ФИО: | Гурченко Людмила Марковна |
Дата рождения: | 12 декабря 1935 г. |
Место рождения: | Харьков, Украина |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Актриса, певица, сценарист, режиссер |
Дата смерти: | 30 марта 2011 г. (75 лет) |
Становление
Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Украине (УССР), в г. Харькове. Родители – Марк Гаврилович и Елена Александровна работали в Харьковской филармонии музыкантами. Елена Александровна Гурченко (Симонова) была из потомственной дворянской семьи, спокойная и утончённая, любящая жена и мать. Марк Гаврилович родом из простых белорусских крестьян, веселый и жизнерадостный человек, обожавший своих жену и дочь. Маленькая Люся любила выступать перед родными и соседями, пела и танцевала, в ней не было скованности и стеснения.
В 1941 году отец, несмотря на уже непризывной возраст, пошёл добровольцем на фронт. Елена Александровна с шестилетней Люсей остались одни, эвакуироваться они не успели. Наступали тяжёлые времена, немцы оккупировали Украину. По городу начались облавы, аресты и расстрелы, еды не хватало. Люся вместе с уличными мальчишками научилась подворовывать, стоять «на шухере», а когда было совсем тяжело пела перед немцами.
Пела песни на немецком языке из кинофильмов, которые немцы крутили в кинотеатрах, у Людмилы Марковны с детства была феноменальная память, того, что она приносила домой хватало самой и накормить маму. Тогда, девочка не задумывалась над моральной стороной своих выступлений, она была слишком мала, её молодая 24-летняя мама голодала, перебиваясь случайными заработками, Люся помогала, как умела.
После освобождения Харькова советскими войсками в 1943 году, Люся Гурченко пошла в школу № 6, которая находилась в её дворе, а через год поступила в музыкальную школу «имени Бетховена». Вернувшийся с фронта Марк Гаврилович, с женой начал работать в доме Пионеров, он был баянистом, а Елена Александровна массовиком-затейником.
Маленькая Люся была задействована во всех концертах и постановках. После войны стали возвращаться эвакуированные семьи, в школу поступали новые дети. Ребята, которые жили под оккупантами, разительно отличались от вновь прибывших, в ободранной одежде, с нездоровой худобой, их дразнили и издевались. Особенно доставалось Люсе Гурченко, она не умела и не хотела быть незаметной, одетая в шаровары и старую кофту, девочка вела себя, как королева. Вот тогда-то у этой худой, измождённой девчушки появилась мечта – стать знаменитой артисткой и доказать всем, что она лучшая. Марк Гаврилович всячески поощрял дочь в её стремлении, внушал ей, что она самая красивая, самая талантливая, а Люся в этом не сомневалась и обожала отца.
Раньше существовали школы для девочек и школы для мальчиков, разнополые дети учились раздельно. Поэтому Люся могла общаться с мальчиками только на улице и в доме Пионеров, в котором занималась до самого окончания школы. Там и случилась первая детская любовь Людмилы Марковны, но мальчик предпочёл другую девочку. Это не была бы Люся Гурченко, если бы расклеилась и страдала, свои отвергнутые чувства она собрала в кулак и стала уже серьёзно готовиться к поступлению в Киноакадемию.
В 1953 году Людмила Гурченко получила аттестат зрелости, но ни о каком поступлении в местные ВУЗы она и не думала. Только в Москву, только во ВГИК, куда прошла легко и сразу. Таких вокальных данных, такого умения перевоплощаться, так танцевать абсолютно всё и под любую музыку, не было ни у кого из абитуриентов.
Людмила Марковна поступила в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, корифеев советского кино, и сразу стала самой заметной студенткой курса. Таких ярких нарядов, пышных юбок и высоченных каблуков, не позволял себе никто из обучающихся.
Творческая деятельность
Молодую, талантливую актрису заметили ещё студенткой и стали предлагать съёмки в кино. Сначала это были одноплановые роли, в которых Л. Гурченко раскрывала, в основном, свой музыкальный потенциал и лишь немногие увидели в ней потрясающую драматическую актрису. Талант актрисы был настолько многогранен и глубок, что для неё не существовало невозможной роли.
Людмила Марковна могла блестяще исполнить роль пустышки в каком-нибудь эпизоде и стать главной героиней в драматическом произведении, заставляя зрителей рыдать. За свою творческую жизнь она сыграла множество ролей разного плана в кино и в театре.
- «Дорога правды» (1956 г.) – дебютный фильм актрисы, по сценарию С. Герасимова, режиссёра Яна Фрида, Гурченко исполнила роль второго плана.
- «Карнавальная ночь» (1956 г.) – режиссёр Эльдар Рязанов предложил сыграть главную роль в своём самом первом фильме – музыкальной комедии «Карнавальная ночь», фильм имел оглушительный успех, а роль Леночки Крыловой сделала 20-летнюю девушку, ещё студентку, знаменитой на всю страну.
- «Человек родился» (1956 г.) – Л. Гурчено озвучивала роль главной героини.
- «Девушка с гитарой» (1958 г.) – актриса блестяще сыграла главную героиню Таню Федосову, но сама картина не имела большого успеха.
- «Балтийское небо» (1961 г.) – первая серьёзная психологическая работа актрисы, роль Сони Быстровой.
- «Гулящая» (1961 г.) – Л. Гурченко снялась в драме украинского писателя Панаса Мирного, сыграла главную героиню, крестьянскую девушку Христину.
- «Человек ниоткуда» (1961 г.) – фантастическая комедия, поставленная Эльдаром Рязановым, который предложил Л. Гурченко роль Лены.
- «Укротители велосипедов» (1963 г.) – режиссёр Юлий Кун главной героиней своей лирической комедии видел только актрису Гурченко, которая отлично исполнила роль Риты Лаур.
- «Женитьба Бальзаминова» (1964 г.) – актриса ярко и эксцентрично сыграла эпизодическую роль Устеньки.
- «Рабочий посёлок» (1965 г.) – роль жены главного героя, Марии Плещеевой.
- «Корона Российской империи или снова неуловимые» (1971г.) – прекрасное исполнение роли второго плана, шансонетки из ресторана, Аграфены Заволжской.
- «Табачный капитан» (1972 г.) – роль Ниниш, хозяйки гостиницы.
- «Цирк зажигает огни» (1972 г.) – мелодраматическая комедия по оперетте Юрия Милютина, в которой актриса блеснула всеми гранями своей музыкальности, в роли Лолиты.
- «Старые стены» (1973 г.) – первая главная роль драматического плана, после которой всё творческое восприятие об этой актрисе изменилось у всех: у авторов, режиссёров и зрителей. Потрясающе сыгранная жизнь Анны Георгиевны, директора фабрики, раскрыла ещё одну творческую грань актрисы.
- «Двадцать дней без войны» (1976 г.) – фильм Алексея Германа, в котором Л. Гурченко сыграла, в дуэте с Ю. Никулиным, роль Нины Николаевны. Актриса сумела передать всю боль и трагедию женщин военного времени.
- «Пять вечеров» (1978 г.) – фильм Н. Михалкова, который можно пересматривать бесконечно, каждый раз, открывая для себя что-то новое. Так сыграть могла только Гурченко, её Тамара Васильевна своей личной драмой, болью и самопожертвованием покоряет зрителя с первых минут просмотра. Героиню и жалко и в то же время восхищаешься её силой, принципиальностью, которая, может быть, и помогла ей всё перенести и выстоять. Любовь актриса сыграла так по-настоящему, просто, без особых эмоций, как могут любить только русские женщины.
- «Сибириада» (1978 г.) – роль Таи Соломиной в эпической драме Андрея Кончаловского. Фильм получил Гран-При на Каннском кинофестивале.
- «Особо важное задание» (1980 г.) – в военной драме Е. Матвеева сыграла подругу главной героини Эльвиру. Потрясающе сыграна эксцентричная и взбалмошная дамочка, которая от личной трагедии и общего горя не сломалась и по-настоящему умела любить и быть верной и преданной подругой.
- «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981 г.) – роль Маргариты Сергеевны, главной героини, актриса великолепно показала один день женщины, которая любит и ждёт. Показала внутреннюю боль и страдание, не покидающую веру в любимого, отдающую добро и нежность совсем незнакомым людям, потому что самой очень тяжело.
- «Вокзал для двоих» (1982 г.) – главная роль Веры Николаевны в картине Эльдара Рязанова, для которого Л. Гурченко стала одной из самых любимых актрис. Снова любовь, трагическая и комическая, верность и доверие. Людмила Марковна сыграла простую официантку, которая может быть честной и справедливой, стервозной и жалеющей, не верящей ни во что и любящей до самозабвения.
- «Рецепт её молодости» (1983 г.) – главная роль Эмилии Марти в нашумевшем мюзикле, Л. Гурченко покорила зрителей своей молодостью и красотой, выглядела ровесницей со своими молодыми коллегами по цеху.
- «Старые клячи» (2000 г.) – Эльдар Рязанов снова пригласил актрису на одну из главных ролей, Гурченко сыграла Елизавету, бедствующую продавщицу, но имеющую силу и характер, чтобы сплотиться с друзьями против несправедливости. Людмила Марковна показала весь свой талант перевоплощения и мн. др.
- «Пёстрые сумерки» (2009 г.) – первая и единственная режиссерская работа Людмилы Гурченко. В основе картины лежит судьба слепого пианиста Олега Аккуратова. Премьера состоялась в 2010 г.
- «Легенда. Людмила Гурченко» (2011 г.) – украинский фильм, по ходу которого актриса рассказывает о своей жизни. Фильм стал последней работой знаменитой актрисы.
В творческой судьбе Людмилы Гурченко случались и годы забвения, когда актриса отказалась сотрудничать с органами КГБ. Но и тогда Людмила Марковна не отказывалась от эпизодов и ролей второго плана. Она считала, что актриса должна играть. Помимо этого, Л. Гурченко работала в театрах: театре-студии Киноактёра, московском театре «Современник», в театре Сатиры, в Госконцерте. Всего на счету актрисы 96 киноролей.
Людмила Гурченко ушла из жизни 30 марта 2011 г. в возрасте 75 лет. Причиной смерти стала сердечная недостаточность после операции.
Личная жизнь
В личной жизни актрисы было несколько браков, не каждый мог смириться с подавляющим превосходством жены, которая, к тому же, полностью отдавала себя своему призванию.
- Первый брак с кинорежиссёром Василием Ордынским, Гурченко было всего 18 лет, муж был на 12 лет старше. Супружество длилось всего год, после чего они расстались.
- Второй брак со сценаристом и историком Борисом Андроникашвили, в этом браке у актрисы родилась дочь Мария, прожили супруги 2 года.
- Третий брак с актёром Александром Фадеевым, сыном знаменитой советской актрисы Ангелины Степановой и пасынок известного писателя Александра Фадеева, брак продлился 2 года.
- Четвёртый брак с известным эстрадным певцом Иосифом Кобзоном, продлился всего 2 года.
- Пятый брак (неофициальный) с пианистом и личным аккомпаниатором актрисы Константином Купервейсом, прожили 18 лет.
- Шестой брак с кинопродюсером Сергеем Сениным, который длился 18 лет, до самого ухода актрисы.
У дочери Марии Борисовны Королёвой (Андроникашвили), родились двое внуков Л. Гурченко: сын Марк (умер в 1998 г.) и дочь Елена. У Елены Александровны родилась дочь Таисия (2008 г.р.) – правнучка Людмилы Марковны.
Поскольку актрисе приходилось часто бывать на съёмках, ездить на гастроли, то Машу в основном воспитывала бабушка и родители отца. Мария не была особо близка с матерью, а смерть Марка от передозировки наркотиков, которого Людмила Марковна обожала, отдалила их друг от друга ещё больше.
Великая актриса
Людмила Марковна Гурченко была самой заметной и самой известной звездой советского и российского кинематографа. Зрители обожали её за красоту, вечную молодость, ей подражали и ею восхищались. Самая стройная, самая эксцентричная, самая музыкальная, песни Гурченко сразу становились популярными.
Только она могла преподнести и исполнить так, своим неподражаемым голосом, что песня западала в души миллионов слушателей. Актриса была по-настоящему народной артисткой. За свою артистическую жизнь Людмила Марковна получила несколько десятков наград, различных премий и гран-при, но самая главная награда с нею осталась навсегда – народная любовь и признание.