ФИО: | Муратова Кира Георгиевна |
Дата рождения: | 05 ноября 1934 г. |
Место рождения: | Сороки, Молдавия |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Актриса, режиссер, сценарист |
Дата смерти: | 6 июня 2018 г. (83 года) |
Детство и юность
Кира Георгиевна Муратова – уроженка Бессарабии, входившей до 1940 года в состав Румынии. Она появилась на свет 5 ноября 1934 года в городе Сороки в семье инженера Короткова Юрия Александровича. Отец сочувствовал коммунистам и возглавлял один из подпольных комитетов компартии Румынии. Во время войны вёл партизанские действия, был схвачен и расстрелян. Мать Наталья Исааковна работала врачом-гинекологом и разделяла политические убеждения мужа. После войны в советской Румынии она занимала высокие посты в министерстве.
В начале войны с фашистами Кира и мать оказались в эвакуации в Ташкенте. Мать получила место ординатора в мединституте. После войны они возвратились на родину, поселились в Бухаресте. Мать часто брала девочку с собой на работу, в министерство, где периодически в просмотровом зале демонстрировали иностранные фильмы. Благодаря положению матери, она получила пропуск, позволявший бесплатно посещать кинотеатры. Возникшая любовь к кино не сразу привела к решению связать с ним свою жизнь.
Актёрская биография
- В 1952 году выпускница школы приехала в СССР, сдала документы в МГУ и стала студенткой филологического факультета. Но интерес к кинематографу вскоре из желания смотреть киноленты превратился в потребность участвовать в их создании.
- Проучившись год, Кира оставила МГУ, поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой и в 1959 году окончила режиссёрский факультет. Её курсовая работа 1958 года – совместный короткометражный фильм «Весенний дождь», сделанный с будущим мужем Александром Муратовым. Она выступила в нём в трёх ролях: сценариста, режиссёра и актрисы в одном из эпизодов.
- В 1959 было получено распределение на Одесскую киностудию, куда выпускница ВГИКа отправилась вместе с супругом, выйдя замуж за А.И. Муратова.
- В 1961 году на «Мосфильме» была подготовлена ещё одна совместная работа – короткометражка «У крутого яра», в том же соавторстве. Актриса Муратова сыграла секретаря-машинистку в сельсовете.
- 1964 год в актёрском списке пополнился эпизодической ролью Агапы в своей режиссёрской работе – фильме «Наш честный хлеб». Жизнь людей в колхозе, их будни и праздники ярко показаны в массовых сценах, коротких срезах судеб простых людей. У каждого из них своя мечта. У Агапы – заиметь свою хату, чтоб не чувствовать себя лишней в семье родственников.
- В 1967 году состоялся премьерный показ фильма «Короткие встречи». С этой киноленты Муратова вела отсчёт своей работы в большом кино. Её актёрская работа в картине – роль работницы райсовета Валентины Ивановны Свиридовой. Её отношения с мужем-геологом (сыграл Владимир Высоцкий) вписаны в треугольник. Психологический портрет партработника получился живым. Кира Муратова преодолела тенденцию представлять женщин этой сферы уверенными в себе, деловитыми, решающими с лёту все проблемы. Она показала героиню, которая борется не за показатели в соцсоревновании, а отстаивает своё личное счастье. Фильм имел большой успех, его посмотрело 4 миллиона зрителей. Особенно были отмечены правдивые, естественные интонации голоса актрисы. По её воспоминаниям, самым сложным оказалось заплакать в кадре.
- В 1969 году Кира Георгиевна сыграла роль революционерки Нины Александровны в историко-революционном водевиле режиссёра Г. Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли». Это последняя актёрская работа в доперестроечный период на Одесской киностудии. Роль была небольшой, имя актрисы вырезали из титров.
- В 1970 году был снят фильм «Долгие проводы». Кира Муратова выступила как режиссёр и актёрской работы в нём для себя не планировала. Но она не предполагала, что в конечном итоге станет библиотекарем. Её ленту комиссия расценила как клевету на советскую действительность, усмотрев в ней противопоставление интеллигенции простому народу. Из министерства культуры пришёл приказ уволить Муратову за профнепригодность. Директор Одесской киностудии нашёл выход: перевёл талантливого режиссёра в библиотекари. Фильм же 16 лет пролежал в архиве.
- В это время опальный режиссёр возвратилась к профессии актёра в качестве преподавателя «Школы киноактёра», сочетая эту работу с библиотечной. Занятия в школе стали стартом для будущих артистов кино. Например, их с благодарностью вспоминал Николай Седнев, известный по фильмам «Одесса-мама», «Настройщик» и др.
- Конец 60-ых – начало 70-ых – Кира Муратова переезжает в Ленинград и ищет возможность заниматься «своим кино», которое изначально получило определение как «кино не для всех», чистый арт-хаус.
- 1979 год – фильм «Познавая белый свет» был запущен и снят после 8-и лет ожидания в очереди на финансирование. Во время этой работы в личной жизни Муратовой появился художник, оформитель и сценарист Евгений Голубенко, который стал её вторым мужем и соавтором сценариев.
- В 1987 году Кира Георгиевна сделала актёрскую работу в фильме «Сад желаний» как актриса эпизода. Она сыграла колдунью в лирической кинодраме Али Хамраева «Сад желаний», раскрывающей историю трёх сестёр в предвоенное лето. Для короткого появления на экране были найдены яркие краски, точная интонация, сочетающая юмор и экспрессию.
- В 1990 году стала народной артисткой Украинской ССР.
- В 1993 году вышел фильм «Посторонний/Жираф», относящийся к жанру фильмов-ужасов. Кира Муратова сыграла одного из персонажей, оставаясь неузнанной.
- Основные работы, принесшие Кире Георгиевне широкую известность в киномире, были осуществлены ею в качестве режиссёра. Наиболее заметные: «Перемена участи» – в 1987 г., «Астенический синдром» – в 1999 г., «Настройщик» – в 2004 г., «Мелодия для шарманки» – в 2009 г., «Вечное возвращение» – в 2012 г.
- Последние годы жизни К.Г. Муратова провела в Одессе, она тяжело болела. В своей квартире 6 июня 2018 года она умерла в возрасте 83 лет. Похоронена на Таировском одесском кладбище.
Личная жизнь
В жизни Киры Муратовой её мужья становились помощниками, делающими с нею одно дело. Так было с первым мужем Александром Муратовым. У супругов былая общая студенческая юность, первые работы в кино. К сожалению, случилась и общая трагедия – гибель единственной дочери Марианны. В 70-е годы брак изжил себя.
После переезда Муратовой в Ленинград она познакомилась с Евгением Голубенко – человеком искусства, художником, который стал вторым мужем и помощником в работе над сценариями. Он на 22 года моложе Киры Георгиевны и оставался рядом с женой до её смерти.
По воспоминаниям людей, близко общавшихся с Кирой Георгиевной, она была бескомпромиссным и порой жёстким человеком на съёмочной площадке, а в повседневной жизни, напротив, мягкой, терпеливой, заботливой женщиной. В её стиле отмечали скромность, стремление к простоте и безыскусности.
Признание таланта
Хотя К.Г. Муратова неоднократно выходила на съёмочную площадку как актриса, но её успех в киноискусстве связан с режиссёрскими работами. В мире кино она сделала имя мастера со своим почерком. Ставя задачу перед актрисой Зинаидой Шарко в фильме «Долгие проводы», Муратова объяснила, что ей нужна «нелепая актриса на роль нелепой женщины». Эта фраза отразила подход режиссёра к отражению жизни, который сохранился во всех последующих картинах.
В её кинолентах правда жизни приобретает такой накал, что порой воспринимается как документ, требующий немедленного действия. В то же время фильмы мастера никогда не были узко социальными, они имеют свой многослойный образный киноязык, интересный зрителю.