Полное имя: | Жан Кальвин |
Дата рождения: | 10 июля 1509 г. |
Место рождения: | Нуайон, Франция |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Теолог, пастор, реформатор |
Дата смерти: | 27 мая 1564 г. (54 года) |
Жан Кальвин – французский деятель времён реформации, проповедник, основоположник направления протестантизма под названием «кальвинизм», основанного на убеждении о том, что человек должен полностью подчиниться воле Бога. Жан Кальвин оставил след в мировой истории, его идеи отразились на общественной мысли того времени и повлияли на развитие многих государств.
Детство и юность реформатора
Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон на севере Франции, в семье Жерара Ковена, церковного чиновника с суровым характером, и Жанны Ле Франк. Всего у них было 6 детей: кроме самого Жана в семье воспитывались ещё трое юношей и две девушки. О детстве реформатора по сохранившимся источникам известно немногое: лишь то, что мать мальчика умерла, когда тому не было и 7 лет, а отец, за нехваткой времени, поручил воспитание ребенка одной приличной семье. Здесь будущему реформатору дали основы хороших манер и базовые знания, что в будущем стало хорошим подспорьем в его деятельности.
Когда Жану исполнилось 14, отец отправил его в Парижский университет для изучения гуманитарных наук. Именно здесь в мальчике развились ораторский талант и страсть к учебе. Отец желал видеть сына преуспевающим в церковной карьере: тот уже в 18 лет читал проповеди в церковных приходах.
Однако после конфликта с высокопоставленными церковными лицами мужчина изменил свое мнение и посоветовал юноше получить юридическое образование. Жан Кальвин так и поступил, отдав несколько лет своей жизни на изучение юриспруденции и став квалифицированным юристом. Впрочем, почти сразу после смерти отца он оставил юридическую деятельность, сделав окончательный выбор в пользу теологии.
Основные события в жизни
- 1532 г. – Жан Кальвин получает докторскую степень в Орлеане и в этом же году публикует свое первое научное произведение – «О кротости» – комментарий к трактату Сенеки. Сочинение не вызывает у общественности особенного интереса, и, после ещё нескольких попыток пробиться в ученые-гуманисты, Кальвин окончательно ударяется в протестантизм. На него оказали большое влияние идеи Мартина Лютера, непосредственного инициатора Реформации.
- 1533 г. – участвует в написании скандальной речи «О христианской философии» для ректора университета Николы Копа, после произнесения которой и ректор, и сам Кальвин сталкиваются с возмущением общественности и бегут из Парижа.
- 1534 г. – условное начало деятельности Кальвина в качестве проповедника: в это время он занимается толкованием Библии для всех желающих, скрываясь на юге Франции. В этом же году пишет свое первое теологическое произведение – «Сон душ». Отказывается от своих должностей в приходах.
- 1535 г. – покидает Францию из-за начавшихся гонений на протестантов, обосновывается в швейцарском городе Базель под чужим именем.
- 1536 г. – публикует свой главный труд – «Наставление в христианской вере», где развивает мысль о полном подчинении человека Божьей воле. Посещает Италию, где склоняет герцогиню Феррарскую к реформаторским идеям. Планирует вернуться в Базель через Женеву, однако в Женеве его просят остаться и внести вклад в формирование новой церкви. Здесь начинается активная деятельность Жана Кальвина как реформатора: он обретает авторитет, читает лекции и устанавливает новые порядки. О «кальвинизме» узнает общественность.
- 1537 г. – собрание принципов «кальвинизма» принимают на городском совете, в Женеве растет власть Жана и его единомышленников. Всех «инакомыслящих» подвергают наказаниям, серьезно ограничивается свобода граждан, из-за чего уже в конце года авторитет реформатора подрывается.
- 1538 г. – оппозиция изгоняет Кальвина из Женевы. Реформатора приглашают проповедником в Страсбург. Здесь он также пытается учредить жесткие церковные порядки, проповедует и читает лекции.
- 1541 г. – возвращается в Женеву по просьбе городского совета и ставит условия, на которых он готов остаться. Совет принимает их все, а Кальвин снова обретает власть, которая спустя время становится почти неограниченной. Это приведет к постепенному установлению в Женеве диктатуры, повлекшей за собой множество пыток и смертных казней.
- 1543 г. – пишет еще один знаковый труд – «Трактат о реликвиях», в котором критикует поклонение мощам и другим реликвиям, ставит под сомнение их подлинность.
- 1546 г. – растет недовольство граждан порядками Кальвина из-за введения жестких ограничительных мер.
- 1549 г. – либертины, противники «кальвинизма», занимают большинство мест в городском совете. Кальвин активно ведет проповеди, пытаясь склонить людей на свою сторону.
- 1553 г. – ученый-гуманист Мигель Сервет, критикующий многие христианские порядки, активно оспаривает учение Жана в переписке с ним. После ареста инквизицией Сервет сбегает в Женеву, надеясь на милость городского совета, в последнее время настроенного против Кальвина. Однако после долгого суда ученого приговаривают к мучительной казни через сожжение, а сам Жан Кальвин укрепляет авторитет, получает репутацию «защитника истинной веры».
- 1555 г. – реформатор практически полностью ликвидирует всю городскую оппозицию. Его режим укореняется, жизнь граждан находится под жестким контролем. Кальвина называют «женевский папа».
- 1559 г. – основывает Женевскую академию для обучения проповедников. Женева становится важнейшей точкой европейской Реформации.
- 1564 г. – из-за болезни Кальвин не смог завершить проповедь и через несколько месяцев скончался в муках.
Личная жизнь
В возрасте 31 года Жан Кальвин счастливо женился на Иделетт де Бур, к которой часто приходил в качестве пастора. О своей жене Кальвин говорил как о «верном помощнике», в их отношениях царили согласие и взаимопонимание. Однако, оба супруга имели слабое здоровье, часто и тяжело болели.
У Иделетт росли дети лишь от предыдущего мужа, в этом же браке детей не было: три раза роды заканчивались смертью младенцев. После последних родов состояние женщины стало хуже, и вскоре она умерла. Утрату Кальвин переживал тяжело, повторно так и не женился.
След в истории
Жан Кальвин оставил более 50 томов сочинений, провел тысячи проповедей. Его можно смело назвать ярчайшей фигурой протестантской Реформации. Деятельность реформатора носила весьма спорный характер, но нельзя отрицать, что он оставил яркий след в истории.
Женева и ее церковное устройство на долгие годы стали примером для подражания в глазах многих деятелей Реформации. Кроме того, Кальвин поспособствовал развитию образования, своими идеями ускорил рост влияния капитализма, повлиял на принятие решений многими иностранными правителями. «Кальвинизм» по сей день является фундаментом вероучения множества церквей по всему миру.