Галина Вишневская: биография, события, личная жизнь


Вишневская Галина Павловна

ФИО: Вишневская Галина Павловна
Дата рождения: 25 октября 1926 г.
Место рождения: Ленинград (Санкт-Петербург)
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Певица, актриса, педагог, театральный режиссер
Дата смерти: 11 декабря 2012 г. (86 лет)

Детство и юность

Галина Вишневская родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде в семье Павла Андреевича и Зинаиды Антоновны Ивановых. С младенчества воспитывалась бабушкой, матерью отца, в Кронштадте. Жили очень бедно.

Галина Вишневская в детстве

Галина Вишневская в детстве

В раннем детстве у девочки обнаружились отличная музыкальная память и красиво звучащий голос, была участницей всех школьных концертов. Отец попал под репрессии незадолго до войны.

С бабушкой

С бабушкой

В феврале 1942, во время ленинградской блокады, бабушка умерла. Галина отказалась эвакуироваться с родными и осталась одна. Весной 1942 ее, обессиленную, обнаружила комиссия, обходившая квартиры на предмет обнаружения живых. Галину зачислили в отряд противовоздушной обороны, и это было спасением: служба давала право на рабочую хлебную карточку.

Восстановив силы, Галина начала выступать не сцене: пела с оркестром воинской части. В 1943 году поступила в Ленинградскую музыкальную школу для взрослых им. Н. Римского-Корсакова и полгода занималась там в классе сольного пения. Результат обучения был неудачным: пропал верхний регистр ее от природы поставленного голоса.

В юности

В юности

Жизненный путь

  • 1944 – поступила в труппу Ленинградского областного театра оперетты в качестве хористки, через три месяца стала петь сольные партии. Работать приходилось в тяжелых, даже изнурительных условиях: постоянные переезды, ежедневные спектакли в военных частях ленинградской области, выступления в промерзших клубах.
  • 1947 – ушла из театра, поступила в Ленинградскую филармонию и начала заниматься концертной работой, гастролируя в провинциальных городах с сольной программой эстрадных песен.
  • 1951 – начала учиться у ленинградского вокального педагога Веры Николаевны Гариной. Упорные занятия на протяжении почти двух лет вернули голосу Вишневской природный сопрановый диапазон, она овладела приемами вокального искусства.
  • 1952 – участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра. Выступление в трех турах конкурса было настолько успешным, что Галину приняли, несмотря на отсутствие консерваторского образования.
  • 1953, октябрь – на сцене Большого театра дебютировала партией Татьяны в опере «Евгений Онегин». Впоследствии с успехом выступила в сложнейшей партии Леоноры в «Фиделио» Л. Бетховена, а потом исполнила роль Купавы в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова. Этими ролями певица заявила о себе как создательница нового стиля исполнения женских ролей в Большом театре: когда важно не только совершенство техники пения, но и актерская работа над образом.
  • 1955 – знакомство с Дмитрием Шостаковичем. Потрясенный голосом Галины, великий композитор специально для нее создал инструментовку цикла Мусоргского «Песни и пляски смерти» и посвятил ей. Впоследствии не раз писал музыку специально для певицы.
Галина Вишневская на сцене Большого театра

Галина Вишневская на сцене Большого театра

  • 1959 – состоялись первые гастроли в США с Государственным симфоническим оркестром СССР. В дальнейшем, в 1960-е, Галина Павловна четырежды гастролировала в США, уже с супругом Мстиславом Ростроповичем как пианистом.
  • 1961, ноябрь – впервые исполнила оперную партию за границей – на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке с огромным успехом спела Аиду в опере Верди.
  • 1963 – на сцене Альберт-холла в Лондоне пела партию сопрано в «Военном реквиеме» Бенджамена Бриттена.
  • 1966 – исполнила роль Катерины Измайловой (играла и пела) в экранизации оперы Шостаковича «Катерина Измайлова». Роль признана одной из вершин оперного искусства ХХ века. В этом же году окончила экстерном Московскую консерваторию.
  • 1969 – Вишневская и Ростропович приютили у себя на даче Александра Солженицына, против которого в СССР тогда велась пропагандистская кампания. В результате на певицу начали оказывать давление: ограничили в зарубежных гастролях, ее имя исчезло со страниц советской прессы. Еще сильнее препятствовали творческой деятельности Ростроповича.
  • 1971 – награждена орденом Ленина.
  • 1974, март – Мстислав Ростропович обратился с просьбой к Л.И. Брежневу позволить супругам выехать на работу за границу. Просьба была удовлетворена, разрешение оформили как командировку от Министерства культуры на два года. В 1974 семья покинула СССР.
  • После окончания срока творческой командировки Вишневская с семьей в СССР не вернулись. Формально сохраняя советские паспорта, музыканты стали эмигрантами. Творческая судьба певицы за рубежом сложилась успешно. Она пела на сценах сильнейших оперных театров мира, выступала с лучшими оркестрами и дирижерами, дала сотни камерных концертов. Среди ее записей этого периода – альбомы классических романсов и вокальных сочинений русских композиторов, партии в записях опер.
  • 1976 – на Эдинбургском фестивале исполнила одну из труднейших партий мирового репертуара – леди Макбет в опере Дж. Верди «Макбет».
  • 1978 – Вишневскую и Ростроповича лишили советского гражданства, всех званий и наград, поставив им в вину действия, подрывающие престиж советского государства.
  • 1982 – закончила карьеру оперной певицы выступлениями в опере «Евгений Онегин» на сцене Гранд-опера в Париже. Продолжала концертировать и вести мастер-классы.
  • 1984 – вышла английская версия книги Вишневской «Галина». На русском языке книга была опубликована в 1991.
  • 1990, январь – Вишневской и Ростроповичу вернули советское гражданство, артисты смогли вернуться на Родину. От советского и российского гражданства отказались, до конца жизни сохраняли статус апатридов с паспортами княжества Монако.
  • 1992 – в Большом театре состоялся творческий вечер, посвященный 42-летию сценической деятельности певицы.
  • 1993 – дебют в качестве актрисы на сцене МХАТа им. А.П. Чехова. Сыграла роль Екатерины II в пьесе Е. Греминой «За зеркалом».
  • 2002 – возглавила Центр оперного пения Галины Вишневской, открывшийся 1 сентября. Это культурно-образовательное заведение со своим оперным театром. Центр помогает совершенствоваться начинающим оперным певцам, выпускникам консерваторий.
  • 2007 – снялась в фильме А. Сокурова «Александра». Сыграла роль Александры Николаевны, которая приехала во время военных действий навестить внука-офицера в Чечню.
  • 2012, 11 декабря – умерла в Москве на 87-ом году жизни. Была похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой мужа Мстислава Ростроповича.
Галина Павловна Вишневская

Галина Павловна Вишневская

Личная жизнь

Летом 1944 Галина вышла замуж за военного моряка Георгия Вишневского. Брак продлился несколько месяцев.

В том же году Галина вышла замуж за директора Ленинградского областного театра оперетты Марка Ильича Рубина, он был на 22 года старше. Брак был гражданский. Благодаря Рубину, Галина Павловна, как она позже вспоминала, вновь обрела семью и дом. Марк Ильич взял на себя организацию концертной деятельности Галины, когда она начала выступать с эстрадным репертуаром. Сын Илья от этого брака, родившийся в 1945, умер в младенчестве.

В 1955 году, на молодежном фестивале в Праге, Галина познакомилась с виолончелистом Мстиславом Ростроповичем. Через четыре дня они решили пожениться. Вернувшись в СССР, Вишневская ушла от Рубина и вышла замуж за Мстислава. Их счастливый союз был не только супружеским, но и творческим: они концертировали вдвоем – Вишневская пела в сопровождении аккомпанемента Ростроповича на рояле. Также выступала в сопровождении Национального симфонического оркестра США под управлением супруга.

В 1956 году родилась дочь Ольга, а в 1958 – Елена.

С мужем Мстиславом Ростроповичем и дочерьми

С мужем Мстиславом Ростроповичем и дочерьми

Мстислав Леопольдович умер в 2007.

Обе дочери стали музыкантами, Ольга – виолончелистка, а Елена – пианистка.  Ольга руководит музыкальным фондом М. Ростроповича и является художественным руководителем Центра оперного пения Галины Вишневской. Замужем, у нее два сына. Елена руководит благотворительным медицинским фондом Вишневской – Ростроповича. Дважды была замужем, у нее четверо детей, три сына и дочь.

Достижения

Галина Вишневская – выдающаяся всемирно известная советская и российская певица, лирико-драматическое сопрано. В Большом театре исполнила более 20 оперных партий. Ее главные достижения – партии Марфы («Царская невеста»), Купавы («Снегурочка»), Аиды, Катерины Измайловой, Тоски (в одноименных операх), Наташи Ростовой («Война и мир»). Вокальные циклы для нее создали выдающиеся композиторы Д. Шостакович, Б. Бриттен, Б. Чайковский, М. Ландовски, К. Пендерецкий.

Усилиями Вишневской в Москве создан Центр оперного пения, в течение десяти лет она возглавляла его, организовывала и сама занималась вокально-педагогической деятельностью на основе богатейшего сценического опыта и глубоких знаний природы вокала.

Обладательница огромного количества почетных званий, наград и премий, в том числе полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Имеет почетные звания:

  • Заслуженная артистка РСФСР (1955)
  • Народная артистка РСФСР (1961)
  • Народная артистка СССР (1966)


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *