ФИО: | Эсамбаев Махмуд Алисултанович |
Дата рождения: | 15 июля 1924 г. |
Место рождения: | c. Старые Атаги, Чеченская республика |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Артист балета, эстрадный танцовщик, актер, балетмейстер, хореограф |
Дата смерти: | 7 января 2000 г. (75 лет) |
Махмуд Эсамбаев — знаменитый советский артист балета и эстрадный танцовщик, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда.
Детство и юность
Махмуд родился 15 июля 1924 г. в чеченской семье Алисултана и Бикату Эсамбаевых, в селе Старые Атаги Чеченской автономной области. Через несколько лет семья перебралась в город Грозный, где Махмуд и пошел в школу. Младшего сына отец мечтал увидеть образованным человеком, судьей или прокурором, но для самого Махмуда с ранних лет главным увлечением стали танцы, без его лезгинки не проходил ни один сельский, а затем и школьный праздник.
Учеба мало интересовала юного танцора и после шестого класса он был отчислен из школы за неуспеваемость. К этому времени Махмуд два года занимался в балетном классе местного Дворца культуры и без сомнений отправился устраиваться на работу в Грозненский республиканский театр.
Пластика и артистичность подростка поразили художественного руководителя недавно созданного Ансамбля песни и пляски Чечено-Ингушской АССР, 15-летний Махмуд Эсамбаев был принят в состав труппы и вскоре принес домой свою первую и поразившую отца зарплату в 300 рублей.
Биография
- 1939-1941 гг. Работу в ансамбле песни и пляски, насыщенную множеством концертов и гастролей, Махмуд совмещает с учебой в Грозненском хореографическом училище.
- 1941-1944 гг. 10 июня Махмуд Эсамбаев получает официальное извещение о прохождении отбора на учебу в московском Большом театре, но начавшаяся через несколько дней Отечественная война отменяет эти планы. В составе концертной бригады театра артист выступает перед бойцами на передовой и в госпиталях Южного и Кавказского фронтов, был ранен и чудом избежал ампутации ноги. С 1943 г. артист становится танцовщиком Пятигорского театра музыкальной комедии.
- 1944-1946 гг. На момент начала депортации кавказских народов Махмуд находился в Пятигорске и благодаря поддержке руководства театра мог избежать высылки, однако добровольно явился к властям и вскоре в составе очередной партии депортированных оказался на станции Макинка в Северном Казахстане. Имея на руках рекомендацию директора Пятигорского театра и соблюдая при этом установленный для спецпереселенцев режим регистрации и надзора, Эсамбаев постарался продолжить занятия любимым делом — сначала в колхозном Доме культуры, затем в Карагандинском музыкальном театре, осенью оказался в городе Фрунзе и был принят в Киргизский государственный театр оперы и балета.
- 1944-1956 гг. В течение полугода Махмуд Эсамбаев становится одним из ведущих солистов театра, в последующие годы исполняет главные партии в балетах «Бахчисарайский фонтан», «Тарас Бульба», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», на сцене Фрунзенского театра родился и первый авторский танец Махмуда «Легенда».
- 1957 г. В начале года Эсамбаев приезжает в Москву, его первым выступлением на столичной сцене стал праздничный концерт в Министерстве иностранных дел, где он исполнил испанский танец с кастаньетами «Ла коррида». Вскоре Махмуд был принят в Московскую филармонию, получил свою первую квартиру и заказал свой первый в ставшей потом легендарной коллекции костюм. Грандиозным успехом этого года стали две большие золотые медали за победу в конкурсах классического и народного танца на VI Фестивале молодежи и студентов в Москве, а после фестиваля состоялось первое официальное выступление солиста Московской филармонии Эсамбаева на родине, на сцене Чечено-Ингушского государственного театра.
- 1959 г. Первое зарубежное турне Махмуда Эсамбаева в составе концертной группы «Звезды советского балета» по Европе и Латинской Америке, принесшее ему мировую славу. В Париже состоялось его знакомство с Пабло Пикассо, на Кубе — с Фиделем Кастро и Эрнестом Хемингуэем, багаж артиста после гастролей пополнился целым рядом новых номеров и оригинальных национальных костюмов для его программы «Танцы народов мира».
- 1962 г. В снятом на киностудии «Азербайджанфильм» по мотивам биографии Эсамбаева музыкальном фильме «Я буду танцевать» сыграл роль главного героя, танцора по фамилии Ишхоев (родовая фамилия семьи артиста).
- 1968 г. На студии «Ленфильм» снят полнометражный цветной фильм-балет «Лебединое озеро» с Махмудом Эсамбаевым в знакомой ему ещё по Киргизскому театру роли злого волшебника Ротбарта. В следующем году на международном кинофестивале балетных фильмов в Генуе лента получила приз «Золотая орхидея», а Махмуд был отмечен отдельным дипломом лучшего исполнителя роли.
- 1973 г. На экраны страны выходит приключенческий фильм «Земля Санникова» с участием Эсамбаева в роли черного шамана племени онкилонов.
- 1974 г. В Государственном театре Чечено-Ингушетии проходят торжества в честь пятидесятилетия Махмуда Эсамбаева и присвоения ему звания Народного артиста СССР. В празднике приняли участие делегации всех союзных республик, виновник восседал на сцене на золотом троне в окружении одетых в костюмы героев его танцев актеров Государственного ансамбля «Вайнах».
- 1975-1976 гг. В сотрудничестве со студией им. М. Горького рождаются еще две кинороли Эсамбаева, на этот раз в детских сказках — роль Огня в фильме «Честное волшебное» и роль придворного музыканта Иги-Наги-Туги в фильме «Пока бьют часы».
- 1984 г. Махмуду Алисултановичу Эсамбаева присваивается звание Героя Социалистического труда, с этого времени звезда Героя навсегда стала непременным атрибутом его костюма, вместе со знаменитой папахой.
- 1988 г. Тяжелые годы перестройки чувствительно отразились и на состоянии советской эстрады, поставив буквально на грань выживания филармонии, концертные организации и многих известных артистов. В подмосковной Рузе проходит учредительный съезд артистов эстрады, принявший решение о создании Ассоциации деятелей эстрадного искусства СССР, президентом Ассоциации единогласно избирается Махмуд Эсамбаев.
- 1989 г. 65-летний артист решает уйти со сцены и даёт в кремлёвском Дворце съездов свой последний концерт. После окончания концерта поклонники несут народного любимца по зимней Москве до гостиницы на руках, в букетах ландышей и белой сирени.
- 1991 г. После развала Советского Союза Ассоциация деятелей эстрадного искусства СССР преобразуется в Международный Союз деятелей эстрады, Махмуд Алисултанович вновь избран главой объединения, в этой должности почти десять лет продолжает заниматься организацией концертов и творческих встреч, благотворительных акций, оформлением званий и наград для ветеранов сцены. После создания Чеченской Республики Ичкерия неоднократно встречается с руководством и президентом Республики, выступает с резкой критикой их политики и действий.
- 1992 г. Махмуд Эсамбаев становится министром культуры Чеченской Республики, но находится в этой должности всего десять дней из-за принципиального несогласия со складывающимся подходом к сфере культуры и искусства. Прошение об отставке подал президенту Дудаеву уже из Москвы.
- 1994 г. Последняя роль Эсамбаева в кино — жрец Бильге-Оол в историческом узбекско-алжирском фильме «Зов предков. Великий Туран». С началом боевых действий первой чеченской кампании в Грозном ограблен и сожжен дом артиста, полностью уничтожена находящаяся в нем огромная коллекция картин и театральных костюмов.
- 2000 г. 7 января Махмуд Алисултанович скончался в Москве на 76-м году жизни. Согласно объявленному перед смертью желанию, был похоронен на мусульманском кладбище московского Даниловского монастыря.
Семья и личная жизнь
Родная мать Махмуда Бикату умерла во время депортации, после этого настоящей мамой для него стала новая жена отца, одесская еврейка Софья Михайловна. Отец Алисултан оказался настоящим кавказским долгожителем, прожил 108 лет и умер во Фрунзе в 1948 г.
Там же в 1945 г. Махмуд женился на студентке медицинского института, армянке по национальности Нине Аркадьевна Ханумянц (1924 г.р.) и прожил с ней в счастливом браке более 50 лет.
В июне 1946 г. у супругов родилась единственная дочь Стелла.
Нина Аркадьевна пережила мужа всего на два года и скончалась в Москве в 2002 г.
Стелла пошла по стопам отца, окончила балетную школу, прошла стажировку в Большом театре, в дальнейшем жила в Грозном, работала преподавателем в хореографической студии и искусствоведом.
Заключение
В истории советского искусства Махмуд Эсамбаев служит примером яркого, самобытного и по-настоящему профессионального таланта, сумевшего в полной мере воплотить свои детские мечты о танце и сцене.
В памяти людей Махмуд Алисултанович навсегда остался простым, мудрым и безотказным человеком, верным сыном чеченского народа и истинным патриотом советской Родины, никогда не разделявший людей по их национальности, языку и религии.