Антонис ван Дейк — краткая биография


Антонис ван Дейк

Полное имя: Антонис ван Дейк
Дата рождения: 22 марта 1599 г.
Место рождения: Антверпен, Бельгия
Знак зодиака: Овен
Деятельность: Художник, живописец, рисовальщик, гравер
Дата смерти: 9 декабря 1641 г. (42 года)

Детство и юность

Антонис ван Дейк родился в Антверпене 22 марта 1599 года в религиозной и состоятельной семье. Его отец Франс ван Дейк был успешным фламандским купцом, хотя ранние исследования утверждали, что он занимался живописью по стеклу.

Мать Антониса славилась в городе как искусная вышивальщица, но ее не стало, когда мальчику минуло 8 лет. О детстве художника известно очень мало, но можно предположить, что ранние воспоминания о творчестве матери повлияли на дальнейший выбор профессии.

Антонис явно проявлял способности к рисованию. Известно, что уже в 1609 году он числился учеником-подмастерьем Генриха ван Балена, а тот, в свою очередь, учился в мастерской Адама ван Дорта, рука об руку с самим Рубенсом.

Ван Дейк получил строгую традиционную школу живописи – особое внимание его учитель ван Бален уделял строгости рисунка и кропотливой детализации. После возвращения Рубенса из Италии, где он впитал в себя свободу южного искусства, молодой и амбициозный Антонис стремился попасть в его мастерскую. Благодаря незаурядной одаренности ван Дейку это удалось. Он ассистировал Рубенсу, был самым умелым помощником, которому поручалась самая ответственная работа. Из всех простых подмастерьев он сразу выделился зрелой техникой письма и превосходной выучкой.

Автопортрет (1613-1614)

Автопортрет (1613-1614)

Краткая биография

  1. 1615 – Молодой художник Антонис ван Дейк открывает свою персональную художественную мастерскую, где работает вместе со своими младшими коллегами-подмастерьями.
  2. 1618 – Два года работает в мастерской Питера Пауля Рубенса. В его работу часто входило написание несложных фрагментов полотен, поэтому ван Дейк перенял некоторые черты живописи Рубенса, его яркую живописную манеру, варьировал свойственные ему композиции, образы и художественные приемы.
  3. 1618 – В возрасте двадцати лет избран членом гильдии художников Антверпена.
  4. 1620 – Ван Дейк служит при дворе английского короля Якова I, но вскоре едет обратно в Антверпен. Несмотря на приличное жалованье, работа не удовлетворяла творческие потребности художника, так как интерес к живописи в Англии был еще низок.
  5. 1621 – Начинается шестилетнее путешествие по Италии. Слава произведений итальянской живописи распространилась по всей Европе, поэтому меценаты охотнее оказывают покровительство художникам, побывавшим в Италии. Там ван Дейк вырабатывает собственный тип парадного портрета. Новый опыт освобождает его от сильного влияния произведений Рубенса. Художник живет в основном в Генуе, посещает Венецию, где впитывает колористические достижения местной школы.
  6. 1624 – Ван Дейк получает личный ангажемент в город Палермо от вице-короля Сицилии, чей портрет ему поручено написать. Кроме того, художнику заказано масштабное полотно для алтаря местной церкви. Эта работа становится самой значительной за период пребывания ван Дейка в Италии.
  7. 1627 – Антонис вновь живет в Антверпене, куда срочно приезжает из-за болезни и скорой смерти своей сестры.
  8. 1630 – Занимает место придворного художника эрцгерцогини Изабеллы. В этот период он обретает новую манеру, объединяя в созданных портретах торжественность с глубоким психологизмом.
  9. 1632 – Уезжает в Лондон, где получает место придворного художника Карла I. Второй английский период становится более плодотворным. В Лондоне ван Дейк пишет множество полных утонченного аристократизма портретов королевской семьи, а также местной знати.
  10. 1634 – Отправляется в Брюссель, где получает заказы на создание портретов придворной знати.
  11. 1634 – Гильдия художников Антверпена признает ван Дейка лучшим живописцем Фландрии и дает ему звание декана, после чего он продолжает работу в Англии.
  12. 1639 – Общественно-политическая обстановка в Англии ухудшается. Ван Дейк пытается найти подходящее место для творческой работы, много путешествует по Европе. Ударом для него становится отказ в работе по оформлению Лувра. Ему приходится вернуться в Лондон. Частые разъезды подрывают здоровье.
  13. 1640 – Умирает Рубенс – придворный живописец испанского короля. Ван Дейк лелеет надежду, что именно ему достанется место под крылом Филиппа IV, однако получает лишь предложение закончить картины, которые оставил незавершенными Рубенс. Для художника это оказывается унизительным.
  14. 1641 – Антонис ван Дейк умирает в возрасте 42-х лет от загадочной болезни. В его честь устроена пышная похоронная процессия, могила по личному желанию Карла I помещается в соборе Святого Павла в Лондоне, где покоятся только самые выдающиеся британские подданные.
  15. 1666 – Во время знаменитого лондонского пожара собор Святого Павла сгорает вместе с могилой художника и памятником в его честь.
Автопортрет с подсолнухом (после 1633 г.)

Автопортрет с подсолнухом (после 1633 г.)

Личная жизнь

О личной жизни Антониса ван Дейка сохранилось немного сведений. Он был сложной и очень противоречивой фигурой, человеком замкнутым и загадочным, но при этом не представлявшим своей жизни без шумных празднеств и роскоши, порой чрезмерной. Он сочетал в себе черты меланхолика с диким и взрывным характером. Ван Дейк был низкого роста, но имел красивую фактуру, одевался по последней моде. О нем ходили разные дурные слухи, например, о занятиях алхимией, распространялась недобрая молва о нетрадиционной ориентации художника, но подтверждений ни тому ни другому не нашлось.

Ван Дейк был очень набожной и религиозной натурой, будучи во Фландрии он вступил в иезуитское «Содружество холостяков». При этом известно, что у него была возлюбленная – Маргарита Лемон, его лучшая натурщица, с которой ван Дейк немало времени провел под одним кровом. Она имела репутацию знаменитой куртизанки, славившейся своей красотой и пылким темпераментом. Маргарита была младше Антониса на 15 лет, в брак они не вступали.

Маргарита Лемон

Маргарита Лемон

Впоследствии ван Дейк все-таки женился, это случилось в 1639 году. Его супругой стала Мэри Рутвен, дочь знатного лорда, занимавшая место придворной дамы королевы Генриетты, супруги Карла I. Нельзя однозначно сказать, был ли это брак по любви, или расчетливый план художника, дающий возможность еще больше сблизиться с королевской семьей. Тем не менее, весть о помолвке ван Дейка привела в бешенство и без того ревнивую Маргариту Лемон. Ходил слух, что в порыве гнева она хотела откусить ему палец, чтобы он больше не мог взять в руки кисть.

4 декабря 1641 года Мэри Рутвен родила ван Дейку дочь, которую назвали Юстиниана. Художник уже тогда чувствовал себя крайне плохо. 9 декабря ван Дейка настигла смерть. Он был похоронен в один день с крестинами своей новорожденной дочери.

Мэри Рутвен и Юстиниана

Мэри Рутвен и Юстиниана

Значение творчества

Антонис ван Дейк взошел на пьедестал мастера живописи еще в юности, и на протяжении всей жизни старался не покидать его. Он оказал огромное влияние прежде всего на английское искусство, сделав свою манеру портретирования традиционной для этой страны. Это наиболее ярко отразилось в творчестве портретистов XVIII века, в первую очередь Томаса Гейнсборо. При этом живописное наследие ван Дейка повлияло не только на англичан, но и на многие поколения художников большинства европейских стран. Произведения этого выдающегося мастера не утратили своей значимости и сегодня.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *