Анатолий Зверев — биография и личная жизнь


Зверев Анатолий Тимофеевич

ФИО: Зверев Анатолий Тимофеевич
Дата рождения: 3 ноября 1931 г.
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Художник, график
Дата смерти: 9 декабря 1986 г. (55 лет)

Во второй половине шестидесятых по столице распространялись слухи о появлении странного человека. Его встречали в закусочных, где он рисовал портреты окурком, который предварительно смачивал в кетчуп. Тем не менее, за это творчество люди платили деньги, хотя и очень скромные.

Интерес к работам экстравагантного художника подогревался слухами, согласно которым западные коллекционеры за его произведения готовы были выложить солидные деньги. Советским специалистам в это трудно было поверить, так как Анатолий Зверев официально не имел художественного образования.

Детство и юность

Биография неординарного художника начинается с Москвы, где он родился 3 ноября 1931 года. Его родители были обычными людьми, не связанными с искусством. Отец по имени Тимофей Иванович был инвалидом гражданской войны и работал бухгалтером. Имя матери – Пелагея Никифоровна, женщина происходила из простой крестьянской семьи, поэтому без стыда работала уборщицей и прачкой.

Несмотря на свое пролетарское происхождение, их сын с детства тяготел к творчеству, получив первую награду в 4 года. Высоких оценок заслужила картина «Уличное движение», на которую молодого творца вдохновил первый учитель рисования. Это был известный художник-график по имени Николай Синицын.

После школы Зверев прошел обучение в художественно-ремесленном профессиональном училище, где получил квалификацию маляра по специальности – художественная отделка. Его первым рабочим местом стал дом пионеров, расположенный в парке «Сокольники».

Талант изобразителя в нем открыл актер Александр Румнев, профессиональный танцор и балетмейстер, которого поразили картины Анатолия, написанные в 40-х годах. Румнев случайно встретил необычного маляра, рисовавшего фантастических птиц самодельной кистью на заборе «Сокольников», воспользовавшись обычными белилами и киноварью.

Начинающий художник решил продолжить обучение в столице, поступив в художественное училище, посвященное памяти 1905 г. Однако получить академическое образование, он не смог, так как был отчислен за дисциплинарные взыскания. Тем не менее, талантливый изобразитель продолжал заниматься самообразованием, увлекшись поиском собственного стиля.

Анатолий Зверев в молодости

Анатолий Зверев в молодости

События биографии

Жизнь Анатолия Зверева очень быстро превратилась в городской миф. Каждую новую работу он мог начать спонтанно, вкладывая в нее всю мощь своих эмоций, так что зрителям приходилось уклоняться от брызг, разлетавшихся из-под руки мастера. Действие не редко сопровождалось декламацией стихотворений.

  1. 1953 г. считается ранним периодом творчества художника, на которое оказали влияние работы русских пейзажистов 19-го века, это были И. Левитан и А. Соврасов. В это время появились на свет черно-белые произведения молодого художника, выполненные на листах обычного картона.
  2. К 1954 г. натурализм перестал удовлетворять духовные потребности Зверева, он обратил внимание на творчество Врубеля и наполнился новым вдохновением. Также Анатолий Зверев остался под впечатлением от работ Матиса, Сезанна и Ван Гога, сочтя их своими единомышленниками. В 1953 году он видел работы известных мастеров на выставке французских художников, которая проводилась в Москве.
  3. Наиболее плодотворным периодом творчества московского автора картин считается 7-ми летний отрезок с 1953-го по 1960 год, когда свет увидели самые яркие работы художника.
  4. «Мраморный» период в работах Зверева относится к 1957 году. В это время была создана серия работ выполненных акварельными красками и гуашью. Художника привлекали всевозможные цветовые смешения, для которых он использовал тарелки вместо палитры.
  5. Первые работы, увиденные зарубежными ценителями искусства, были выставлены на 6-м Международном фестивале в рамках московской молодежной программы 1957 года.
  6. В период с 1959 по 1962 г., картины Зверева систематически появлялись в коллективных выставках художников-нонконформистов, некоторые из них были организованы для закрытого показа. Там художник познакомился с кругом репортеров и дипломатов запада. Впоследствии эти связи помогли работам автора появиться на известных выставках Европы и Америки.
  7. Свидетельством мирового успеха стала публикация работ Зверева в журнале Life, появившаяся в 1960-м г. на американском континенте. Картины иллюстрировали статью Александра Маршака о малоизвестном искусстве России.
  8. Следующим свидетельством мирового признания стали 3 работы написанные акварелью, которые в 1961 г. были приобретены музеем МоМа для своей выставки. На тот период это был наиболее влиятельный музей-тендсеттер во всем мире. Анатолий Зверев никогда не присутствовал на зарубежных выставках своих работ, так как не имел возможности выехать за границу.
  9. К работам художника периода 1953-1961-го годов проявлялся живой интерес в среде самых различных ценителей изобразительного искусства. Одним из постоянных заказчиков художника был Даг Хаммаршельд (ген. сек. ООН).
  10. В 1965 г. прошла персональная выставка московского художника в Париже, организатором которой стал Игорь Маркевич – прославленный дирижер. Благодаря этому мероприятию, прошедшему в галерее «Мот», Зверев стал известен коллекционеру российского авангарда по имени Георгий Костаки, который на продолжительное время стал покровителем талантливого автора.
  11. В 1967 г. была опубликована первая краткая биография Анатолия Тимофеевича в печатном агентстве «Новости», ее автором стал молодой корреспондент Андрей Альмарик.
  12. В 1976 г. Лев Рыжов знакомит художника с Натальей Шмельковой, советской мемуаристкой, которая написала книгу воспоминаний об Анатолии Звереве.
  13. В 1977 г. в Лондоне выходит книга «Неофициальное искусство Советского Союза», где авторы И. Голомшток и А. Глейзер рассказывают о малоизвестных авторах, в том числе о творчестве А. Зверева.
  14. В своей стране Анатолий Зверев увидел только одну персональную выставку своих работ. Это произошло в 1984 г. Организатором мероприятия стал городской комитет художников-графиков, расположенный по Малой Грузинской улице.
  15. Анатолий Тимофеевич окончил свою жизнь, достигнув возраста 55-ти лет, его похоронили в 1986-м г. на Долгопрудненском кладбище. Творческое наследие признанного таланта составило свыше 30 000 работ. Продуктивность художника носила поистине впечатляющий характер.
Художник Анатолий Зверев

Художник Анатолий Зверев

Творчество Зверева бесспорно считается яркой страницей истории изобразительного искусства советского периода, хотя мастеру изображений и не удалось получить официального образования. Гонорары за многие его работы составляли значительные суммы, тем не менее, прославленный изобразитель продолжал оставаться малопривлекательной личностью с неопрятным видом бродяги. После смерти неординарного таланта, его произведения сильно выросли в цене и стали желанными приобретениями для коллекционеров.

Анатолий Зверев за творчеством

Анатолий Зверев за творчеством

Личная жизнь

Первый опыт семейной жизни Зверев получил в 1957 году, когда женился на Людмиле Назаровой. Плодом этой любви стал сын Михаил с дочерью Верой.

С женой Людмилой

С женой Людмилой

Однако новые отношения, построенные с Ксенией Синяковой (Аксеевой), погубили этот брак. Любовью всей своей жизни Зверев считал именно Оксану, которая была старше художника на 39 лет.

Она в свое время находилась в приятельских отношениях с Лилей Брик и прославленным поэтом Маяковским. Современники в шутку называли Оксану звездой «Серебряного века», за умение сохранять свою привлекательность до преклонного возраста. Только она могла отвечать чувственным стандартам темпераментного художника.

С Ксенией Синяковой

С Ксенией Синяковой

Вклад живописца

Русский живописец был признанным мастером импровизации, способным создавать творения на публике, где устраивал увлекательные шоу для того времени. В работе он использовал самые неожиданные подручные материалы. Это могли быть обрезки свеклы, столовые ножи, помазки для бритья и просто пальцы.

Анатолий буквально бросал краску на полотна, распределяя ее первой попавшейся ветошью или собственным башмаком, так что место работы часто огораживали, чтобы не покрывать брызгами окружающее пространство.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *