Полное имя: | Пифагор Самосский |
Дата рождения: | ≈570 г. до н.э. |
Место рождения: | Самос, Греция |
Знак зодиака: | Неизвестно |
Деятельность: | Философ, математик, мистик |
Дата смерти: | ≈490 г. до н.э. (≈80 лет) |
Родители и юные годы
Математик, философ и мистик древней Греции – Пифагор, родился на острове Самос, расположенном в Эгейском море и входившим в состав Ионии. Точная дата его рождения неизвестна. Историки сходятся во мнении, что это произошло около 570 года до нашей эры.
Отца учёного звали Мнесарх. По одной версии, он был состоятельным торговцем, по другой – камнерезом. Мать философа – Партенида, происходила из богатой семьи, и была представительницей рода, основавшего колонию на острове.
В те далёкие времена остров Самос процветал. Здесь были развиты различные ремёсла и морская торговля. Во главе города-государства стояли представители знати – аристократы. Жители острова из богов больше всего почитали Геру (сестру и жену Зевса) и строили ей храмы. Школ в современном понимании тогда еще не существовало и отец, как правило, учил сына тому, что знал и умел сам. Однако, чаще всего, этого был недостаточно для всестороннего образования и ребёнка отдавали в ученичество к просвещённым людям.
Существует предание, что юный Пифагор движимый жаждой знаний, посетил Египет с рекомендательным письмом, полученным от правителя Самоса – Поликрата, к фараону Амасису II. В результате местные жрецы, по приказу фараона, обучили молодого человека математике и медицине, а также допустили его к богослужениям. Далее учёный, по одной из версий, через 22 года обучения попал в качестве пленника царя Персов в Вавилон, где в результате общения с магами в совершенстве освоил науку о природе богов и числах, а также музыку и многие другие предметы. Есть сведения, что он также учился у халдеев астрологии.
Пифагорейская школа
- Вернувшись на родину (дата неизвестна) уже известным учёным, астрологом и мистиком, Пифагор выразил недовольство методами правления тирана Поликрата, давшего ему когда-то рекомендательное письмо для фараона Египта. В результате, вынужден был, спасаясь от гнева правителя (по некоторым сведениям в возрасте 40 лет), отплыть в Италию. По другой версии, философ просто не увидел перспектив развития своего учения на родном острове и покинул его.
- Через некоторое время он прибыл в греческий колониальный город-порт Кротон, расположенный в южной части Апеннинского полуострова. Есть версия, что об этом месте Пифагор узнал от придворного медика Поликрата – Демокеда, который был оттуда родом. Врачеватель любил свою родину и всячески её хвалил.
- Возможно, молва об известном мудреце к тому времени уже достигла Кротона, и его там встретили как ожидаемого и почётного гостя. Он рассказал о себе и своём учении сначала старейшинам города, что произвело на них большое впечатление, после чего выступил перед народом полиса.
- Со временем, вокруг Пифагора организовалась группа его сторонников, в основном состоящая из представителей семей аристократии. Образовавшееся религиозно-философское братство стали называть школой, а её адептов – «пифагорейцами».
- Жизнь участников вновь созданного общества отличалась аскетизмом и послушанием. Они клялись, что будут стремиться к познанию всего сущего посредством духовных практик, воздержаний и здорового образа жизни. Пифагорейцы не имели своего имущества (всё было общим) и первые 5 лет проводили в полном молчании, внимая только речам своего учителя или старших адептов. Жили они при школе и были вегетарианцами.
- Есть мнение, что у Пифагора было два вида учений. Одно тайное, для избранных учеников, прошедших испытания, которое нельзя было разглашать, другое для непосвященных. Целью послушников школы было достижение благой жизни, как при жизни, так и после смерти.
- Авторитет учителя в школе был непререкаем и любое суждение, высказанное им, принималось за истину. Считалось, что он наделён множеством сверхспособностей, и является настоящим божеством.
Взлёт и падение
- Овладев умами своих учеников, Пифагор на этом не остановился. Ему необходимо было политическое влияние на Кротоне, и он его получил.
- Воздействие философа на принятие властных решений в колонии постепенно возрастало, во многом благодаря нахождению людей, являющихся приверженцами пифагорейской школы во властных структурах.
- Наступило время, когда без одобрения Пифагора ничего не принималось. Он стал духовным лидером полиса, дела в котором до его прибытия, находились в некотором упадке. Благодаря учению философа, основанного на солидарности людей и правильному образу жизни, город стал быстро возрождаться.
- Постепенно «филиалы» пифагорейской школы стали открываться в других городах Италии, руководители которых также брали политическую власть в свои руки, а все нити центрального управления вели к Пифагору.
- Власть в городах, где всем управляли пифагорейцы, была олигархической, так как учитель считал, что к управлению должны допускаться только аристократы или иными словами «лучшие люди». Сам философ идеи народного управления не поддерживал, но призывал власть имущих во всём к сдержанности.
- Единоличная власть или другими словами тирания, в среде пифагорейцев считалась злом, с которым надо бороться. На смену ей должна была прийти власть закона.
- Пифагор хотел объединить разрозненные города-государства Эллады, создав некую федерацию на добровольных началах. Однако встретил на этом пути сильное сопротивление со стороны правителей некоторых полисов.
- Ярким примером этого явилась война Кротона с Сибарисом, где к власти пришёл тиран Телис. Примерно в 510 году до нашей эры Сибарис был захвачен и разрушен войсками под командованием пифагорейца.
- Через некоторое время Кротон приобрёл самое большое влияние среди других полисов, что многих не устраивало. Нарастание жёсткости управления и навязывание своих взглядов на все сферы жизни, которые неукоснительно должны соблюдаться привели к восстанию. Его возглавил знатный житель Кротона – Килон.
- Восставшие напали на школу, убив большинство учеников. Сам учитель по одной версии погиб вместе с ними, по другой сумел спастись и умер около 490 года до нашей эры в Метапонте.
О семье
Пифагор был женат на Феано, дочери знатного жителя Кротона – Бронтина Кротонского. В этом браке родились дочь и сын. Некоторые источники говорят о том, что супруга Пифагора была и его ученицей и написала ряд сочинений, на тему образа идеальной матери и жены.
Приемником философа после его смерти, стал сын, не оставивший об отце никаких записей.
Основные доктрины
Учение Пифагора современные историки делят на две составляющие. Это применение научных методов к познанию окружающего мира и религиозно-мистический подход к самой жизни.
К мистике относится учение Пифагора о метемпсихозе (вера, что бессмертная душа после смерти человека переселяется в новое тело), гармония сфер (концепция музыкально-математического устройства космоса), астрология.
Учёный не оставил письменных трудов, поэтому точное воссоздание его учения невозможно, однако, что оно в дальнейшем стало основой для многих наук и открытий не вызывает сомнений.