Полное имя: | Эдвард Мунк |
Дата рождения: | 12 декабря 1863 г. |
Место рождения: | Лётен, Хедмарк, Норвегия |
Знак зодиака: | Стрелец |
Деятельность: | Художник, живописец, график |
Дата смерти: | 23 января 1944 г. (80 лет) |
Детские и юные годы
Эдвард Мунк, которого причисляют к первым художникам-экспрессионистам, родился 12 декабря 1863 года в норвежской коммуне Лётен губернии Хедмарк. Отец будущего художника – военный врач Кристиан Мунк, мать – Лаура Катрина Мунк (Бьёльстад). Эдвард – второй из четверых детей. Семья то и дело переезжала в связи со службой отца и поисками дешевого жилья.
Тем не менее родные Эдварда были развитыми в культурном и духовном отношении людьми. Среди родственников есть ученые и деятели искусств, дедушка был известным проповедником, отец, по признанию Мунка, отличался болезненной религиозностью. Рисовать Эдвард начал с детства.
Главные события в жизни и творчестве
В раннем детстве и юности будущий художник жил в Христиании (старое название норвежской столицы). В 5 лет он лишился матери – она умерла от чахотки. Спустя 10 лет та же болезнь унесла любимую сестру Софию, которой он позже посвятил картину «Больная девочка», а у другой сестры, Лауры, стали проявляться признаки тяжелого психического заболевания. Сам художник тоже не отличался крепким физическим и душевным здоровьем. Пережитые события заставили Эдварда усомниться в христианской вере, повлияв на формирование трагического восприятия мира.
- 1879 год – Мунк становится студентом технического колледжа и преуспевает в точных науках.
- 1880 год – оставляет занятия, чтобы учиться рисовать, несмотря на неодобрение отца. Его поддерживают родственники, в том числе художник Фриц Таулов.
- 1881 год – поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Начинает заниматься живописью и общаться с творческой богемой столицы, в том числе с повлиявшим на него писателем Хансом Егером, близким по взглядам к анархистам.
- 1883 год – впервые демонстрирует зрителям картины «Этюд головы» и «Девушка, разжигающая плиту».
- 1884 год – при содействии Фрица Таулова добивается стипендии и на эти деньги впервые едет во Францию.
- 1886 год – пишет картину «Больная девочка», вызвавшую обвинения в небрежности и непрофессионализме, а вслед за ней – несколько более консервативных по стилю портретов, пейзажей и жанровых сценок. Осенью во второй раз едет в Париж, где изучает стили современной живописи, особенно импрессионизм и пуантилизм, учится работе с цветом у Леона Бонна. В декабре Мунк узнает о смерти отца, но поскольку письмо приходит с опозданием, не успевает на его похороны. Художник впадает в депрессию, уходит от общения с людьми. Приходит понимание, что героями картин должны становиться «реальные люди» и их боль. Рождается картина «Ночь в Сен-Клу» (некоторые критики предполагают, что сидящий у окна мужчина – отец Мунка незадолго до смерти).
- 1890 год – возвращается на родину и вновь участвует в выставках, встретив более теплый прием. В конце года – третья поездка в Париж и знакомство с живописью Ван Гога и Гогена. В это время формируются черты, характерные для художника-экспрессиониста: простота форм, выразительность линий и символизм образов. В новой манере он создает картину «Меланхолия» и начинает работу над циклом произведений «Фриз жизни».
- 1892-93 годы – устраивает выставки в Норвегии и Германии, вызвавшие противоречивые отклики. Пробует себя в техниках офорта, литографии и гравюры.
- 1893–1902 годы – пишет четыре экземпляра «Крика», наиболее знаменитой и дорогой картины.
- 1902 год – презентует «Фриз жизни» в Берлине. Успех. Темы 22 картин – ревность, одиночество, размышления о любви и смерти. В изображении страдания художник видит способ освободиться от переживаний, избежать «внутреннего ада». Начинает рисовать более просто и грубо.
- 1908 год – лечится от душевного расстройства в копенгагенской клинике.
- 1916 год – приобретает виллу Экелю рядом со столицей, увлекается разведением овощей и домашней птицы.
- 1930 год – после кровоизлияния в глаз почти перестает рисовать.
- 1940 год – остается в оккупированной фашистами Норвегии, испытывает тревогу за свою судьбу и картины.
- 23 января 1944 года – Мунк умирает в Экелю в возрасте 80 лет. Согласно завещанию, все творческое наследие художника передано городу.
- 1963 год – в Осло создается музей Мунка, который до 2015 года был правообладателем его произведений. Позже они становятся достоянием общественности.
Личная жизнь художника
Эдвард Мунк ни разу не был женат и не имел детей. На протяжении жизни художник пережил несколько непростых романов, подорвавших и без того слабое душевное здоровье.
Первая любовная история произошла в 1885 году. Эдвард познакомился с невесткой дальнего родственника Фрица Таулова Милли. Эта женщина слыла легкомысленной и не относилась к роману серьезно, тогда как Мунк воспринимал возникшие отношения очень остро. Его мучило сознание греховности связи с замужней дамой – сказалось воспитание в религиозной семье.
Большинство критиков считает, что Мунк ни разу не рисовал Милли – другие видят ее образ в картинах «Лунный свет» и «Голос». Отношения длились 6 лет, после чего прекратились, потому что Милли не только не ушла от мужа, но и завела еще одного кавалера.
Вторая любовь настигла художника в 1892 году – его музой стала красавица норвежка Дагни Юль, которая, однако, вышла замуж за приятеля Мунка польского писателя Станислава Пшибышевского. Мучимый любовью и ревностью, Эдвард изображал Дагни на своих картинах неоднократно, но были ли между ею и Мунком близкие отношения – до сих пор неизвестно.
Но самой мучительной стала связь художника с Туллой, или Матильдой Ларсен, молодой богатой девушкой из Норвегии, – она началась в 1898 году. Тулла окружила его любовью и роскошью, но оказалась весьма навязчивой и одержимой, буквально преследуя Эдварда и угрожая покончить с собой, если тот на ней не женится.
Однажды, в попытке забрать у Матильды пистолет, художник прострелил себе руку и попал в больницу. Это случилось в 1902 году. Тогда они окончательно разорвали отношения. Годом позже Мунк начал переписываться с английской виолончелисткой Эвангелиной Маддок, которую публика знала как Эву Мудоччи, был увлечен ею некоторое время. Одни исследователи говорят, что она родила от него близнецов, другие – что влюбленные ни разу не виделись, а лишь обменивались письмами.
Больше возлюбленных у Мунка не было – умер он в одиночестве.
След в живописи и культуре
Эдвард Мунк считается самым главным художником Норвегии. Его еще называют протоэкспрессионистом, потому что он обозначил в своем творчестве основные черты экспрессионистической живописи, которая позднее, в 1910-е, начала развиваться в Австрии.
Влияние живописи Мунка испытали Густав Климт, Оскар Кокошка, Эгон Шиле. «Крик» – символ мироощущения человека, живущего в XX веке (последняя из четырех версий картины была написана в 1902 году), главный узнаваемый образ экспрессионистической живописи. Ее настроение – отчаяние, ожидание катастрофы.
Произведение, впрочем, не раз становилось объектом пародий и издевательств, а также было использовано в одноименной серии фильмов ужасов. Вероятно, это попытка осмыслить картину в реалиях нового века и снизить тревогу, которую «Крик» вызывает у зрителя.