ФИО: | Шиманская Марина Мечиславовна |
Дата рождения: | 27 октября 1955 г. (68 лет) |
Место рождения: | Саратов |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Актриса театра и кино |
Зрители старше пятидесяти до сих пор вспоминают, как блистательно играла в кино эта стильная актриса на стыке семидесятых и восьмидесятых годов. На память прежде всего приходит искрометная и легкая по подаче комедия с песнями Юрия Антонова «Берегите женщин», где Шиманской досталась одна из ключевых ролей. Но помимо и этой замечательной ленты в фильмографии актрисы присутствует несколько работ, достойных внимания и восхищения. Ну а начнем мы издалека, с самого начала.
Детство и юность
Марина Мечиславовна родилась в октябре 1955 года в городе Саратове в семье поляка и русской женщины. Кстати, по-польски полное имя Марины звучит так: Марыся Шиманская. Интересно, что папы актрисы, Мечислав, 7 лет провел в ГУЛАГе под Саратовом, где и познакомился с санитаркой, работавшей в госпитале для заключенных.
Дедушка и бабушка Марины со стороны отца были польскими аристократами, владели родовым поместьем в Житомирской губернии, а впоследствии они и их старший сын были расстреляны.
После школы обаятельная и целеустремленная девушка поступила в местное театральное училище. Кроме того, Марина училась в ГИТИСе, у Олега Табакова. Впереди маячили радужные перспективы, и на то были веские причины – студентка отличалась недюжинными способностями в области актерского искусства.
События биографии
- Марина дебютировала в кино в 1977 году, когда состоялась премьера детского художественного фильма в постановке Ины Туманян «Когда я стану великаном». Главную роль в нем довольно неплохо исполнил юный Миша Ефремов (в ленте был задействован и Олег Ефремов – в роли служащего городского отдела народного образования), а Шиманской доверили перевоплотиться в учителя литературы Лидии Николаевны.
- Спустя год актрису задействовали сразу в двух лентах, правда, опять-таки во второстепенных ролях: сначала в двухсерийном телефильме «Камертон», в котором поднимались актуальные проблемы воспитания подрастающего поколения, а затем в мелодраматическом телеспектакле «Дефицит на Мазаева».
- В 1980-м началась театральная деятельность актрисы Шиманской. Она около 7 лет служила в столичном театре «Эрмитаж» и параллельно в Театре-студии своего наставника Олега Табакова.
- В том же 80-м Марине впервые досталась главная женская роль в кино. Станислав Ростоцкий взялся снимать историческую ленту о поэте Денисе Давыдове. Он назвал фильм «Эскадрон гусар летучих», зачем-то скрылся под псевдонимом Степан Степанов и на главную мужскую роль утвердил своего сына Андрея (справедливости ради заметим, что работу снимал он совместно с другим режиссером – Никитой Хубовым).
- Марина бесподобно вжилась в образ недосягаемой любви гусара-поэта – в холодную красавицу Катрин. С выходом этой ленты на экраны Шиманская «проснулась» знаменитой. Однако до всенародного признания этого было недостаточно.
- В 1981-м на «Одесской киностудии» режиссерский тандем Полынников-Макаров завершил съемки музыкальной комедии «Берегите женщин» – о буднях девушек, служащих на флоте, и их новых знакомых – студента-журналиста и парней из группы «Девятый вал», по совместительству специалистов судоремонтного завода. Все действие сопровождалось мелодичными шлягерами композитора и певца Юрия Антонова в исполнении автора и ансамбля «Аракс».
- В этой двухсерийной ленте Марина исполнила роль капитана буксира «Циклон» по имени Люба. В нее-то и влюбляется начинающий репортер Женя Масловский, определенный на судно коком на практику. Сначала неприступную красавицу раздражает этот нерасторопный молодой человек, а к концу фильма она начинает испытывать к нему симпатию.
- Чем завершатся их отношения, постановщики решили не рассказывать, оставив так называемый «открытый финал», где каждый из зрителей может самостоятельно додумать дальнейшее развитие событий. Фильм пришелся зрителям по вкусу, а Шиманская получила изрядную порцию людского обожания.
- Успех не остался незамеченным и в средствах массовой информации. Лицо актрисы незамедлительно украсило обложку одного из выпусков популярного журнала «Советский экран».
- Следом последовало приглашение сняться во второстепенной роли невесты Раи в остросюжетном фильме «34-й скорый» режиссера Андрея Малюкова.
- В 1982-м артистка попала в съемочные группы еще двух фильмов – в драме «Родителей не выбирают» и в лирической комедии «Культпоход в театр».
- В 1983-м Шиманскую пригласили поработать над экранизацией шекспировской пьесы «Виндзорские насмешницы», которая в советской адаптации обрела название «Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа». Анатолий Папанов как раз и сыграл плута, кутилу и бабника Фальстафа, а одну из жертв его любовных притязаний изобразила Марина.
- Наиболее насыщенным для Шиманской стал 1984 год, когда она засветилась сразу в пяти разноплановых фильмах. Ей предложили роли в постановке классики – по Достоевскому («Чужая жена и муж под кроватью»), в фантастической драме («Парад планет»), в мелодраме («Счастливая, Женька!»), в детском фильме («Этот негодяй Сидоров»), в многосерийном телефильме («Предел возможного»). Девушка отменно справилась со всеми возложенными на нее задачами.
- Последним советским фильмом в фильмографии Шиманской (и, кстати, ее мужа Альгиса Арлаускаса) стала лента 1987 года «Рядом с вами» – легкая мелодраматическая комедия.
- После 1987-го актриса надолго исчезла с экранов. Перестроечный кинематограф как бы отторгнул исполнительниц уровня и стиля Шиманской. В похожей ситуации оказались многие коллеги Марины Мечиславовны.
- В начале девяностых Шиманская с Арлаускасом и детьми покинули страну, переехав в Испанию. Однако об актрисе на родине окончательно не забыли. В 1994-м ей предложили второстепенную роль в российском сериале под длиннющим названием «Подлинный художник, истинный артист, настоящий убийца».
- Затем и вовсе в карьере Шиманской наступил длительный перерыв на целое десятилетие, пока испанские кинематографисты не позвали ее в короткометражку «Человек без человека».
- Через 5 лет, в 2009-м, зрители вновь смогли насладиться игрой «повзрослевшей» Марины в сериале «Победитель», который между прочим поставил ее благоверный. Она исполнила роль Светланы, троюродной сестры главного героя Игоря.
- В 2011-м Альгис еще раз снял свою жену в телефильме «Поединки: женщина под грифом «секретно».
- А в 2013-м супруги разошлись. Для Марины разрыв стал очень болезненным, она погрузилась в депрессию, ушла в себя и даже пристрастилась к алкоголю, но потом вовремя одумалась, окунувшись с головой в работу. О своей личной драме актриса однажды поведала по приезду в Россию в программе «Пусть говорят».
- В 2022 году дочь Марины, Ольга Арлаускас, сняла мини-сериал «Не дождетесь», и естественно не преминула возможностью снять в нем свою матушку. Так что продолжаем наслаждаться искусством в исполнении изумительной актрисы!
Личная жизнь
На съемках «Берегите женщин» Марина тесно познакомилась с актером литовско-испанского происхождения Альгисом Арлаускасом, за которого вскоре и вышла замуж. В браке у супругов родились двое детей. Дочь Ольга – в 1981 году (она пошла по стопам родителей, связала жизнь с кино, стала режиссером и на данный момент проживает в России, в Москве) и сын Александр – появился на свет в 1990-м.
Через год, в кризисное для страны Советов время, семейство приняло решение эмигрировать в Испанию, где у Альгиса жила родня и даже за ним числилась недвижимость в Бильбао, доставшаяся от деда по материнской линии. Сначала на Пиренеи перебрались глава семьи и Ольга, а через некоторое время и Марина с маленьким Сашей.
В 2013-м актерский брак дал трещину. Альгис Арлаускас ушел жить к испанской подруге Марины. Несмотря на болезненный развод бывшие муж и жена не отказываются от работы в совместных проектах.
Вклад актрисы
С тех пор прошло уже немало лет, но фильмы восьмидесятых с участием Марины Шиманской по-прежнему крутят по разным телеканалам. И сразу несколько поколений телезрителей с большим удовольствием их смотрят: одни, ностальгируя по ушедшим временам, другие, восхищаясь великолепной игрой представителей старой советской школы.
Шиманская стала настоящим образцом универсальной актрисы: ей подвластны и роли светских львиц, и обычных девушек разных профессий. Во всех своих многочисленных перевоплощениях артистка органична и убедительна.