Борис Евдокимович Щербина — краткая биография


Щербина Борис Евдокимович

ФИО: Щербина Борис Евдокимович
Дата рождения: 5 октября 1919 г.
Место рождения: Дебальцево, Донецкая область
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Государственный и партийный деятель СССР
Дата смерти: 22 августа 1990 г. (70 лет)

Детство и юность

Борис Щербина родился 5 октября 1919 года в семье рабочего-железнодорожника Евдокима Григорьевича и Марии Артемьевны (девичья фамилия неизвестна) в поселении Дебальцево на Донбассе. О раннем детстве, как и о школьных годах, подтверждённой информации нет.

В 18 лет поступил на инженера в институт железнодорожного транспорта в городе Харьков. Здесь будущий общественный деятель стал заводить знакомства и участвовать в различных студенческих мероприятиях. Уже в 1939 году он был награждён грамотой Центрального комитета ЛКСМ Украины за активное участие в общественной жизни и хорошее обучение. Однако в этом же году началась советско-финская война, и Борис Евдокимович решил бросить обучение и записаться добровольцем в Красную армию в 316 отдельный лыжный эскадрон. Только в 1942 году ему удалось окончить институт и совсем непродолжительное время попробовать себя в профессии на Северо-Донецкой железной дороге.

Борис Щербина в молодости

Борис Щербина в молодости

Последующая карьера

Последующую жизнь Бориса Евдокимовича Щербина можно условно разделить на 2 промежутка: партийная деятельность и, как ни странно, окончание партийной деятельности. Помимо перечисленного стоит отдельно выделить работы по ликвидации последствий аварии и землетрясения. Однако всё по порядку:

  • Ещё во время обучения Борис Щербина вступил в областную партию, а после, в 1942 году, решил работать секретарём в Харьковском областном комитете ВЛКСМ.
  • Из-за оккупации Харькова армией III рейха 1941-1943 годов его перевели в Центральный комитет ВЛКСМ. Впрочем, пробыл Борис Щербина на этом месте недолго: после прекращения оккупации он вернулся на первоначальное место работы.
  • Во время Великой Отечественной Войны приступил к организации перевозки войск СССР по действующей железной дороге.
  • Вслед за объявлением победы Советского Союза Борис Щербина вновь решил учиться: поступил в Высшую партийную школу при ЦК ВКП и окончил её в 1948 году.
  • В это же время он стал активно заниматься партийной деятельностью: в 1950-1951 годах работал секретарём в Харьковском городском комитете КП(б).
  • В 1951-1956 годах стал работать секретарём в Иркутском обкоме КПСС в Сибири. Под его управлением было отстроено две гидроэлектростанции (одна в Иркутске, другая в Братске) и Ангарский нефтехимический комбинат, а также заложено два города (Ангарск, Шелехов).
  • Смотря на успехи молодого, наполненного энтузиазмом человека, Бориса Евдокимовича перевели в 1961 году в Тюменскую область всё на ту же должность. Он буквально поднял её с колен: под конец его руководства регион стал лидирующим по нефте- и газодобычи в Советском союзе. Помимо этого ввелось в эксплуатацию Шаимское нефтяное месторождение (к тому же первое в Западной Сибири на тот момент), он проложил железную дорогу «Тюмень-Сургут», включил отдалённые сибирские города в общую аэропортную сеть.
Борис Щербина на предприятии в Тюменской области

Борис Щербина на предприятии в Тюменской области

  • Естественно, власти обратили внимание на новые достижения Бориса Евдокимовича, и в связи с этим с 1973 года он стал занимать пост министра строительства предприятий нефтегазовой промышленности СССР. Он внедрял новые методы освоения топлива, автоматизировал процесс его добычи и обработки, начал расширять трубопроводы по Советскому союзу — их протяжённость за очень короткий период увеличилась вдвое. Это привело к тому, что СССР стал занимать лидирующие позиции в мире по добыче углеводорода.
  • В 1976 году, за многочисленные свершения под руководством Бориса Щербина его включили в Центральный комитет Коммунистической партии Советского союза. Он был депутатом в нескольких созывах Верховных Советов СССР и РСФРС.
  • Вскоре, 13 января 1984 года, Борис Евдокимович Щербина был назначен вице-председателем Совета Министров и вплоть до 1989 года блестяще исполнял свои обязанности.  За этот промежуток времени под его предводительством было совершено 2 действительно масштабных и требующих отдельного внимания проекта:
    1. Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской Атомной Электростанции в 1986 году. Руководил правительственной комиссией, 26 апреля этого же года отправился в командировку в Припять, где принял решение срочно эвакуировать население города (через 32 часа после взрыва). Он провел там немало времени несмотря на то, что состояние общественного деятеля с каждым днём ухудшалось (коллеги отмечали ежедневно усиливающийся кашель, хоть и сам Борис Евдокимович старался не жаловаться) и на то, что у него была возможность вернуться в Москву в любой момент. Это, конечно, было весьма благородным поступком. Борис Евдокимович Щербина с комиссией разрешил ряд важнейших на тот момент задач: был потушен пожар на станции, дезактивирована территория, построен новый городок Славутич.
    2. Ликвидация последствий землетрясения в Армении в 1988 году. Действительно ужасное происшествие, унёсшее за собой 25 тысяч человеческих жизней. Возглавленная Борисом Евдокимовичем комиссия привлекла к помощи более сотни стран и огромное количество международных спасателей и своевременно мобилизировала все ресурсы ради спасения более 500 тысяч выживших людей, а также организовала лечение пострадавших в больницах советских городов.
  • Ближе к концу 1889 года Борис Щербина решил выйти на пенсию: многие годы безустанной работы пагубно отразились на его здоровье.
  • Летом, в 1890 году в Политическое Бюро ЦК КПСС дошла записка от Бориса Евдокимовича, где он описывал плачевное положение страны на тот момент, точнее, последствия избрания Ельцина.
  • 22 августа 1890 года в Москве этот поистине великий человек скончался (на тот момент ему было полных 70 лет). Его похоронили в этом же городе на Новодевичьем кладбище. Точная причина смерти не установлена, однако многие убеждены в том, что именно продолжительное время пребывания в радиоактивной зоне сильно повлияло на общее состояние здоровья и сократило жизнь общественному деятелю.
Борис Евдокимович Щербина

Борис Евдокимович Щербина

Личная жизнь

О личной жизни Бориса Евдокимовича Щербина известно совсем немногое. Он состоял в счастливом браке с финансовым работником Раисой Павловной (девичья фамилия — Мисюра), которая родила ему сына Юрия. Вместе пара достойно воспитала ребёнка.

По одной заметке из газеты «Трибуна» 1999 года, «Борис Евдокимович не пил, не курил, не принимал презентов, не любил охоту, не ездил на рыбалку. Его хобби были книги, научные статьи и изредка шахматы». Общественный деятель практически никогда не уходил в отпуск, полностью отдаваясь своей любимой работе.

Также есть внук Борис.

С внуком Борисом, женой Раисой Павловной (слева) и мамой Марией Артемьевной

С внуком Борисом, женой Раисой Павловной (слева) и мамой Марией Артемьевной

След в истории

Таким образом, Борис Щербина внёс просто неоценимый вклад в развитие Советских Социалистических Республик в абсолютно разные направления и отрасли промышленности. О Борисе Евдокимовиче весьма душевно отзывались многие деятели, профессора, политики, акцентируя внимание на новаторстве его идей и на сердечности и открытости самого человека.

При жизни он был награждён двумя орденами Трудового Красного знамени (1957 и 1966 год), четырьмя орденами Ленина (1969, 1972, 1979 и 1983 год), орденом Октябрьской революции (1971) и назван «Героем социалистического труда» с вручением золотой медали «Серп и молот».

Борис Щербина

Борис Щербина

Помимо этого, в нулевые годы во всех постсоветских странах было выражено официальное признание политику: в 2009 году в родном городе Дебальцево ему присудили звание почётного гражданина, его бюсты, как и именные улицы, можно встретить не в одном городе России, Украины, Армении, Белоруссии и других республик (например, Тюмень, Ханты-Мансийск, Гюмри).


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *