Мария Николаевна Ермолова — краткая биография


Ермолова Мария Николаевна

ФИО: Ермолова Мария Николаевна
Дата рождения: 15 июля 1853 г.
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Актриса театра
Дата смерти: 12 марта 1928 г. (74 года)

Детство и юность

Мария Ермолова родилась 3 (15) июля 1853 года в Москве в семье театрального служащего. Ее отец, Николай Алексеевич, бывший актер, служил в Малом театре суфлером. Также писал стихи, сочинял водевили. Мать Александра Ильинична посвятила жизнь семье. У Ермоловых росли четыре дочери.

Родители — Николай Андреевич и Александра Ильинична

Родители — Николай Андреевич и Александра Ильинична

В семье царила атмосфера любви к театру: Александра Ильинична читала Маше пьесы, а отец, возвращаясь из театра, с восторгом рассказывал о спектаклях.  Он часто брал Машу с собой в театр, и она ребенком из будки суфлера наблюдала игру великих актеров. В девять лет Мария поступила в балетный класс театрального училища. Балет не вызывал у нее интереса, хотелось участвовать в драматических постановках. Она переписывала и заучивала роли из трагедий, мелодрам и водевилей. В 1866 году впервые вышла на драматическую сцену – Николай Алексеевич поручил ей роль девушки Фаншетты в своем бенефисе – водевиле «Жених нарасхват».

Мария Ермолова в молодости

Мария Ермолова в молодости

Краткая биография

  1. 1870, январь – актриса Малого театра Н. Медведева предложила Марии, шестнадцатилетней ученице театрального училища, заменить заболевшую исполнительницу главной роли в своем бенефисном спектакле «Эмилия Галотти». Премьера закончилась триумфом дебютантки. Ермолова с огромным успехом сыграла трагедийную роль, проявив мощный актерский темперамент, поразив публику выразительностью и искренностью переживаний.
  2. 1871 – окончила театральное училище и принята в труппу Малого театра. Поначалу играла в мелодрамах и комедиях драматургов-современников – Куликова, Дьяченко, Бегичева, Тарновского и небольшие роли классического репертуара. При этом, изображая комедийные персонажи, актриса придавала им неожиданный темперамент и силу характера.
  3. 1873 – сыграла роль Катерины в «Грозе» А.Н. Островского. Эта работа ярко свидетельствовала о незаурядном трагическом даровании актрисы.
  4. 1876 – получила первый бенефис. Для него актриса выбрала драму Лопе де Вега «Овечий источник». Роль Лауренсии, бесстрашно выступившей против насилия, вызвала восторг публики и критики. Спектакль стал триумфом, положил начало романтическому направлению в репертуарной политике театра.
  5. 1880-1890 – в пьесах А. Островского, И. Шпажинского, В. Александрова, В. Немировича-Данченко, А. Сумбатова-Южина актриса создала ряд образов современниц. Это не только вольнолюбивые светлые личности, но и грешные, мятежные натуры, как, например, Степанида в пьесе В. Александрова «Около денег».
  6. 1881 – в репертуар актрисы вошла блистательно исполненная роль русской провинциальной актрисы Негиной в пьесе Островского «Таланты и поклонники».
  7. 1884, январь – второй бенефис актрисы. Она впервые сыграла роль, о которой мечтала несколько лет – Жанны д’Арк в пьесе Ф. Шиллера. Руководство театра скептически отнеслось к выбору пьесы, считая, что постановка обречена на провал, и не выделило на нее средств. Второстепенные роли играли случайные актеры, декорации и костюмы были подобраны из кладовых театра. Успех спектакля благодаря игре Ермоловой был оглушительным – публика засыпала ее дождем из цветов. Эту роль, ставшую еще одним ярким проявлением ее трагического дара, Ермолова считала главной в своем творчестве, исполняла ее 18 лет. Спектакль пользовался огромным успехом и в 1893 году из-за большого количества желающих его увидеть был перенесен на сцену Большого театра.
  8. 1886 – сыграла роль Марии Стюарт в пьесе Шиллера. Современники называли эту работу величайшим достижением актрисы.
  9. 1892 – исполнила трагическую роль греческой поэтессы Сафо в одноименной пьесе Ф. Грильпарцера. Работа стала одной из лучших в творчестве Ермоловой.
  10. 1908 – вернулась на сцену после продолжительного годового отпуска. Публика восторженно принимала актрису, впервые выступившую в роли Кручининой в пьесе Островского «Без вины виноватые». Ермолова создала яркие образы в 18 произведениях великого русского драматурга, выдающимся было ее исполнение ролей Ларисы в «Бесприданнице», Тугиной в «Последней жертве».
  11. 1910-е – в репертуаре Ермоловой появились возрастные роли: царица Марфа из пьесы Островского, фру Альвинг из «Привидений» Ибсена, княжна Плавутина-Плавунцева («Декабрист») П. Гнедича.
  12. 1920 – в Советской России отметили 50-летие сценической деятельности Ермоловой. В Малом театре состоялся юбилейный вечер. Ермолова первая в советском государстве была удостоена звания Народной артистки Республики. В пожизненное пользование ей предоставили дом на Тверском бульваре.
  13. Значительной и любимой областью творчества для Ермоловой было чтение поэзии на эстраде. Выступать на эстраде начала в первые годы работы в Малом театре. Читала Некрасова, Лермонтова, Тютчева, Плещеева и других русских поэтов. Она завораживала слушателей задушевностью, выразительностью и разнообразием интонаций. С поэтическими программами гастролировала по всей России, участвовала в дивертисментах провинциальных театров.
  14. 1921, декабрь – последний раз вышла на театральную сцену в пьесе П. Гнедича «Холопы» (по другим сведениям оставила сцену в 1923 году). Последние годы жизни актриса жила замкнуто. Перенесла тяжелую болезнь, не выходила из дома, общаясь с немногими близкими людьми.
  15. 1928, 12 марта – умерла в Москве.

Театральная актриса Мария Ермолова

Личная жизнь

В 1875 на вечеринке московской интеллигенции Мария познакомилась с молодым аристократом, студентом юридического факультета Николаем Петровичем Шубинским. Летом 1876 года молодые люди встречались в дачном поселке под Москвой, участвовали в литературных любительских вечерах, театральных капустниках. В 1877 пара обвенчалась. В этом же году родилась дочь Маргарита.

Мария Ермолова и Николай Шубинский

Мария Ермолова и Николай Шубинский

Николай Петрович стал выдающимся адвокатом, крупным землевладельцем и конезаводчиком. В начале 20 века пришел в политику – был одним из основателей партии октябристов. Плодотворно работал как депутат Государственной Думы на протяжении 1907-1917 гг.

По воспоминаниям дочери Маргариты Ермолова и Шубинский в жизни не были благополучной парой и постепенно отдалились друг от друга. В 30 лет Мария Николаевна полюбила Константина Михайловича Павлинова, врача, профессора Московского университета. Увлеклась им настолько, что хотела оставить семью и сцену, но ради дочери не стала менять жизнь.

Константин Павлинов

Константин Павлинов

Революция 1917 разделила жизнь супругов окончательно. Шубинский лишился всего – вся его собственность была национализирована. В 1918 году эмигрировал, жил в Константинополе. В 1921 году умер.

Маргарита Николаевна (в замужестве Зеленина) заведовала музеем М. Ермоловой, занималась переводами пьес. Умерла в 1965 году. Ее сын Николай Зеленин, ставший психиатром, в возрасте сорока лет погиб в блокадном Ленинграде.

Заключение

Мария Николаевна Ермолова – великая русская актриса, кумир российской театральной публики последней четверти 19 – начала 20 века. Ее дарование было разноплановым: ей одинаково удавались комедийные и драматические роли. В пьесах русских драматургов конца 19 века актриса создала ряд образов волевых свободолюбивых женщин, которые современники называли «ермоловскими». Наиболее яркими в ее исполнении были героико-романтические персонажи – героини Шекспира, Шиллера, Гюго. Всего на сцене актриса воплотила более 200 образов.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *