ФИО: | Ермолова Мария Николаевна |
Дата рождения: | 3 (15) июля 1853 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Актриса театра |
Дата смерти: | 12 марта 1928 г. (74 года) |
Детство и юность
Мария Ермолова родилась 3 (15) июля 1853 года в Москве в семье театрального служащего. Ее отец, Николай Алексеевич, бывший актер, служил в Малом театре суфлером. Также писал стихи, сочинял водевили. Мать Александра Ильинична посвятила жизнь семье. У Ермоловых росли четыре дочери.
В семье царила атмосфера любви к театру: Александра Ильинична читала Маше пьесы, а отец, возвращаясь из театра, с восторгом рассказывал о спектаклях. Он часто брал Машу с собой в театр, и она ребенком из будки суфлера наблюдала игру великих актеров. В девять лет Мария поступила в балетный класс театрального училища. Балет не вызывал у нее интереса, хотелось участвовать в драматических постановках. Она переписывала и заучивала роли из трагедий, мелодрам и водевилей. В 1866 году впервые вышла на драматическую сцену – Николай Алексеевич поручил ей роль девушки Фаншетты в своем бенефисе – водевиле «Жених нарасхват».
Краткая биография
- 1870, январь – актриса Малого театра Н. Медведева предложила Марии, шестнадцатилетней ученице театрального училища, заменить заболевшую исполнительницу главной роли в своем бенефисном спектакле «Эмилия Галотти». Премьера закончилась триумфом дебютантки. Ермолова с огромным успехом сыграла трагедийную роль, проявив мощный актерский темперамент, поразив публику выразительностью и искренностью переживаний.
- 1871 – окончила театральное училище и принята в труппу Малого театра. Поначалу играла в мелодрамах и комедиях драматургов-современников – Куликова, Дьяченко, Бегичева, Тарновского и небольшие роли классического репертуара. При этом, изображая комедийные персонажи, актриса придавала им неожиданный темперамент и силу характера.
- 1873 – сыграла роль Катерины в «Грозе» А.Н. Островского. Эта работа ярко свидетельствовала о незаурядном трагическом даровании актрисы.
- 1876 – получила первый бенефис. Для него актриса выбрала драму Лопе де Вега «Овечий источник». Роль Лауренсии, бесстрашно выступившей против насилия, вызвала восторг публики и критики. Спектакль стал триумфом, положил начало романтическому направлению в репертуарной политике театра.
- 1880-1890 – в пьесах А. Островского, И. Шпажинского, В. Александрова, В. Немировича-Данченко, А. Сумбатова-Южина актриса создала ряд образов современниц. Это не только вольнолюбивые светлые личности, но и грешные, мятежные натуры, как, например, Степанида в пьесе В. Александрова «Около денег».
- 1881 – в репертуар актрисы вошла блистательно исполненная роль русской провинциальной актрисы Негиной в пьесе Островского «Таланты и поклонники».
- 1884, январь – второй бенефис актрисы. Она впервые сыграла роль, о которой мечтала несколько лет – Жанны д’Арк в пьесе Ф. Шиллера. Руководство театра скептически отнеслось к выбору пьесы, считая, что постановка обречена на провал, и не выделило на нее средств. Второстепенные роли играли случайные актеры, декорации и костюмы были подобраны из кладовых театра. Успех спектакля благодаря игре Ермоловой был оглушительным – публика засыпала ее дождем из цветов. Эту роль, ставшую еще одним ярким проявлением ее трагического дара, Ермолова считала главной в своем творчестве, исполняла ее 18 лет. Спектакль пользовался огромным успехом и в 1893 году из-за большого количества желающих его увидеть был перенесен на сцену Большого театра.
- 1886 – сыграла роль Марии Стюарт в пьесе Шиллера. Современники называли эту работу величайшим достижением актрисы.
- 1892 – исполнила трагическую роль греческой поэтессы Сафо в одноименной пьесе Ф. Грильпарцера. Работа стала одной из лучших в творчестве Ермоловой.
- 1908 – вернулась на сцену после продолжительного годового отпуска. Публика восторженно принимала актрису, впервые выступившую в роли Кручининой в пьесе Островского «Без вины виноватые». Ермолова создала яркие образы в 18 произведениях великого русского драматурга, выдающимся было ее исполнение ролей Ларисы в «Бесприданнице», Тугиной в «Последней жертве».
- 1910-е – в репертуаре Ермоловой появились возрастные роли: царица Марфа из пьесы Островского, фру Альвинг из «Привидений» Ибсена, княжна Плавутина-Плавунцева («Декабрист») П. Гнедича.
- 1920 – в Советской России отметили 50-летие сценической деятельности Ермоловой. В Малом театре состоялся юбилейный вечер. Ермолова первая в советском государстве была удостоена звания Народной артистки Республики. В пожизненное пользование ей предоставили дом на Тверском бульваре.
- 1924 – стала Героем Труда.
- Значительной и любимой областью творчества для Ермоловой было чтение поэзии на эстраде. Выступать на эстраде начала в первые годы работы в Малом театре. Читала Некрасова, Лермонтова, Тютчева, Плещеева и других русских поэтов. Она завораживала слушателей задушевностью, выразительностью и разнообразием интонаций. С поэтическими программами гастролировала по всей России, участвовала в дивертисментах провинциальных театров.
- 1921, декабрь – последний раз вышла на театральную сцену в пьесе П. Гнедича «Холопы» (по другим сведениям оставила сцену в 1923 году). Последние годы жизни актриса жила замкнуто. Перенесла тяжелую болезнь, не выходила из дома, общаясь с немногими близкими людьми.
- 1928, 12 марта – умерла в Москве. Похоронена в селе Владыкино на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Личная жизнь
В 1875 на вечеринке московской интеллигенции Мария познакомилась с молодым аристократом, студентом юридического факультета Николаем Петровичем Шубинским. Летом 1876 года молодые люди встречались в дачном поселке под Москвой, участвовали в литературных любительских вечерах, театральных капустниках. В 1877 пара обвенчалась. В этом же году родилась дочь Маргарита.
Николай Петрович стал выдающимся адвокатом, крупным землевладельцем и конезаводчиком. В начале 20 века пришел в политику – был одним из основателей партии октябристов. Плодотворно работал как депутат Государственной Думы на протяжении 1907-1917 гг.
По воспоминаниям дочери Маргариты Ермолова и Шубинский в жизни не были благополучной парой и постепенно отдалились друг от друга. В 30 лет Мария Николаевна полюбила Константина Михайловича Павлинова, врача, профессора Московского университета. Увлеклась им настолько, что хотела оставить семью и сцену, но ради дочери не стала менять жизнь.
Революция 1917 разделила жизнь супругов окончательно. Шубинский лишился всего – вся его собственность была национализирована. В 1918 году эмигрировал, жил в Константинополе. В 1921 году умер.
Заключение
Мария Николаевна Ермолова – великая русская актриса, кумир российской театральной публики последней четверти 19 – начала 20 века. Ее дарование было разноплановым: ей одинаково удавались комедийные и драматические роли. В пьесах русских драматургов конца 19 века актриса создала ряд образов волевых свободолюбивых женщин, которые современники называли «ермоловскими». Наиболее яркими в ее исполнении были героико-романтические персонажи – героини Шекспира, Шиллера, Гюго. Всего на сцене актриса воплотила более 200 образов.