Полное имя: | Джованни Лоренцо Бернини |
Дата рождения: | 7 декабря 1598 г. |
Место рождения: | Неаполь, Италия |
Знак зодиака: | Стрелец |
Деятельность: | Архитектор, скульптор |
Дата смерти: | 28 ноября 1680 г. (81 год) |
Джованни Лоренцо Бернини – яркий представитель стиля барокко в архитектуре и скульптуре. Его творчество отличает пластичность, выразительность, динамичность и, в некоторой степени, скандальность для своего времени.
Бернини, будучи личностью разносторонней, участвовал в театральных постановках, оформлял спектакли, был искусным декоратором, увлекался живописью. Современники и восхищались, и резко критиковали Бернини. Его неповторимая манера в создании своих шедевров вызывала яростное неприятие со стороны сторонников академического классицизма.
В нем видели бунтаря и разрушителя традиций, чрезмерная реалистичность его искусства и способность буквально оживить камень шокировала людей. Но, несмотря на это, благосклонность правящих кругов к его творчеству позволила сохранить бесценные шедевры, которые мы можем наблюдать и по сей день.
Детство и юность
Дж. Бернини появился на свет 7 декабря 1598 в семье Анжелики Галанте (неаполитанки) и флорентинца Пьетро Бернини, в г. Неаполь. Семья была очень многочисленной: вместе с Джованни жили еще 12 братьев и сестер.
Отец мальчика – действующий скульптор, поддерживающий дома атмосферу искусства и творчества. Свои первые работы Бернини выполнил под руководством отца, но уже в них проявилось его дарование. Чуть позже он вспоминал, что его взгляды на скульптуру и архитектуру были сформированы, главным образом, под влиянием культуры античной Греции.
В возрасте 7 лет Дж. Бернини переехал в Рим, ближе к основным заказчикам отца, часто наблюдает за его работой, а уже через год Джованни самостоятельно сделал набросок головы Св. Петра, чем привел окружающих в крайнее изумление.
В течение ближайших десяти лет молодой мастер оттачивает свое мастерство и к 16 годам о нем уже говорят, как о сложившемся скульпторе.
Краткая биография
- 1614 г.− одна из первых значимых работ юного скульптора «Мученичество Святого Лаврентия».
- В 1615 году изготовлен портретный бюст для епископа Сантони, впоследствии установленный на надгробии заказчика.
- 1618 г. − кардинал Сципионе Боргезе, племянник папы Павла V, заказывает у Дж. Бернини портретный бюст папы. Основная работа выполнена из мрамора, ее копия − из бронзы.
- В 1619 г. создание скульптурной композиции – «Эней и Анхиз».
- 1621 г. − изготовление бюста действующего тогда папы Григория VX, далее понтифик делает заказ еще на два произведения. В знак признания таланта молодого скульптора, папа Григорий VX жалует ему рыцарский крест и к 1622 году Дж. Бернини становится уже признанным аристократом.
- С 1622 по 1625 г. появляются такие скульптуры как «Давид», «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна». В дальнейшем объем и монументальность выполненных заказов только возрастала.
- В 1629 году Бернини назначен главным архитектором собора Св. Петра. На основе его идей и под его началом в 20−х годах XVII века создаются знаменитые памятники, ставшие воплощением стиля барокко. Фактически Бернини получил зеленый свет на осуществление своих самых смелых замыслов.
- С 1624 по 1634 год идут обширные работы в соборе Св. Петра. В главном нефе собора строится киворий из бронзы (в России употребляют название «алтарная сень»). Такое сооружение в виде балдахина строилось над мощами святых, в данном случае − на месте захоронения Св. Петра.
- 1636 г. для автора выдался плодотворным и, вместе с тем, довольно сложным. Папа Урбан VIII стремился поскорее завершить внешний облик собора Св. Петра и периодически поторапливал главного архитектора. Требовалось доделать сооружение двух колоколен собора, основания для которых уже были сложены десятилетием ранее. Бернини взялся за эту работу, однако, из-за ошибок предыдущего архитектора, на сооружении стали распространяться трещины. В 1646 г. уже построенные стены пошли под снос, что весьма подорвало репутацию Бернини.
- 1642 г. − спроектирован и сооружен фонтан Тритона. Он был воздвигнут на площади Барберини в период правления папы Урбана VIII.
- 1647−52 гг. – по заказу кардинала Ф. Корнаро создается алтарная группа «Экстаз Святой Терезы» (в церкви Санта-Мария-делла-Витториа в Риме).
- 1648−1651 гг. период создания Фонтана Четырёх рек − один из самых известных фонтанов Рима на площади пьяцца Навона. Четыре реки (Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плата) символизируют четыре части света (Африку, Азию, Европу и Америку).
- 1657−66 г. – оформляется Кафедра Св. Петра. Находится в апсиде собора Св. Петра и содержит в себе христианскую реликвию, трон, по преданию принадлежащий апостолу Петру.
- В этот же период начинается отделка площади Св. Петра и строительство знаменитой колоннады Бернини, проект которой утвердил папа Александр VII. Ансамбль отстраивался в течение 10 лет.
- 1663−1666 гг.− королевская лестница Скала Реджа − главный вход в парадную резиденцию Папы. Лестница соединяет собор Св. Петра с Ватиканским дворцом.
- Несмотря на преклонные годы, в 1665 г. в возрасте 67 лет мастер отправляется в Париж по приглашению французского короля с проектом нового фасада Лувра. Здесь он выполняет заказ на мраморный бюст и статую Людовика XIV на коне.
- Одной из последних работ Бернини стала скульптура «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони», созданная мастером в 1674 году как надгробие. Несколькими годами ранее блаженная Людовика была канонизирована.
- Бернини скончался 12 ноября 1680 г. в Риме и оставил после себя богатое наследие, которое известно далеко за пределами итальянской столицы.
Личная жизнь
Знаменитый скульптор вступил в брак довольно поздно. В мае 1639 года, когда ему был 41 год, он женился на Катерине Тецио, на момент свадьбы ей было 22 года. Супруга подарила ему 11 детей и один из сыновей Бернини, Доменико, стал личным биографом своего отца.
В конце 30−х годов, еще до женитьбы, у Бернини случился роман с Констанцей Бонучелли. Дама была замужем за одним из его помощников, но влюбленных это не смущало.
Позднее Бернини создал бюст Констанцы, что явилось первым изображением не аристократки в мраморе. Но, кроме этого, Констанца состояла в тайных отношениях с братом Бернини. Узнав об этом, скульптор пришел в ярость, хотел убить брата и порезать лицо Констанции. В итоге за прелюбодеяние она была заключена в тюрьму, а мраморный бюст чудом уцелел.
Вывод
Современники, знавшие архитектора Бернини, упоминали его в своих воспоминаниях как человека жизнерадостного, остроумного и очень трудолюбивого.
Признанный при жизни гений барокко, он был увековечен на купюре в 50000 лир, где на обороте изображалась его статуя Людовика XIV на коне. Этот же монумент был установлен на площади у входа в Лувр. Кроме этого, имя Бернини получил кратер на планете Меркурий.