российских режиссеров!
Личная жизнь
Матлюба Алимова была замужем однажды. Муж – режиссер Мурат Ахметов. Они познакомились во ВГИКе и прожили вместе несколько лет. Брак не сложился из-за невероятно вспыльчивого и ревнивого характера супруга. Детей у пары не было. Справиться с жизненными невзгодами актрисе помогает православная вера, одно время она даже жила в Москве при Сретенском монастыре.
Талант и признание
Матлюба Фархатовна Алимова – звезда советского кинематографа 1980-х гг. Актриса исключительно талантливая, страстная и очень эффектная, настоящая восточная красавица. Нередко ее называли самой красивой цыганкой в кино, ведь она сыграла немало представительниц этого народа. Несмотря на то, что слава пришла к ней рано, она не стала залогом дальнейшей успешной карьеры и счастливой личной жизни.
Несколько факторов повлияли на сложную кинематографическую судьбу Матлюбы Алимовой. Это и годы застоя в постсоветском кино, когда актриса была в самом расцвете своего творческого потенциала, а картины просто не снимались. И незнание узбекского языка, на котором требовалось сниматься в Ташкенте после распада СССР. И иностранное гражданство, мешающее серьезной работе в современных крупных российских кинопроектах. В своих интервью последних лет актриса говорит, что не унывает, верит в Бога и еще надеется на хорошие роли.