ФИО: | Владимиров Игорь Петрович |
Дата рождения: | 1 января 1919 г. |
Место рождения: | Днипро, Украина |
Знак зодиака: | Козерог |
Деятельность: | Актер, режиссер, педагог |
Дата смерти: | 20 марта 1999 г. (80 лет) |
Ранние и военные годы
Игорь Петрович Владимиров – уроженец Екатеринослава (с 1926 по 2016 годы – Днепропетровск, в настоящее время – Днепр). Он появился на свет 1 января 1919 года. Следующим городом был Харьков, а в начале 30-ых семья обосновалась в городе на Неве.
Ленинград будущий корифей театра всегда считал своим родным городом, с ним связана вся его жизнь. Сведений о родителях и детском периоде жизни И. Владимирова нет. В 1936 году юноша окончил школу №25 и пришёл изучать судостроение в кораблестроительный институт, где учился до начала войны.
В июле 1941 года молодой человек надел военную форму и попал во 2-ю дивизию З-его стрелкового полка. Он воевал в ополчении под Ленинградом. В 1943-ем был отозван из армии для защиты диплома. Затем инженера-судостроителя отправили на работу в город Горький, куда были эвакуированы многие заводы. Владимиров стал инженером ЦКБ-51, а после войны перевёлся в «Рыбсудпроект», в Ленинград.
Биография
Режиссёрская деятельность
- В мирное время бывший солдат и инженер увидел своё призвание в служении искусству и в 1945 году стал студентом театрального института в своём городе. Он учился на актёрском факультете и был выпущен в 1948 году.
- Первые годы, с 1948 по 1949 начинающий актёр служил в театре оперетты и в гастрольном театре Ленинграда.
- С 1949 по 1956 годы Владимиров под влиянием встречи с молодым режиссёром Г. Товстоноговым перешёл в труппу его театра имени Ленинского комсомола (в настоящее время «Балтийский дом»). Став главным режиссёром, Товстоногов не только вводил артиста во все свои спектакли, но и учил его навыкам режиссуры.
- В 1956 году оба перешли в Большой драматический театр (с 1992 года носит имя Г.А. Товстоногова). Владимиров как будущий режиссёр проходил здесь стажировку (до 1960 года) и выпустил свой дебютный спектакль «Три соловья, дом 17».
- В стажёрский период были сделаны работы и в других театрах Ленинграда. В театре Комиссаржевской он познакомился с актрисой А. Фрейндлих, работая над постановками «Время любить» и «Случайные встречи». Сложился их творческий и семейный союз.
- В 1960 году И. Владимиров возглавил театр Ленсовета. Вместе с ним пришла на его сцену и Алиса Фрейндлих, став ведущей актрисой. Игорь Петрович работал в этих стенах до конца жизни, создав свою стилистику: сочетание драматического действия с музыкой, эксцентрикой, юмором.
- В 60-ые годы на сцене возглавленного Игорем Владимировым театра было представлено 23 спектакля – по два-три в год, что было своеобразным рекордом. Наиболее значимые из них: «Пигмалион» Б. Шоу, «Таня» А. Арбузова, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, «Варшавская мелодия» Л. Зорина, «Последний парад» А. Штейна, «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» по А. Линдгрен и другие. Главные и значительные роли играла А. Фрейндлих, которая стала звездой «Ленсовета».
- В 1966 году Игорю Петровичу Владимирову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- В 70-ые годы руководитель театра представил 29 режиссёрских работ, среди которых были драма, комедия, мелодрама, притча, инсценировка классики. Большим успехом пользовались спектакли:
- «Укрощение строптивой» У. Шекспира
- «Преступление и наказание» (по роману Ф. М. Достоевского)
- «Дульсинея Тобосская» А. М. Володина
- «Ковалева из провинции» И. Дворецкого
- «Старший сын» А. Вампилова
- «Старомодная комедия» А. Арбузова
- «Трубадур и его друзья» В. Ливанова и Ю. Энтина
- «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова
- «Пятый десяток» А. Белинского
- «Вишневый сад» А. П. Чехова
- «Спешите делать добро» М. Рощина.
- С середины 70-ых театр Ленсовета стал знаменит на всю страну. На его представления ехали из Москвы и других городов. В нём блистали А. Фрейндлих, М. Боярский, С. Мигицко, Л. Луппиан, В. Матвеев, А. Пузырев, А. Равикович, Т. Яковлева – артисты поколения, сложившегося при Владимирове, в которых он много вложил.
- За свою 20-летнюю творческую деятельность и вклад в театральное искусство Игорь Петрович Владимиров был удостоен в 1974 звания Народного артиста РСФСР, а в 1978 стал Народным артистом СССР.
- В 1979 году 60-летний юбилей режиссёра был отмечен наградой – орденом Трудового Красного Знамени.
- В 80-90-ые, несмотря на серьёзный возраст и накопившуюся усталость, Владимиров продолжал работать и вывел на сцену 20 спектаклей. В обществе на смену коммунистической идеологии пришли демократические ценности, театр получил свободу в формировании репертуара. В нём, наряду с пьесами с утвердившейся стилистикой, появились и сатирические пьесы. Значительными стали постановки:
- «Нечаянный свидетель» А. Арбузова
- «Игроки» Н. В. Гоголя – спектакль стал визитной карточкой театра
- «Победительница» А. Арбузова
- «Зинуля» А. Гельмана
- «Завтра была война» Б. Л. Васильева
- «Гусар из КГБ» Б. Рацера, В. Константинова
- «Адъютантша Его Величества» И. Губача
- «Песнь о городе» (по мотивам «Блокадной книги» Д. Гранина и А. Адамовича)
- «Любовь до гроба» А. Николаи
- «Хэппи энд отменяется» («Жертва») М. Фратти.
- Вместе с тем в конце 80-ых в творчестве режиссёра стал очевиден спад. Из труппы ушли её звёзды Фрейндлих и Боярский. Отправились в свободный поиск многие артисты, например, А. Равикович, Е. Соловей, И. Мазуркевич. В коллектив пришли новые актёры: М. Трухин, К. Хабенский. Но это уже была другая страница в истории театра, которую предстояло писать новому лидеру.
- В последние годы жизни Игорь Петрович много болел, лежал в больницах, но руководство театром не оставлял, так же как и преподавательскую деятельность. На протяжении 1963 – 1998 годов он преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, где в 1980 году стал профессором.
- 20 марта 1999 года в возрасте 80-и лет И.П. Владимиров умер. Он перенёс несколько операций, но его болезнь не отступила и стала причиной смерти. Прах покоится на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. Рядом могилы родителей.
Актёрские работы
Имя Игоря Петровича Владимирова как театрального деятеля связано в первую очередь с режиссёрскими работами. Но ему, окончившему актёрский факультет, не чуждо было и желание выступить как артисту на сцене и на экране. Такое стремление он в полной мере реализовал и в молодости, и в зрелые годы.
На сцене возглавляемого им в 60 – 90-ые театра Ленсовета Владимиров с перерывом в несколько лет сыграл в 8 постановках. Вневременными и запоминающимися являются его герои: Гаев в «Вишнёвом саде»; профессор Преображенский в «Собачьем сердце»; образ режиссёра в «Песне о городе» (по материалам «Блокадной книги» А. Адамовича и Д. Гранина); Раф в «Газовом свете»; Пришивин в «Круглом столе под абажуром».
На большом экране у Владимирова-актёра были роли в 29 фильмах. Главных героев он сыграл в 11-и из них. Самые фактурные и запоминающиеся:
- 1956 г. – «Тайна двух океанов» – старшина, водолаз Андрей Скворешня
- 1978 г. – «Старомодная комедия» – врач санатория Родион Николаевич
- 1982 г. – «Инспектор Лосев» – полковник Цветков
- 1982 г. – «Сказки старого Арбата» – мастер кукол Балясников
- 1988 г. – «Жизнь Клима Самгина» – роль второго плана, банкира Прозорова.
Личная жизнь
В семейной жизни режиссёр и актёр был трижды женат на талантливых актрисах, каждый раз более молодых и работавших в его театре. От первой супруги Зинаиды Шарко (умерла в 2016 году) есть сын Иван, 1956 года рождения. По его линии двое внуков и трое правнуков.
Второй супругой была А.Б. Фрейндлих. Брак продлился 21 год, с 1960-го по 1981-ый. В этой семье родилась дочь Варвара, у которой уже свои взрослые дети Никита и Анна. Это был самый плодотворный союз. Благодаря Владимирову актриса стала звездой и в свою очередь прославила театр Ленсовета и его художественного руководителя. Супруги расстались, когда поняли, что отношения себя исчерпали.
Третий раз режиссёр женился на актрисе Инессе Перелыгиной, которая была на 44 года моложе. Она стала юной музой стареющего творца сцены, скрасившей его одиночество и годы болезни.
Признание заслуг
Игорь Петрович Владимиров – выдающийся мастер театрального искусства. Его вклад в культурную жизнь города, где он работал, был огромен. О его театре мечтали начинающие артисты, а публика с ночи занимала очередь за билетами.
На сцене «Ленсовета» актёры не только вели диалоги или произносили монологи – они прекрасно пели (М. Боярский и А. Фрейндлих), искромётно шутили, впускали в мир драмы клоунаду. Создавая яркое действо, руководитель и трупа превращали свой театр в особый, не похожий на другие и очень любимый публикой. Талант и труд мастера были удостоены самой высокой награды советского государства – ордена Ленина (1990 г.).