Карл Фаберже — биография ювелира


Петер Карл Густавович Фаберже

Полное имя: Петер Карл Густавович Фаберже
Дата рождения: 18 (30) мая 1846 г.
Место рождения: г. Санкт-Петербург, Российская империя
Знак зодиака: Телец
Деятельность: Ювелир
Дата смерти: 24 сентября 1920 г. (74 года)

Фамилия Фаберже у большинства сегодня ассоциируется исключительно с ювелирными пасхальными яйцами. Для этого есть основания. Но мастер занимался не только этим – он был также способным реставратором исторических ценностей и талантливым организатором производства.

Карл Фаберже сортирует драгоценные камни, около 1905 года

Карл Фаберже сортирует драгоценные камни, около 1905 года

Детские годы и юность

Петер Карл Фаберже был уроженцем Петербурга и появился на свет 18 (30 по новому стилю) мая 1846 года. Официально он считался балтийским немцем. Однако предки его отца были французскими гугенотами, эмигрировавшими из-за преследований на родине, так что по происхождению фамилия Фаберже чисто французская. В связи с этим в литературе и самого Петера Карла часто именуют Шарлем, на французский лад.

Можно сказать, что молодому человеку на роду было написано стать ювелиром, разработчиком драгоценных изделий и главой крупной фирмы. Его отец, Петер Густав (1814-1893) в 1842 году открыл в Петербурге ювелирное дело. Мать, урожденная Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского живописца. О других детях в семье сведений нет.

Петер Густав Фаберже, 1860-ые

Петер Густав Фаберже, 1860-ые

Карл изначально готовился продолжать отцовское дело. Он учился в петербургской гимназии, затем изучал ювелирное дело в Дрездене, куда в 1860 году перебралась его семья. Учился он и во Франкфурте у мастера Йозефа Фридмана, а в Париже прослушал курс экономических наук.

Не то в 1864-м, не то в 1867-м году (по поводу даты есть сомнения) Карл Фаберже вернулся в Петербург, где продолжала работу созданная его отцом фирма. Теперь его руководителем стал партнер Фаберже-старшего Езекия Пендин.

Надо сказать, что фирма Фаберже-старшего была довольно скромной. По сути это была мастерская, где производили посредственного дизайна украшения с драгоценными камнями. И молодой Карл очень быстро перерос этот уровень.

Создание ювелирной легенды

Карл Фаберже сам владел ювелирным ремеслом и был способен изготовить стоящую вещь собственными руками. Но прославился он все же благодаря работе не руками, а головой – его самые знаменитые идеи воплощали в жизнь другие, специально подобранные, мастера.

  1. После возвращения в Петербург (скорее всего с 1867 года) Карл Фаберже стал работать в Эрмитаже, реставрируя исторические драгоценности из дворцовой коллекции. Таким образом он получил возможность изучать стиль и художественные приемы лучших мастеров прошлого.
  2. В начале 1870-х (называют 1870-й и 1872-й годы) молодой ювелир официально занял место своего отца в руководстве фирмой (Фаберже-старший фактически удалился от дел после переезда в Дрезден). Внимание нового руководителя семейного дела привлекал новаторский стиль модерн. Также он был сторонником приоритета художественности ювелирного изделия над его номинальной стоимостью. Наряду с золотом, бриллиантами и драгоценными камнями Карл Фаберже использовал дерево, олово, кварц, недорогие самоцветы. Также он очень любил технологию эмали.
  3. Знаменитым имя Карла Фаберже стало в 1882 году. Изделия его фирмы (являющиеся копиями и вариациями на тему древних драгоценностей античного времени) были выставлены на Всероссийской художественно-промышленной выставке. Они привлекли внимание императора Александра III и его жены.
  4. В 1885 году ювелир получил первый высочайший заказ – от императора на пасхальный подарок любимой супруге. Этим подарком стало первое «яйцо Фаберже», называемое «Куриным». Белая эмаль имитировала скорлупу, а внутри яйцо было устроено по принципу матрешки: золотой желток скрывал в себе золотую же курочку, внутри которой пряталась крошечная драгоценная корона и рубиновое яичко-кулон. Подобные изделия были популярны несколько ранее в Дании, а императрица была датской принцессой.
  5. После изготовления первого пасхального подарка императрице Карл Фаберже получил официально право именоваться поставщиком императорского двора. Это было почетное звание, дававшее целый ряд привилегий.
  6. В этом же 1885 году работы Фаберже получили награду международной выставки в Нюрнберге.
  7. В 1888 году успех был повторен в Копенгагене.
  8. В 1896 году в компании Фаберже работало уже 455 человек. Он сам присматривался к мастерам на разных выставках и других мероприятиях и отбирал себе лучших. Это были не только русские подданные – Фаберже брал работников любых национальностей, ориентируясь только на их способности.
  9. В честь коронации Николая II, состоявшейся в мае 1896 года, фирмой Фаберже было создано особенное «коронационное» яйцо, в котором скрывался точный макет коронационной кареты. Ювелир Георг Штейн работал над нею более года, до 16 часов в день.
  10. В 1897 году изделия фирмы завоевали награду в Стокгольме.
  11. В 1899 году фирма Фаберже начала строительство большого четырехэтажного здания в Петербурге. Если ранее ее фактически составляла сеть мастерских, то теперь Карл Фаберже собирал своих работников под одной крышей. В этом же здании разместились магазин и личные апартаменты главы фирмы.
  12. В 1900 году фирма Фаберже завоевала золотую медаль Всемирной выставки в Париже. Сам ювелир удостоился награждения орденом Почетного легиона.
  13. В 1911 году Фаберже был присвоен статус придворного ювелира.
  14. В 1917 году фирмой Фаберже было изготовлено последнее пасхальное яйцо для императорской семьи. Всего их было 52 – по одному в год в правление Александра III и по два (для вдовствующей и правящей императриц) – при Николае II. Второе яйцо 1917 года осталось незаконченным – в связи с революцией. Всего же фирма изготовила не менее 71 яйца – кроме императора, их заказывали Юсуповы, Ротшильды, Нобель. Однако фирма обслуживала не только богатейших людей страны и мира – в ее ассортименте были также недорогие вещи (украшения, чарки, портсигары), доступные «среднему классу».
  15. После октября 1917 года все имущество фирмы Фаберже было национализировано – включая материалы, драгоценные камни и металлы. Уже готовые изделия потом массово оказывались в собственности зарубежных богатых коллекционеров, так как продавались для получения остро необходимой стране валюты в рамках процедуры, названной писателем Ю. Семеновым «бриллианты для диктатуры пролетариата».
  16. В 1918 году сам Карл Фаберже выехал за границу – сперва в Ригу, потом в Берлин, Франкфурт-на-Майне, Хомбург, Висбаден. Переезды были связаны с желанием убежать от революции, а революционные события в тот период разгорелись на множестве территорий.
  17. В Висбадене он прожил до мая 1920 года. Затем в связи с болезнью сердца семья вывезла его в город Лозанна в Швейцарии. Там Фаберже и умер от сердечного приступа 24 сентября 1920 года.
Ювелир Карл Фаберже

Ювелир Карл Фаберже

Личная жизнь

Будучи сам продолжателем отцовского дела, Карл Фаберже и детей своих желал видеть наследниками не состояния своего, но дела. И ему повезло – в личной жизни ювелира все сложилось идеально с точки зрения способного немецкого предпринимателя.

В октябре 1872 года Петер Карл женился на Августе-Юлии Якобс. Она стала его единственной супругой и похоронена с ним вместе на кладбище в Каннах. В этом браке родилось четыре сына.

Жена — Августа-Юлия Якобс

Жена — Августа-Юлия Якобс

Евгений (1874-1960) стал художником, причем преуспел не только в дизайне ювелирных изделий, но и в портретном жанре. Он имел профильное ювелирное образование и, переехав в 1923 году в Париж, стал вместе с братом организатором фирмы «Фаберже и Ко».

Агафон (1876-1951) оказался самым сложным и авантюрным из братьев. Он был оценщиком драгоценностей. С отцом поссорился в 1916 году из-за ложного обвинения в краже. После революции Агафон Фаберже в 1922-1927 гг. работал в Гохране, занимаясь оценкой. Затем нелегально перешел границу вместе с семьей и осел в Финляндии. Он жил в Хельсинки до конца дней. Источником существования была огромная коллекция марко – Агафон был выдающимся филателистом и располагал ценнейшими экземплярами.

Александр (1877-1852) был работником отцовской фирмы, а в 1919 году стал экспертом в Наркомпросе. Неизвестно, грозили ли ему какие-то реальные неприятности от новых властей, но Александр эмигрировал и стал в Париже компаньоном старшего брата Евгения.

Николай (1884-1939) не имел необходимости эмигрировать после революции. Он жил в Лондоне с 1906 года, работая в британском филиале отцовской фирмы.

Есть также сведения, что уже в почтенном возрасте (после 50 лет) Карл Фаберже увлекся некоей Амалией Крибель, чешской певицей. Периодически он выезжал в путешествия в ее обществе, хотя о разводе с женой и речи не было. Во время Первой мировой войны выяснилось, что Амалия Крибель работает на разведку Австрии и Германии. Из-за связи с ней у Фаберже даже были неприятности.

Союз таланта и оборотистости

Карл Фаберже не был просто талантливым и трудолюбивым мастером-ювелиром или просто оборотистым дельцом, умеющим найти спрос на свой товар и получить доход хоть из воздуха. В нем соединилось то и другое, причем в весьма удачной пропорции.

Фаберже сам владел ремеслом ювелира, по-настоящему понимал, что и как в этом деле происходит чисто технически. Обладал он и развитым художественным вкусом, который не ленился совершенствовать. В результате он был способен сам разрабатывать для своей фирмы уникальные изделия (хоть и те же пасхальные яйца с сюрпризами), и проекты были пригодны для реализации. На деле ведь довольно сложно сделать грамотный проект какого-либо изделия, если не иметь представления о технологии его производства – недолго невозможное напридумывать!

Яйца Фаберже

Яйца Фаберже

Личная ювелирная практика помогала Фаберже и в выборе талантливых работников. Он без труда мог оценить уровень квалификации мастера, изучив его изделие или понаблюдав за работой.

А еще он умел таких мастеров к себе переманивать, делать так, чтобы они хотели трудиться именно на него. Да, свои знаменитые яйца и множество других ценных вещей Фаберже делал не сам – он только организовывал производство. И тут вступали в дело его оборотистость дельца и организаторские способности. Он мог наладить производство так, чтобы там все работало хорошо и приносило большой доход.

Результатом же такого симбиоза стали вещи, имеющие огромную художественную ценность. Конечно, жаль, что большинство из них потеряны для России, в том числе и из-за необходимости обмена их на продовольствие или производственное оборудование (хотя ныне кое-что возвращается обратно). Но художественные творения такого уровня и не могут с полным правом считаться принадлежностью одной страны или народа – это мировое достояние.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *