Клод Дебюсси — краткая биография композитора


Ашиль-Клод Дебюсси

ФИО: Ашиль-Клод Дебюсси
Дата рождения: 22.08.1862
Место рождения: Сен-Жермен-ан-Ле, Франция
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Композитор
Дата смерти: 25.03.1918 (55 лет)

Клод Дебюсси — известный французский композитор-импрессионист XIX-XX вв. Приобрёл известность благодаря своему оригинальному музыкальному стилю, идущему вразрез с принятой в то время академической музыкальной культурой.

Детство и юность будущего музыканта

Ашиль-Клод Дебюсси (полное имя композитора) родился 22 августа 1862 г. в пригороде Парижа. Отец Клода владел небольшим посудным магазином, который вскоре продал, и семья переехала в Париж.

Вскоре мать увезла сына в Канн, подальше от начавшейся Франко-прусской войны. Там, начиная с 1870 г., мальчик учится играть на фортепиано.

В детстве

В детстве

Вернувшись в Париж, он продолжил занятия у ученицы самого Шопена, Антуанетты де Флервиль.

В 1872 г. поступил на учёбу в класс фортепиано Парижской консерватории к Антуану Мармонтелю, известному пианисту. Другой именитый преподаватель, Альбер Лавиньяк, преподавал сольфеджио, а органом юный студент занимался с Сезаром Франком.

В юности и молодости

В юности и молодости

Учеба в консерватории и становление композитора

Дебюсси учился хорошо, хоть и не обладал особыми талантами.

  • На пятый год учёбы получил вторую премию за исполнение на фортепиано сонаты Шумана.
  • Имел конфликты в консерватории с преподавателем гармонии и аккомпанемента, который не выносил эксперименты своего ученика.
  • Любимым предметом Клода была композиция. Её преподавал Эрнест Гиро, профессор и член Академии Изящных Искусств.
  • В класс Гиро он попал после путешествия по Италии и Швейцарии, во время которого работал учителем музыки и домашним пианистом в доме богатой русской меценатки Надежды фон Мекк.
  • Следующие два летних сезона Дебюсси провёл в её подмосковном имении Плещеево. В России он познакомился с русской музыкой, что обогатило его музыкальный кругозор.
  • Со своей покровительницей молодой человек путешествовал по Европе, но вскоре лишился расположения, неосторожно влюбившись в одну из её дочерей.
  • До матери дошли слухи, что в 1913 г. на концерте в Москве Клод посвятил одно из произведений Соне. Такую вольность аристократка не простила, и разжалованный наставник был выслан назад в Париж.
  • В Париже надо было искать заработок. Известная меломанка мадам Моро-Сенти взяла его аккомпаниатором в свою вокальную студию. Там Клод завёл хорошие знакомства, открывшие ему мир парижской богемы. Учёбу в консерватории он продолжал.
  • В 1883 г. кантата «Гладиатор» была удостоена второй Римской премии, а в 1884 г. кантата «Блудный сын» взяла Большую Римскую Премию. Все лауреаты поехали в Рим на виллу Медичи, где им предстояло жить и работать два года.
  • Клод этого не хотел, но всё-таки поехал, опоздав на два месяца. Неслыханное нарушение! Получил премию, но не хочет её оправдывать и отрабатывать. И старые конфликты с Академией вновь обострились.
  • Молодой композитор был зол и растерян. Он и так с трудом выдерживал традиционный академический стиль, тяготивший его всегда. К тому же, обладая вспыльчивым характером и злопамятностью, теперь он твёрдо решил отходить от надоевшего традиционализма и искать свой стиль.

Творчество и поиск своего стиля

В Риме Клоду не нравилось, но именно здесь в его творчестве наметились черты индивидуальности. Он отослал в Париж свежую кантату «Зюлейма», а ещё через год сюиту из двух частей «Весна».

  1. Академия подвергла критике оба творения и обвинила своего воспитанника в потере музыкального рисунка и формы, в злоупотреблении музыкальным колоритом. Именно эта критика в 1886 г. впервые обозначила новаторство и, собственно, импрессионизм, в музыке.
  2. Через несколько лет для концерта в Академии взяли произведение «Дева», но не взяли «Весну», что привело Дебюсси в бешенство. Он предъявил ультиматум и вызвал скандал. В итоге отказался участвовать в концерте и разорвал отношения с Академией.
  3. Продолжая творческие изыскания, Клод Дебюсси попал под влияние творчества Рихарда Вагнера и Модеста Мусоргского. Потом посетил Всемирную выставку в Париже и слушал там экзотические оркестры. Новые формы музыки он искал повсюду.
  4. В 1890 г. начал работу над оперой «Родриг и Химена», но не закончил. Познакомился с Эриком Сати, пианистом из трактира на Монмартре. Это знакомство стало определяющим для потерявшего себя композитора. Его захватили сочинения и необычные импровизации Сати. Слегка грубоватые и не очень профессиональные, они объединили двух молодых людей своей оригинальностью, сдружив их почти на четверть века.
  5. Вероятно, академический груз скорее мешал и тяготил, в то время как уличный тапёр Эрик Сати был свободен от этой тяжести. Он, как истинный француз, был пропитан идеями свободы.
  6. Именно Сати смог донести до мышления Клода Дебюсси способ достижения выразительности и легкости, и это наконец открыло путь к своему стилю.
  7. В 1893 г. Дебюсси делал наброски для новой оперы — «Пеллеас и Мелисанда», а годом позже поймал вдохновение и написал симфоническое произведение «Послеполуденный отдых фавна». Оно и стало первым образцом импрессионизма, нарождающегося музыкального течения.

Композитор Клод Дебюсси

Личная жизнь и проблемы со здоровьем

В 1899 г. композитор женился на парижской манекенщице Розали Тексье, и сразу же завёл отношения с другой женщиной, Эммой Бардак. Она была матерью мальчика, которому он давал уроки музыки. Образованная и разносторонне развитая женщина, она очаровала композитора.

С Розали Тексье

С Розали Тексье

В итоге, в 1904 г. влюблённые бросили своих супругов и уехали на север Франции, а потом в Англию. В этот период Дебюсси пишет пьесу для фортепиано «Остров радости» и своё самое значимое сочинение для симфонического оркестра «Море».

Эмма и Клод развелись с первыми супругами и поженились. В 1905 г. у них родилась дочь Клод-Эмма.

Дочку Дебюсси любил и баловал, дав ей забавное прозвище «Шушу». Для неё он написал цикл фортепианных пьес и свой последний балет («Детский уголок» и «Ящик с игрушками»).

Семья испытывала проблемы с деньгами. Отец семейства был уже немолод, но заботился о семье как мог. Он много гастролировал и играл на концертах. Пришлось взяться за дирижёрскую деятельность, которую он не любил и избегал.

С Эммой Бардак

С Эммой Бардак

С 1901 г. периодические издания выпускали его остроумные рецензии о музыкальной жизни (после смерти вышли в сборнике «Господин Крош — антидилетант»). В тот непростой период было создано большинство сочинений для фортепиано.

Последние годы жизни Клод Дебюсси боролся с раком, а 25 марта 1918 г. умер.

Влияние на музыку 19-20 веков

Имя Клода Дебюсси вошло в историю музыки и композиторского искусства. Он стал основоположником импрессионизма — музыкального стиля на стыке 19 и 20 веков. После его смерти импрессионизм стал развиваться как отдельное музыкальное направление.

Не каждый композитор в своей жизни находит свой собственный стиль, хотя мечтают об этом наверно все. Клод Дебюсси его нашёл и оставил для будущих поколений.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *