Юозас Киселюс — биография актера


Юозас Юозович Киселюс

Полное имя: Юозас Юозович Киселюс
Дата рождения: 22 июня 1949 г.
Место рождения: г. Ионишкис, Литовская ССР, СССР
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Актер кино и театра
Дата смерти: 10 мая 1991 г. (41 год)

Талантливый советский актер литовского происхождения Юозас Киселюс широко прославился в 1980-е гг. ролью Артура Банги в телеэпопее «Долгая дорога в дюнах». Он также играл в Литовском национальном драматическом театре.

За свою недолгую жизнь снялся в тридцати картинах. Внешне красивый, сдержанный, часто ироничный, он обладал способностью показывать на экране правильного и честного советского героя без лишней драмы и пафоса.

В телеэпопее «Долгая дорога в дюнах» (1980-1981)

В телеэпопее «Долгая дорога в дюнах» (1980-1981)

Детство и юность

Юозас Юозович Киселюс (лит. Juozas Kisielius) родился 22 июня 1949 года в городке Ионишкис Литовской ССР. Его родители Juozas Kisielius и Birutė Bronislava Kisielienė (Slerpaitė) были служащими. Мальчик хорошо учился в школе и любил выступать в художественной самодеятельности. Хотел поступать в лесотехническую академию, это казалось логичным, поскольку родной городок находился в лесистой местности.

Получив аттестат в 1967 г., Юозас передумал и неожиданно для всех стал студентом актерского факультета Вильнюсской консерватории. Он не пожалел о выбранном пути, поскольку учился с большим удовольствием и пробовал себя в различных амплуа. Окончил вуз в 1972 г.

Юозас Киселюс (второй слева) в студенческие годы

Юозас Киселюс (второй слева) в студенческие годы

События биографии

  • 1972 г. Молодой актер приходит в Государственный академический театр драмы Литовской ССР (ныне Литовский национальный драматический театр). Его дебют на сцене – роль Чарльза в комедии нравов «Школа злословия» Р. Б. Шеридана. В дальнейшем Юозас назовет ее самой любимой в театральной карьере. Поначалу он видит себя только в театре, необыкновенно увлечен им. Театр становится его домом. За два десятилетия он сыграет на вильнюсской сцене еще много разноплановых ролей: Фентона в «Виндзорских насмешницах» и Эдмунда в «Короле Лире» по У. Шекспиру, Бусыгина в «Старшем сыне» по А. Вампилову, Яна в «Первом дне свободы» по Л. Кручковскому и другие.
  • 1974 г. Первая роль Киселюса в кино и сразу главная – в мелодраме молодого литовского режиссера Г. Лукшаса «Бубенчик». Еще в одном фильме Литовской киностудии «Расколотое небо» М. Гедриса молодой актер играет небольшую роль кинооператора.
  • 1975 г. Снова работы в кино: в остросюжетной исторической драме С. Мотеюнаса «День возмездия» у Юозаса незначительная роль помощника инженера; в производственной драме А. Кундялиса «Тревоги осеннего дня» он играет работника предприятия.
  • 1976 г. Еще один фильм Г. Лукшаса — драма «Венок из дубовых листьев», в ней у Киселюса значимая роль батрака, определяющая настрой всей картины. В драме А. Грикявичуса «Потерянный кров» актер играет раненого русского летчика. Эти картины приносят актеру ценный кинематографический опыт.
  • 1977-1978 гг. Эстонский режиссер К. Кийск приглашает Юозаса на главную роль в фильм «Цену смерти спроси у мертвых». Актер играет большевика Антона Соммерса, который смог побороть искушение спастись из застенков полиции ценой предательства. Он предстает в образе красивого, одухотворенного и мужественного человека, верного своему долгу. В нем проявляется внешняя сдержанность, скрывающая пылкий и страстный характер, неординарную натуру. В следующих киноработах актер еще больше разовьет эти выразительные средства своей творческой палитры. Критики посчитают эту работу переломной в карьере Киселюса, а фильм получит приз на Всесоюзном кинофестивале. В психологическом детективе А. Грикявичуса «Лицо на мишени» по новеллам Г. К. Честертона актер сыграет одну из главных ролей.
  • 1980-1981 гг. Латышский кинорежиссер Алоиз Бренч приглашает Киселюса в телесериал «Долгая дорога в дюнах» о событиях, происходящих в Латвии с 1939 по 1970-е гг., разъединяющих людей и ломающих их судьбы. Актер играет главную мужскую роль – бедного рыбака Артура Бангу. В ней Юозас максимально раскрывает свой актерский талант, его герой спокойный, благородный, честный и открытый, внешне сдержанный, но внутри очень страстный. Фильм показывает, как менялись страна и люди с течением времени. Особенно захватывающей становится любовная линия, заставляющая сопереживать героям. Зрительский успех ленты будет огромным, а исполнители главных ролей Юозас Киселюс и Лилита Озолиня станут лауреатами Государственной премии СССР 1983 г. Возрастает интерес к личности Киселюса, количество предложений о съемках увеличивается.
  • 1982 г. В литовском историческом фильме «Барбора Радвилайте» режиссера В. Бачулиса у Юозаса роль литовского князя Радзивилла Рудого. Еще один фильм с участием актера снимается на литовском телевидении – производственная драма «Лесорубы» режиссера М. Карклялиса.
В фильме «Барбора Радвилайте» (1982)

В фильме «Барбора Радвилайте» (1982)

  • 1983 г. Актер приглашен в Москву на съемки военной картины «Ворота в небо» (реж. Д. Вятич-Бережных) о событиях 1945 г., происходящих на подступах к Берлину. Кроме Юозаса в ней заняты известные советские актеры Г. Жженов, А. Васильев, Э. Романов, Ю. Назаров. В фильме «Перелет через Атлантический океан» Р. Вабаласа о зарождении в 1933 г. дальней авиации он снимается на литовской киностудии в компании популярных артистов Р. Адомайтиса, Ю. Будрайтиса и других. Еще одна небольшая роль у актера в ленте «Цена возврата» Г. Мелик-Авакяна на «Арменфильме» о спасении картины Айвазовского в Феодосии в годы фашистской оккупации.
  • 1984 г. Снова работа на киностудии «Мосфильм» — в остросюжетном фильме А. Квирикашвили «Кто сильнее». Юозас играет командира латышских стрелков. На литовском телевидении снимается драматическая лента «Девять кругов падения» Б. Талачки с его участием.
  • 1985 г. Режиссер И. Хамраев приглашает Киселюса на «Ленфильм» в картину «Грядущему веку» на главную роль секретаря обкома партии. Фильм снят по роману Г. Маркова. Актер играет натурного функционера старой закалки, но с «новым мышлением», оказавшегося в водовороте политических, личных и криминальных событий. В военной драме Б. Шамшиева «Снайперы» на «Казахфильме» Юозас снимается в роли командира батальона.
  • 1986 г. Еще одна главная роль актера — в картине «Жалоба» Т. Золоева на «Одесской киностудии». Юозас играет талантливого хирурга, которого несправедливо обвиняют в смерти безнадежного больного. В этом году Киселюс становится Заслуженным артистом Литовской ССР.
  • 1987 г. В производственной драме Е. Ташкова «Ловкачи» актер снимается на «Мосфильме» в главной роли путевого рабочего, парторга. Компанию ему составляют В. Теличкина, В. Павлов, И. Ясулович, Т. Ташкова. В картине С. Восилюса «Братья на рассвете» о борьбе за независимость Литвы в 1917 г. Киселюс также в главной роли. На литовском телевидении актер снимается в телеспектакле А. Галиниса «Отец» о конфликте поколений в большой семье.
  • 1988-1989 гг. На советские экраны выходит драма С. Нилова «Шурави» с участием Киселюса, снятая на «Мосфильме» об афганских событиях. На литовской киностудии он играет в картине Й. Вайткуса «Пробуждение».
  • 1990-1991 гг. Еще две главные роли актера в кино: следователя у И. Хамраева в детективе «Адвокат» и бывшего капитана милиции, ликвидатора чернобыльской аварии у В. Дерюгина в драме «Волки в зоне». Следующий фильм станет последним в карьере Юозаса – приключенческий телесериал «Оружие Зевса» режиссера Н. Засеева-Руденко на «Киностудии им. А. Довженко».
В сериале «Оружие Зевса» (1991)

В сериале «Оружие Зевса» (1991)

С конца 1980-х годов здоровье Киселюса ухудшается, ему диагностирован порок сердца. 7 мая 1991 г. после очередных кинопроб актеру становится плохо, а 10 мая он скоропостижно умирает в вильнюсской больнице от разрыва аорты.

Поклонники его таланта отмечают, что перестроечные события в стране, кризис в киноиндустрии, отсутствие интересных ролей, необходимость содержать свою семью и детей от первого брака, несомненно, могли отразиться на физическом и эмоциональном самочувствии Юозаса Киселюса. Актер прожил всего 41 год – вот такая у него самого случилась «недолгая дорога».

Личная жизнь

Юозас Киселюс учился на одном курсе со ставшим также известным актером Ромуальдасом Раманаускасом. Их обоих прославил многосерийный фильм «Долгая дорога в дюнах». А еще у них со студенческих времен разгорелось соперничество из-за актрисы Аглии Габренайте. Вот как об этом говорит Раманаускас:

«То, как судьба играла со мной и Юозасом, — человеческая комедия. Мы вместе поступали в институт, учились на одном курсе, были распределены в один театр. Влюбились в одну и ту же девушку, и она стала моей женой… Киселюс тоже потом женился и затем, как и я, развелся. И еще одно совпадение — его второй женой стала девушка по имени Аглия. Когда я пошел подавать документы в загс во второй раз, сотрудники чуть ли не хором спросили: «Вы что, сговорились с Киселюсом? Он тоже сегодня подал документы, у вас регистрация будет в один день!» — «Пожалуйста, — взмолился я, — запишите меня хоть на час раньше. Хочу его обогнать!» Вот такая мужская хохма».

Как видим, актер создавал семью дважды. Первая жена Laimutė Kisielienė (Poškaitė) (род. 10.01.1950), хореограф, подарила актеру двух дочерей, их зовут Юрга (Jurga) и Года (Goda).

С первой женой, ее родителями и детьми

С первой женой, ее родителями и детьми

Во втором браке с Аглией Киселене (Eglė Kisielienė) родился сын Йонас (Jonas). Отец всегда материально поддерживал старших детей, одна из дочерей ухаживала за Юозасом в последние дни его жизни. Как сложилась дальнейшая судьба наследников и вдовы, не известно.

В литовском городе Ионишкис, в школе, которую окончил Юозас, ежегодно проводится конкурс чтецов, посвящённый актёру.

Талант и признание

Поклонники талантливого литовского актера Юозаса Киселюса всегда отмечали не только его внешнюю красоту, но и внутреннюю одухотворенность и содержательность, наполненность души, которые он мог передавать своим героям. Его персонажи в театре и кино практически все положительные.

Как известно, сыграть положительную роль гораздо сложнее, чем злодея. Артист отмечал, что ему самому всегда импонировали люди, у которых «внутри, в душе, есть и чистота, и смелость и даже убежденность. Каждый человек должен быть верным слову и делу, добрым и честным». Как жаль, что ему была уготована такая короткая жизнь, и в ней случилось так мало ярких ролей.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *