ФИО: | Титов Герман Степанович |
Дата рождения: | 11 сентября 1935 г. |
Место рождения: | с. Верхнее Жилино, Алтайский край |
Знак зодиака: | Дева |
Деятельность: | Космонавт |
Дата смерти: | 20 сентября 2000 г. (65 лет) |
Герман Степанович Титов был дублером Гагарина, а стал №2 и самым молодым в истории космонавтов, совершившим орбитальный полёт. Но для многих жителей планеты он всегда первый – легенда космоса, герой, совершивший, казалось, невозможное – более суток на орбите.
Детство и юношеские мечты
Великий космонавт родился 11.09.1935 года в с. Верхнее Жилино Алтайского края в самой обычной семье. Его мама, Александра Михайловна, домохозяйка, а отец, Степан Павлович в местной школе учил детей русскому языку и литературе. Он человек, увлеченный живописью и музыкой.
Как все учился в школе. Не космосом была забита его голова. Мальчишку интересовала техника. Чтобы понять, как работают механизмы, он мог просиживать часами, разбирая и собирая их. Самым первым был освоен кинопроектор. Автомобили, тракторы и радиоприемники были немногим позже. К окончанию школы подросток возвел пусть маленькую, но электростанцию.
Восьмиклассником он впервые увидел «кукурузник». Но ни это обстоятельство, ни то, что его дядя был летчиком, не способствовали появлению интереса к летной работе. Мечта о небе пришла внезапно в лице военного летчика в красивой форме с золотыми пуговицами. Теперь Герман знал, куда будет поступать.
Он исполнил мечту. Местом службы, нисколько не колеблясь, выбрал авиацию. А вернувшись из армии, в 1955 г. поступил и окончил с отличием военную школу пилотов в Кустанае, а в 1957 – Сталинградское ВАУ летчиков в Новосибирске.
В 1957-1960 гг. Герман Титов служил в полку истребительной авиации ЛВО, более 1000 прыжков с парашютом, 800 вылетов на военных самолетах. Так начинался путь к космосу.
Краткая биография
С того момента, как в 1959 году молодой военный летчик получил предложение от госкомиссии летать на новой технике, в его жизни начались крутые перемены. Он не догадывался, о каких летательных аппаратах идет речь, но согласился сразу. Им двигала жажда ко всему новому. А дальше события развивались, как в калейдоскопе:
- 1960 – Титов в первом отряде космонавтов. Он успешно прошел жесточайший отбор из более чем 3,5 тыс. кандидатов. Новые тесты и испытания, суровее уже перенесенных, он прошел с пятеркой других отважных парней. Началась подготовка к первому космическому полету. Их осталось двое – Герман Титов и Юрий Гагарин. Кто из них полетит, не было известно до самого конца. И лишь в день полета, 12 апреля, всех расставили по местам: Гагарин – летит, Титов – дублер.
- 14 апреля 1960 – в Москве гремят салюты в честь первого в мире летчика-космонавта, а Герман Титов узнает, что он следующий. И продолжаются тесты и испытания.
- 6 августа 1961 – на корабле «Восток-2» Герман Титов совершил свой полет, который продолжался 25 час 11 минут, стал космонавтом №2. Но он все равно первый, потому что это уже не 108 гагаринских минут, это более суток на орбите. А еще ему было всего 25. Космонавта моложе история не знает. По возвращении из космического полета Титов пишет докладную командованию. Это не простой отчет о выполненной работе. Это еще и грамотное обоснование ненужности, даже вредности слишком завышенных перегрузок, которым будущие космонавты подвергаются на тренировках, которые подрывают их здоровье без всякой пользы. Эта информация была услышана. Правительство внесло изменения в планы подготовки к полетам, и новые потенциальные космонавты тренируются в «людских» условиях.
- 1966-1970 – в отряде космонавтов Титов вошел в группу летчиков-испытателей для работы над созданием летательного аппарата под названием «Спираль» (ЦПК шифровал новый орбитальный самолет «изделие-50»). Позже, в 1973 году, проект был закрыт. Но через много лет Герману Степановичу пришлось к нему вернуться – для создания «Бурана» требовались специалисты, имеющие опыт работы по «Спирали».
- С 1973 – работа в Летно-испытательном институте у Микояна. Летчик-космонавт теперь испытывает самолеты: МиГи, Су, Яки и др.
- 1968 – получен диплом Военно-воздушной академии Н.Е. Жуковского.
- 1972 – Титов окончил Военную академию Генштаба.
- 1972-1973 – назначен зам. начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения ГУКОС Минобороны СССР – именно здесь создавались ВКС.
- 1973-1991 – заместитель, первый зам. начальника ГУКОС Минобороны СССР. Участвовал в разработке корабля «Маршал Неделин».
- 1980 – защитил кандидатскую, спустя несколько лет докторскую диссертацию по военным наукам.
- 1988 – присвоено очередное звание «генерал-полковник авиации».
- Октябрь 1991 – Герман Титов – пишет заявление об отставке и выходит в запас. Он не понимал и не принял «перестройку». Даже отказался от должности начальника Академии им. Можайского в Ленинграде.
- 1995 — избирается депутатом Госдумы два созыва подряд.
- 1999 – генерал-полковник авиации в запасе возглавил Федерацию космонавтики России.
- На 66-м году жизни 20 сентября 2000 г. Герман Степанович Титов скончался от сердечного приступа. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Знакомство Германа с будущей женой состоялось в 1957 году. Не поступив в медучилище, Тамара Черкас устроилась на работу в столовой лётного гарнизона. Встреча молодого лейтенанта с юной девушкой произошла в местном ДК на танцах. А через год в апреле 1958 г. они поженились.
О том, что проходит отбор в отряд космонавтов, он жене говорить не стал. Тамара носила под сердцем их ребенка. Сказал только, что, может быть, возьмут в испытатели. В то время, когда молодой муж проходит тяжелейшие предполетные испытания, беда пришла в их семью – семимесячный сын умер от порока сердца. Даже тяжело переживая утрату, Герман не прекратил тренировок.
Их первая дочь Татьяна родилась в 1963, спустя два года – вторая, Галина.
Тамара всегда считала, что ее муж самый умный и красивый мужчина. Он же называл жену не иначе как «родная моя». Вместе они прожили 43 года.
Заключение
Герман Титов до последних своих дней мечтал побить достижение американца Галена, который поднялся в космос в 70 лет и остается самым возрастным космонавтом в мире. Не удалось.
Но его вклад в развитие мировой космонавтики сложно переоценить. Он сделал невозможное – разрушил общее представление о том, что запоминают только первых. Второй – не значит, что хуже.
После него остались книги: «700 тысяч километров в космосе», «Семнадцать космических зорь», «Авиация и космос», «Голубая моя планета», «На звездных и земных орбитах» и др.
Его блестящей карьере могут завидовать молодые. Летчика-космонавта №2, как избранного, заботливо пестовала система и заслуженными наградами отмечало государство. Но и Герман Степанович своей несгибаемой волей и упорством оправдывал возложенное на него доверие Отечества.