Евгений Гришковец: биография и личная жизнь


Гришковец Евгений Валерьевич

ФИО: Гришковец Евгений Валерьевич
Дата рождения: 17 февраля 1967 г. (57 лет)
Место рождения: Кемерово
Знак зодиака: Водолей
Деятельность: Актер, театральный режиссер, писатель, музыкант, телеведущий

Детство, образование, армия

Евгений Валерьевич Гришковец родился 17 февраля 1967 года в сибирском промышленном городе Кемерово и прожил в нём 30 лет. В дошкольном возрасте некоторое время находился в Ленинграде, где глава семьи Валерий Борисович получал экономическое образование и защищал кандидатскую диссертацию.

Возвратившись в Кемерово, отец стал преподавать в университете экономику и вырос до замдекана, а мать Софья Николаевна стала доцентом института пищевой промышленности и читала лекции по теплотехнике и термодинамике. В семье, кроме Евгения, родился сын Алексей. Бабушка, учительница биологии, и дед, директор школы, в значительной степени повлияли на воспитание внуков.

Евгений Гришковец в детстве (с отцом и дедом)

Евгений Гришковец в детстве (с отцом и дедом)

В 1984 году Евгений окончил школу. Идти по стопам родителей не позволило плохое знание точных наук. Он интересовался рок-музыкой, фотографией, пересмотрел фильмы Тарковского, Куросавы, Феллини. Но главным увлечением были книги. Так было решено поступать на филологический факультет университета в своём городе. Такой выбор был логичным для юноши, который с детства перечитал много приключенческой литературы, произведения Гюго, Диккенса, Д. Лондона, Эдгара По, Достоевского, Булгакова, поэтов, не изучаемых в школе.

На втором курсе пришлось идти в армию. Студента призвали на Тихоокеанский флот и направили на Дальний Восток. Местом службы стал остров Русский, а затем посёлок Заветы Ильича вблизи города Советская Гавань Хабаровского края. Годы в армии оставили в памяти картины унижений, бессмысленной жестокости воинского начальства и ощущение вычеркнутого из жизни времени. Это позже было впечатляюще передано в произведении-монодраме «Как я съел собаку». В 1988 году служба осталась позади.

В молодости

В молодости

Страницы жизни и творчества

Театральная деятельность

  • После армии перед молодым человеком стояли две задачи: закончить вуз, как дело обязательное, и заняться пантомимой, что было потребностью души. Впервые увидев представление артистов этого жанра в год выпуска из школы, Евгений заболел этим искусством. Став студентом, он нашёл путь в студию пантомимы в своём городе и преуспел в занятиях, выступал в студенческих концертах, а позже в армейской самодеятельности.
  • Возвращение в 1988 году в университет стало и временем создания театра пантомимы, который имел в городе свою студию. Утратив помещение, он приютился при студклубе универа, а актёров, вместе с Евгением, осталось всего двое. При этом дуэт «Мимоходъ» имел успешные выступления, признание на всесоюзном студенческом фестивале «Юморина», победу на международном фестивале пантомимы. Развивая пластику тела, Евгений попутно научился танцевать в стиле брейк-данс. Он даже стал чемпионом Западной Сибири, оказавшись на студенческой конференции в Новосибирске, где в это время проходил чемпионат по брейку.
  • Но после двух лет занятия пантомимой утратили перспективу, как и дальнейшая учёба в университете (оставалось ещё 2 курса). В начале лета 1990 года на фоне общего кризиса в обществе возникло желание эмигрировать в Европу. Попытка найти работу и обосноваться в Германии закончилась разочарованием и возвращением через два месяца на родину и в стены университета.
  • Учёба пошла своим чередом, а в личной жизни на первом месте оказалась идея выйти за рамки пантомимы и создать свой «живой» театр, не похожий на рутинный областной драмтеатр, вызывавший скуку и уныние. Так, в 1990 году Гришковец организовал в своём городе молодёжный театр «Ложа» и с первым спектаклем «Мы плывём» прогремел на всесоюзном фестивале СТЭМов. Ради занятий театром он перевёлся на заочное отделение.
  • Потом была постановка «Полное затмение». А следующая, «Титаник», стала визитной карточкой театра. Она не имела ничего общего с одноименным фильмом, который появился позже. Кемеровцы умирали со смеху на этом представлении. Юмор, ирония, шарж стали отличительными чертами стиля Евгения Гришковца. Всего за время работы в «Ложе» (до 1998 года) им было поставлено 8 спектаклей. Театр побывал на многих фестивалях в стране и за рубежом и имел успех у зрителей и критиков. Пьеса «Осада» была позже, в 2003 году, поставлена автором в московском МХАТе и переведена на многие языки.
  • Последний спектакль «Ложи» – «Было тихо», был успешно показан в Москве, но в то же время обозначил кризис в творческом пути автора, который перерос рамки самодеятельного провинциального театра.
  • В 1998 году созрело решение поменять постоянное место жительства и переехать в Калининград, сменив сибирский климат на среднеевропейский. В творческом плане этот год стал началом авторского театра Евгения Гришковца: он показал зрителям Москвы моноспектакль «Как я съел собаку» и отправился с ним в гастрольную поездку по стране, а потом за рубеж.
  • В 2000 году эта работа была отмечена высшей российской театральной премией «Золотая маска» в двух номинациях: «Новация» и «Приз критиков».
  • С 1998 по 2018 годы Е.В. Гришковцом было написано 14 пьес. Большая часть вошла в репертуар личного авторского театра. Постоянные гастроли стали ещё одной стороной его деятельности. Драматург, режиссёр и актёр соединились в одном лице в 8-и постановках, которые прошли с неизменным успехом на десятках сцен:
    • 1998 — «Как я съел собаку».
    • 2001 — «Планета».
    • 2008 — «Дредноуты».
    • 2009 — «ОдноврЕмЕнно».
    • 2009 — «+1».
    • 2012 — «Прощание с бумагой».
    • 2015 — «Шёпот сердца».
    • 2018 — «Предисловие».
    • 2021 — «Между делом».
  • В 2004 году за уникальный личный «театральный марафон» Евгений Гришковец был внесён в Книгу рекордов Гиннесса. Он за один день на фестивале «Золотая маска», 13 марта, показал все свои моноспектакли.
  • В 2007 году автор-исполнитель получил медаль «Символ науки» (номинация «Символ науки – человек искусства») – за спектакли «Планета» и «Одновременно», которые пропагандируют знания.
  • В 2017 году, пройдя 50-летний рубеж, Евгений Валерьевич отметил юбилей премьерой специально написанной пьесы «Весы» на сцене театра МХТ имени Чехова. Он выступил постановщиком, а сыграли в его спектакле известные артисты И. Золотовицкий, Н. Чиндяйкин и другие.
  • В 2020 году во время встречи с читателями в магазине книг «Polaris» Гришковец поделился планами работы над драмой «Собрание сочинений». Она не станет моноспектаклем, так как главная героиня – женщина элегантного возраста, которая в связи с переездом ищет место, куда определить книги своей библиотеки. Интрига в том, что это место окажется очень неожиданным.
  • В 2022 году 1 ноября Евгений Гришковец в первый раз сыграет роль самого себя в спектакле «Монолог-концерт» в Магнитогорске на сцене Дворца культуры металлургов им. С. Орджоникидзе.

Театральный режиссер Евгений Гришковец

Е.В. Гришковец как писатель-прозаик

  • Первыми литературными произведениями, написанными не для сцены, стали «Записки русского путешественника» и «Зима», за которые автор получил в 1999 году премию «Антибукер» как за наброски к пьесам.
  • В 2004 году был напечатан первый роман – «Рубашка». Жюри российской премии «Букер» назвало её дебютом года и внесло в «длинный список», что говорило о признании литературных достоинств книги.
  • С 2005 по 2020 годы в литературном творчестве писателя появились произведения малых и больших прозаических жанров. Из печати вышли:
    • 2005 г. – повесть «Реки». (Первая повесть автора, она посвящена теме любви к малой родине).
    • 2006 – 2007 гг. – сборники «Планка» (8 рассказов, написанных от первого лица) и «Следы на мне» (9 рассказов, связанных темой детства и юности).
    • 2008 г. – роман «Асфальт». (В 2009 году удостоен премии «Серебряный слиток», учреждённой радиостанцией «Серебряный дождь»).
    • 2010 г. – повесть «А … а». (Рассуждение о том, как русский человек видит Америку).
    • 2014 г. – сборник «Боль». (Включает повесть «Непойманный» и два рассказа).
  • Отдельный пласт литературы, созданной Е.В. Гришковцом, составляют книги на основе дневниковых записей в интернет-ресурсе «Живой журнал». Таких книг за 10 лет (с 2008 по 2017 годы) было издано 8. Из них самой интересной является «Почти рукописная книга» (2013 г.), написанная по следам экспедиции 2012 года «Русская Арктика» на корабле «Профессор Молчанов». Писатель был участником этой экспедиции в дальнее Заполярье.
  • В 2018 году Е. Гришковец издал большой эпический художественный труд «Театр отчаяния. Отчаянный театр. Мемуарный роман». Он имеет автобиографическую основу, как и спектакль «Предисловие», созданный на его материале в том же году.
  • Самыми свежими литературными изданиями автора являются появившиеся в 2020 году эссе «Водка как нечто большее» и сборник «Узелки». Книга «Узелки», написанная во время covid-карантина, состоит из 8-и глав, посвящённых воспоминаниям о самых острых и жгучих событиях, которые есть в жизни каждого человека и которые по разным причинам не уходят из памяти.

Участие в кино- и телепроектах

  • Увлечённость Гришковца зрелищными видами искусствами привела его не только на сцену, а и на съёмочную площадку. В кинематографе у него немало работ – полтора десятка фильмов, хотя главных ролей – две. Это литредактор Александр Семёнович в украинской картине «Окна» (2009 г.) и бизнесмен Саша в «Сатисфакции» (2010 г.). В последней ленте он является, плюс ко всему, сценаристом и продюсером.
  • Роли второго плана, сыгранные этим артистом на экране, тоже очень яркие и запоминающиеся. Такие, например, как: Сева («Прогулка», 2003 г.); Галахов («В круге первом», 2006 г.); отец Иоанн («Частица Вселенной», 2017 г.); хирург Лавров, муж героини («Обычная женщина», 2018 г., «Обычная женщина-2», 2020 г. с Анной Михалковой в главной роли). В 2021 г. снялся в фильмах «Грозный Папа», «Молоко», «Инсомния».
  • Работа на телевидении, как и в кино, носила эпизодический характер как воплощение краткосрочных планов. Так, на канале СТС год с небольшим (январь 2006 – март 2007-го) выходила авторская передача «Настроение с Евгением Гришковцом». В «карантинный» 2020 год Евгений Валерьевич подготовил на ютубе интернет-проект «Ужин с Гришковцом». С апреля по июнь автор в онлайн-режиме приглашал зрителей к себе домой на трапезу, которая сопровождалась интересной беседой и ответами на вопросы зрителей.
В проекте «Ужин с Гришковцом»

В проекте «Ужин с Гришковцом»

Личная жизнь, увлечения

С детства Евгений Гришковец воспитывался и рос в дружной интеллигентной семье. По её подобию позже создал свою, считая семью и дом ядром человеческого бытия. Его женой стала студентка того курса и той группы, куда он пришёл после армии продолжать филологическое образование. Елена является единственной, кому Е. Гришковец предложил руку и сердце. Свадьба состоялась через три года после знакомства, в августе 1992 года.

С женой

С женой

У супругов родилось трое детей. Наталья 1995 г.р. Сын Александр, 2004 г.р., и младшая дочь Мария, появившаяся на свет в 2010 году. Старшая дочь – гордость отца. Девушка пишет стихи, обладает красивым вокалом. Её композиции «Весна у окна» и «Беги» стали очень популярны и звучали на всех радиостанциях.

Со старшей дочерью

Со старшей дочерью

Увлечение музыкой разделяют в семье жена Евгения Валерьевича, которая хорошо поёт, и он сам. Любовь к рок-музыке у него со школьных лет. При этом он, признаваясь, что не имеет ни голоса, ни слуха, нашёл свой способ приобщиться к этому искусству.

Артист вплетает в музыкальную композицию, исполняемую профессионалами, свой голос-речетатив, произнося ритмизованный текст, несущий смысловую нагрузку. На этом принципе с 2002 года строилась работа с группой «Бигуди», с которой записано 8 альбомов, а в 2013 году – с грузинским ансамблем «Мгзавреби» (альбом «Ждать – жить – ждать).

Создатель уникального театра

Из всех граней творчества Евгения Гришковца современники на первое место ставят его неповторимый театр, который начался в 1998 году спектаклем «Как я съел собаку». За 24 года создано более 10 таких постановок, в которых автор выступает во всех ипостасях: драматурга, режиссёра, актёра, а также художника, музыкального редактора, костюмера.

Секрет успеха этой универсальной авторской работы – в огромном жизнеутверждающем таланте, неподдельной любви к искусству и зрителю. Необычность и уникальность данного опыта отражена в названии наград, полученных артистом: национальная премия «Триумф» (2000 г.), премия «Русский бриллиант» в номинации «Исключительность» (2007 г.).


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *