Краткая биография Николая Гарина-Михайловского


Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

ФИО: Гарин-Михайловский Николай Георгиевич
Дата рождения: 20.02.1852
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Писатель, инженер, путешественник
Дата смерти: 10.12.1906 (54 года)

Детские годы

Известный русский писатель, путешественник, инженер и строитель железных дорог Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (Гарин – появившийся позже псевдоним) появился на свет в Петербурге 8 февраля 1852 года. Отец, Георгий Антонович Михайловский, имел дворянское происхождение, был военным, и за участие в сражениях имел орден Св. Георгия. Мать, Глафира Николаевна, по происхождению сербка, также происходила из дворян. Учитывая военные заслуги Георгия Михайловского перед Отчизной, император Николай I лично принял участие в крещении его сына Николая.

Получив  отставку в чине генерала, отец перевез семью в Одессу. Здесь будущий писатель провел детские и отроческие годы. Он рос настолько активным и заводным ребенком, что его неиссякаемые идеи и фантазии часто оборачивались наказаниями от отца. Этот период впоследствии Гарин-Михайловский отразит в повести «Детство Темы».

Получив начальное домашнее образование, что было традиционным для дворянских семей, Николай в 1863 году стал учеником Одесской Ришельевской гимназии.

Юность

В 1871 году Николай окончил гимназию, и в этом же году стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Одолев первый курс, он проваливает очередной экзамен. Михайловский решает оставить скучную юриспруденцию и обучиться другой, более приземленной специальности. В 1872 году он поступает в Институт путей сообщения.

Еще в студенческую пору у Михайловского появилось желание писать. Он сочинил несколько повестей, но ни одно издательство их не оценило. Приняв первую неудачу за отсутствие таланта, Николай на долгие годы отказался от мысли стать писателем. Окончив институт, он получил профессию инженера. С новым дипломом он отправляется в Болгарию, где принимает участие в строительстве порта и путей.

Николай в молодости

Даты жизни и события

  1. В 1879 г. за отличную работу в Болгарии Михайловский получает свой первый гражданский орден. В этом же году его, еще не совсем опытного инженера, направляют на ответственный участок строительства Бендеро-Галацкой железной дороги. Эта престижная работа так захватила Николая, что он, проявив себя с лучшей стороны, начал быстро продвигаться по службе. Этот год ознаменовался еще одним событием – Михайловский женился.
  2. В начале 1880 г. его направили на строительство Батумского порта. Здесь Михайловский и его рабочие подвергались постоянной опасности – в горах прятались недобитые банды разбойников-турок, периодически совершавших нападения на строителей.
  3. В 1883 г. Николай Георгиевич с супругой и детьми едут в Самарскую губернию, и покупают имение Гундоровку. Решив стать помещиком, Михайловский принимается за обустройство поместья с целью превратить его в образцовое хозяйство. Вместе с женой они развернули бурную деятельность – лечили и обучали грамоте крестьян, показывали, как правильно, по-научному вести сельское хозяйство. Но нашлись люди, которые в штыки восприняли нововведения. В основном, это были местные кулаки. В один прекрасный день были сожжены постройки, в которые были вложены немалые средства. Почти разорившиеся супруги покинули Гундоровку, и Михайловский решил вернуться к инженерной деятельности.
  4. В начале 1886 г. он назначается изыскателем на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Участок, на котором трудился Михайловский, позже стал началом Транссибирской магистрали.
  5. В 1888 г. была написана повесть «Несколько лет в деревне», где Михайловский в документальной форме описал свой неудавшийся эксперимент социально-экономического переустройства усадьбы.
  6. В конце 1890 г. была начата работа над повестью «Детство Темы». Это автобиографическое воспоминание о детстве, в котором озвучена мысль, что дети, как и взрослые, должны быть честными, благородными и сильными. В этом же году завершились работы на участке «Уфа-Златоуст», и Михайловский вернулся в свое имение.
  7. В январе 1892 г. в журнале «Русское богатство» была издана повесть «Детство Темы», очень тепло встреченная и читателем, и критиками. Однако литературное признание не стало для Михайловского определяющим. Он все же не решился полностью посвятить себя литературе, и продолжал заниматься своей основной деятельностью. Так как работа его была связана с бесконечными экспедициями, он начал писать в дороге. Поэтому большую часть его творческого наследия составляют эссе, очерки, короткие зарисовки.
  8. Вторая часть повести «Детство Темы», озаглавленная «Гимназисты», вышла в 1893 году. В этом же году увидела свет и третья часть – «Студенты».
  9. В министерстве путей сообщения резко негативно относились к тому, что Михайловский пишет публицистические очерки. В ультимативной форме ему было выставлено требование о прекращении литературной деятельности, в результате чего Николай Георгиевич в 1894 году подал в отставку. После этого он стал вести изыскательские работы в частном порядке, принимая заказы от земств.
  10. В 1895 г. Михайловский принялся за разработку крупного проекта по строительству Кротовско-Сергиевской железной дороги. Это были годы непростой борьбы за его осуществление, описанные затем в книге «В сутолоке провинциальной жизни».
  11. После введения в 1897 г. дороги в эксплуатацию, Михайловский позволил себе небольшой отдых. Поначалу он замыслил кругосветное путешествие, но, передумав, решил ограничиться поездкой в составе северокорейской экспедиции.
  12. В сентябре 1898 г. экспедиция выдвинулась в путь, и на пароходе, а затем на лошадях прибыла в начальный пункт экспедиции – Новокиевск. В этом путешествии Михайловским было преодолено пешком, верхом и по воде 1600 километров. Во время маршрута велись дневники и экспедиционный журнал. Итогом стало написание «Отчёта членов осенней экспедиции 1898 года в Северной Корее». Помимо этого было записано более 100 народных корейских сказок.
  13. В 1901 году за Михайловским был установлен полицейский надзор. Вскоре он был выслан из Петербурга. Причиной было подписание протеста, который подали литераторы после избиения студентов возле Казанского собора
  14. В 1902 году печатается очерк «Вокруг света», как результат длительной поездки, начавшейся в Китае, и закончившейся в Париже.
  15. В 1903 году Михайловский был приглашен императором Николаем II для подробного рассказа о своем кругосветном вояже.
  16. В 1906 году Николай Георгиевич проживал в Петербурге. Все это время он принимал участие в творческой и общественной жизни. Был членом редакционного коллектива журнала «Вестник жизни», сотрудниками которого были А.В. Луначарский и В.Д. Бонч-Бруевич.
  17. 10 декабря 1906 г. Н.Г. Михайловский скоропостижно умер от инфаркта во время перерыва заседания, на котором обсуждалась его повесть «Подростки».

Гарин-Михайловский в зрелый годы

Личная жизнь

Еще в юности писателя посетила первая любовь. Дочь минского губернатора Наденька Чарыкина приехала в Одессу для обучения в художественной школе. Познакомившись на Рождество, молодые люди продолжили общение. Вскоре состоялась помолвка, а затем и свадьба. В браке у них родилось шестеро детей. Профессия инженера предполагала постоянные разъезды, и везде за Михайловским следовала преданная супруга.

С женой Надеждой

С женой Надеждой

В 1896 году писатель-маринист К. Станюкович познакомил Михайловского с Верой Садовской. С этого момента жизнь писателя разделилась надвое. Метания между женой и Верой отнимали душевные силы Николая Георгиевича. Вскоре рождается плод их любви – дочь Вероника. Несмотря на то, что в результате этого адюльтера родилось еще двое детей, влюбленным пришлось расстаться. Михайловский возвращается в семью.

Вера Садовская в дочерью

Вера Садовская в дочерью

Значение личности писателя

Это был очень красивый и образованный человек своего времени, наделенный многими способностями. В нем органично сплелись талант инженера, неутомимая энергия общественника и простая человечность высокообразованной личности. Им были разработаны инновационные по тем временам проекты, которые приносили ощутимую экономию в железнодорожную отрасль России. Примером этому может служить первая российская дешевая узкоколейка.

Скромный по своей природе, он никогда не выставлял напоказ свои писательские способности. Тем не менее, его работы были оценены, признаны и приобрели свое заслуженное долгожительство.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *