Людмила Гурченко: биография и личная жизнь актрисы


Гурченко Людмила Марковна

ФИО: Гурченко Людмила Марковна
Дата рождения: 12 декабря 1935 г.
Место рождения: Харьков, Украина
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Актриса, певица, сценарист, режиссер
Дата смерти: 30 марта 2011 г. (75 лет)

Становление

Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Украине (УССР), в г. Харькове. Родители – Марк Гаврилович и Елена Александровна работали в Харьковской филармонии музыкантами. Елена Александровна Гурченко (Симонова) была из потомственной дворянской семьи, спокойная и утончённая, любящая жена и мать. Марк Гаврилович родом из простых белорусских крестьян, веселый и жизнерадостный человек, обожавший своих жену и дочь. Маленькая Люся любила выступать перед родными и соседями, пела и танцевала, в ней не было скованности и стеснения.

Людмила с родителями

Людмила с родителями

В 1941 году отец, несмотря на уже непризывной возраст, пошёл добровольцем на фронт. Елена Александровна с шестилетней Люсей остались одни, эвакуироваться они не успели. Наступали тяжёлые времена, немцы оккупировали Украину. По городу начались облавы, аресты и расстрелы, еды не хватало. Люся вместе с уличными мальчишками научилась подворовывать, стоять «на шухере», а когда было совсем тяжело пела перед немцами.

Пела песни на немецком языке из кинофильмов, которые немцы крутили в кинотеатрах, у Людмилы Марковны с детства была феноменальная память, того, что она приносила домой хватало самой и накормить маму. Тогда, девочка не задумывалась над моральной стороной своих выступлений, она была слишком мала, её молодая 24-летняя мама голодала, перебиваясь случайными заработками, Люся помогала, как умела.

После освобождения Харькова советскими войсками в 1943 году, Люся Гурченко пошла в школу № 6, которая находилась в её дворе, а через год поступила в музыкальную школу «имени Бетховена». Вернувшийся с фронта Марк Гаврилович, с женой начал работать в доме Пионеров, он был баянистом, а Елена Александровна массовиком-затейником.

Маленькая Люся была задействована во всех концертах и постановках. После войны стали возвращаться эвакуированные семьи, в школу поступали новые дети. Ребята, которые жили под оккупантами, разительно отличались от вновь прибывших, в ободранной одежде, с нездоровой худобой, их дразнили и издевались. Особенно доставалось Люсе Гурченко, она не умела и не хотела быть незаметной, одетая в шаровары и старую кофту, девочка вела себя, как королева. Вот тогда-то у этой худой, измождённой девчушки появилась мечта – стать знаменитой артисткой и доказать всем, что она лучшая. Марк Гаврилович всячески поощрял дочь в её стремлении, внушал ей, что она самая красивая, самая талантливая, а Люся в этом не сомневалась и обожала отца.

Людмила в молодости

Раньше существовали школы для девочек и школы для мальчиков, разнополые дети учились раздельно. Поэтому Люся могла общаться с мальчиками только на улице и в доме Пионеров, в котором занималась до самого окончания школы. Там и случилась первая детская любовь Людмилы Марковны, но мальчик предпочёл другую девочку. Это не была бы Люся Гурченко, если бы расклеилась и страдала, свои отвергнутые чувства она собрала в кулак и стала уже серьёзно готовиться к поступлению в Киноакадемию.

В 1953 году Людмила Гурченко получила аттестат зрелости, но ни о каком поступлении в местные ВУЗы она и не думала. Только в Москву, только во ВГИК, куда прошла легко и сразу. Таких вокальных данных, такого умения перевоплощаться, так танцевать абсолютно всё и под любую музыку, не было ни у кого из абитуриентов.

Людмила Марковна поступила в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, корифеев советского кино, и сразу стала самой заметной студенткой курса. Таких ярких нарядов, пышных юбок и высоченных каблуков, не позволял себе никто из обучающихся.

Но Людмила Марковна свою яркую натуру всегда подавала броско, через одежду, причёску, макияж. Все тенденции моды Гурченко схватывала на лету, немногие знали, что всё это она шила и делала своими руками. В 1958 году Людмила Гурченко закончила своё обучение во ВГИКе, её дипломной работой стала оперетта «Кето и Котэ» В.Долидзе, в которой она с блеском продемонстрировала все свои музыкальные способности.

Творческая деятельность

Молодую, талантливую актрису заметили ещё студенткой и стали предлагать съёмки в кино. Сначала это были одноплановые роли, в которых Л. Гурченко раскрывала, в основном, свой музыкальный потенциал и лишь немногие увидели в ней потрясающую драматическую актрису. Талант актрисы был настолько многогранен и глубок, что для неё не существовало невозможной роли.

Людмила Марковна могла блестяще исполнить роль пустышки в каком-нибудь эпизоде и стать главной героиней в драматическом произведении, заставляя зрителей рыдать. За свою творческую жизнь она сыграла множество ролей разного плана в кино и в театре.

В фильме «Карнавальная ночь»

В фильме «Карнавальная ночь» (1956)

  1. «Дорога правды» (1956 г.) – дебютный фильм актрисы, по сценарию С. Герасимова, режиссёра Яна Фрида, Гурченко исполнила роль второго плана.
  2. «Карнавальная ночь» (1956 г.) – режиссёр Эльдар Рязанов предложил сыграть главную роль в своём самом первом фильме – музыкальной комедии «Карнавальная ночь», фильм имел оглушительный успех, а роль Леночки Крыловой сделала 20-летнюю девушку, ещё студентку, знаменитой на всю страну.
  3. «Человек родился» (1956 г.) – Л. Гурчено озвучивала роль главной героини.
  4. «Девушка с гитарой» (1958 г.) – актриса блестяще сыграла главную героиню Таню Федосову, но сама картина не имела большого успеха.
  5. «Балтийское небо» (1961 г.) – первая серьёзная психологическая работа актрисы, роль Сони Быстровой.
  6. «Гулящая» (1961 г.) – Л. Гурченко снялась в драме украинского писателя Панаса Мирного, сыграла главную героиню, крестьянскую девушку Христину.
  7. «Человек ниоткуда» (1961 г.) – фантастическая комедия, поставленная Эльдаром Рязановым, который предложил Л. Гурченко роль Лены.
  8. «Укротители велосипедов» (1963 г.) – режиссёр Юлий Кун главной героиней своей лирической комедии видел только актрису Гурченко, которая отлично исполнила роль Риты Лаур.
  9. «Женитьба Бальзаминова» (1964 г.) – актриса ярко и эксцентрично сыграла эпизодическую роль Устеньки.
  10. «Рабочий посёлок» (1965 г.) – роль жены главного героя, Марии Плещеевой.
  11. «Корона Российской империи или снова неуловимые» (1971г.) – прекрасное исполнение роли второго плана, шансонетки из ресторана, Аграфены Заволжской.
  12. «Табачный капитан» (1972 г.) – роль Ниниш, хозяйки гостиницы.
  13. «Цирк зажигает огни» (1972 г.) – мелодраматическая комедия по оперетте Юрия Милютина, в которой актриса блеснула всеми гранями своей музыкальности, в роли Лолиты.
  14. «Старые стены» (1973 г.) – первая главная роль драматического плана, после которой всё творческое восприятие об этой актрисе изменилось у всех: у авторов, режиссёров и зрителей. Потрясающе сыгранная жизнь Анны Георгиевны, директора фабрики, раскрыла ещё одну творческую грань актрисы.
  15. «Двадцать дней без войны» (1976 г.) – фильм Алексея Германа, в котором Л. Гурченко сыграла, в дуэте с Ю. Никулиным, роль Нины Николаевны. Актриса сумела передать всю боль и трагедию женщин военного времени.
  16. «Пять вечеров» (1978 г.) – фильм Н. Михалкова, который можно пересматривать бесконечно, каждый раз, открывая для себя что-то новое. Так сыграть могла только Гурченко, её Тамара Васильевна своей личной драмой, болью и самопожертвованием покоряет зрителя с первых минут просмотра. Героиню и жалко и в то же время восхищаешься её силой, принципиальностью, которая, может быть, и помогла ей всё перенести и выстоять. Любовь актриса сыграла так по-настоящему, просто, без особых эмоций, как могут любить только русские женщины.
  17. «Сибириада» (1978 г.) – роль Таи Соломиной в эпической драме Андрея Кончаловского. Фильм получил Гран-При на Каннском кинофестивале.
  18. «Особо важное задание» (1980 г.) – в военной драме Е. Матвеева сыграла подругу главной героини Эльвиру. Потрясающе сыграна эксцентричная и взбалмошная дамочка, которая от личной трагедии и общего горя не сломалась и по-настоящему умела любить и быть верной и преданной подругой.
  19. «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981 г.) – роль Маргариты Сергеевны, главной героини, актриса великолепно показала один день женщины, которая любит и ждёт. Показала внутреннюю боль и страдание, не покидающую веру в любимого, отдающую добро и нежность совсем незнакомым людям, потому что самой очень тяжело.
  20. «Вокзал для двоих» (1982 г.) – главная роль Веры Николаевны в картине Эльдара Рязанова, для которого Л. Гурченко стала одной из самых любимых актрис. Снова любовь, трагическая и комическая, верность и доверие. Людмила Марковна сыграла простую официантку, которая может быть честной и справедливой, стервозной и жалеющей, не верящей ни во что и любящей до самозабвения.
  21. «Рецепт её молодости» (1983 г.) – главная роль Эмилии Марти в нашумевшем мюзикле, Л. Гурченко покорила зрителей своей молодостью и красотой, выглядела ровесницей со своими молодыми коллегами по цеху.
  22. «Старые клячи» (2000 г.) – Эльдар Рязанов снова пригласил актрису на одну из главных ролей, Гурченко сыграла Елизавету, бедствующую продавщицу, но имеющую силу и характер, чтобы сплотиться с друзьями против несправедливости. Людмила Марковна показала весь свой талант перевоплощения и мн. др.
  23. «Пёстрые сумерки» (2009 г.) – первая и единственная режиссерская работа Людмилы Гурченко. В основе картины лежит судьба слепого пианиста Олега Аккуратова. Премьера состоялась в 2010 г.
  24. «Легенда. Людмила Гурченко» (2011 г.) – украинский фильм, по ходу которого актриса рассказывает о своей жизни. Фильм стал последней работой знаменитой актрисы.
В фильме «Легенда. Людмила Гурченко» (2011)

В фильме «Легенда. Людмила Гурченко» (2011)

В творческой судьбе Людмилы Гурченко случались и годы забвения, когда актриса отказалась сотрудничать с органами КГБ. Но и тогда Людмила Марковна не отказывалась от эпизодов и ролей второго плана. Она считала, что актриса должна играть. Помимо этого, Л. Гурченко работала в театрах: театре-студии Киноактёра, московском театре «Современник», в театре Сатиры, в Госконцерте. Всего на счету актрисы 96 киноролей.

Людмила Гурченко в театре

Людмила Гурченко в театре

Людмила Гурченко ушла из жизни 30 марта 2011 г. в возрасте 75 лет. Причиной смерти стала сердечная недостаточность после операции.

Личная жизнь

В личной жизни актрисы было несколько браков, не каждый мог смириться с подавляющим превосходством жены, которая, к тому же, полностью отдавала себя своему призванию.

  • Первый брак с кинорежиссёром Василием Ордынским, Гурченко было всего 18 лет, муж был на 12 лет старше. Супружество длилось всего год, после чего они расстались.
  • Второй брак со сценаристом и историком Борисом Андроникашвили, в этом браке у актрисы родилась дочь Мария, прожили супруги 2 года.
  • Третий брак с актёром Александром Фадеевым, сыном знаменитой советской актрисы Ангелины Степановой и пасынок известного писателя Александра Фадеева, брак продлился 2 года.
  • Четвёртый брак с известным эстрадным певцом Иосифом Кобзоном, продлился всего 2 года.
  • Пятый брак (неофициальный) с пианистом и личным аккомпаниатором актрисы Константином Купервейсом, прожили 18 лет.
  • Шестой брак с кинопродюсером Сергеем Сениным, который длился 18 лет, до самого ухода актрисы.
С Сергеем Сениным

С Сергеем Сениным

У дочери Марии Борисовны Королёвой (Андроникашвили), родились двое внуков Л. Гурченко: сын Марк (умер в 1998 г.) и дочь Елена. У Елены Александровны родилась дочь Таисия (2008 г.р.) – правнучка Людмилы Марковны.

Мария Королева

Мария Королева

Поскольку актрисе приходилось часто бывать на съёмках, ездить на гастроли, то Машу в основном воспитывала бабушка и родители отца. Мария не была особо близка с матерью, а смерть Марка от передозировки наркотиков, которого Людмила Марковна обожала, отдалила их друг от друга ещё больше.

Не складывались у Марии отношения и с последним супругом матери Сергеем Сениным. Но смерть мамы, самого родного человека, стало тяжёлой потерей. Мария всего на 6 лет пережила свою мать, скончалась от сердечной недостаточности.

Великая актриса

Людмила Марковна Гурченко была самой заметной и самой известной звездой советского и российского кинематографа. Зрители обожали её за красоту, вечную молодость, ей подражали и ею восхищались. Самая стройная, самая эксцентричная, самая музыкальная, песни Гурченко сразу становились популярными.

Только она могла преподнести и исполнить так, своим неподражаемым голосом, что песня западала в души миллионов слушателей. Актриса была по-настоящему народной артисткой. За свою артистическую жизнь Людмила Марковна получила несколько десятков наград, различных премий и гран-при, но самая главная награда с нею осталась навсегда – народная любовь и признание.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *