Анастасия Вяльцева — краткая биография


Вяльцева Анастасия Дмитриевна

ФИО: Вяльцева Анастасия Дмитриевна
Дата рождения: 1 марта 1871 г.
Место рождения: д. Алтухово, Орловская губерния
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Певица, артистка оперетты
Дата смерти: 18 февраля 1913 г. (41 год)

Детство и юность

Анастасия Вяльцева родилась 1 марта 1871 года в деревне Алтухово Орловской губернии. Отец Дмитрий Вяльцев служил в лесничестве. В семье кроме Насти были два брата – Ананий и Яков. После гибели Дмитрия заботы по содержанию семьи легли на плечи матери, Марии Тихоновны.

Детям пришлось с малых лет заниматься тяжелым крестьянским трудом. Жили в нищете. Когда Мария Тихоновна решила перебраться в Киев, ближайший крупный город, на транспортные расходы денег не было. Сами сколотили плот, и на нем несколько дней плыли до Киева. Там Мария Тихоновна нашла работу на ткацкой фабрике, а Настю отдали в ученицы в мастерскую дамских нарядов.

В 11 лет она поступила помощницей горничной в гостиницу в центре Киева. В это время девушка стала завсегдатаем театров – часто бывала на концертах и спектаклях. Обладая прекрасной музыкальной памятью, запоминала услышанные песни, арии из оперетт, а потом напевала во время уборки гостиничных номеров. Однажды ее пение услышала знаменитая артистка оперетты и посоветовала поступить на сцену.

Анастасия Вяльцева

Анастасия Вяльцева

Краткая биография

  1. 1887 – начало сценической деятельности: поступила в балетную труппу Ленчевского.
  2. 1888-1893 – хористка в Киевской опереточной антрепризе И. Сетова и А. Блюменталь-Тамарина.
  3. 1890 – в составе Киевского хора товарищества опереточных артистов впервые в жизни отправилась на гастроли, во время которых ей доверили маленькие роли в опереттах «Мадмуазель Нитуш», «Прекрасная Елена».
  4. 1893-1897 – выступала в опереточных труппах театра «Аквариум» в Москве и труппе С.А. Пальма в Малом театре в Петербурге, исполняя эпизодические роли.
  5. В 1893 году Малый театр Петербурга, на волне популярности цыганского романса подготовил музыкальное обозрение «Цыганские песни в лицах». Исполнение Вяльцевой романса «Захочу – полюблю» в конце спектакля стало сенсацией Петербурга. О красавице с очаровательной улыбкой и прекрасными голосовыми данными заговорили все. В течение трех последующих лет певица развивала свой талант, училась пению, занималась самообразованием, начала выступать в музыкальных салонах как исполнительница романсов.
  6. 1897 – в Москве, в театре «Эрмитаж» состоялся первый сольный концерт. Публика была очарована, критика отозвалась восторженными рецензиями. Посыпались многочисленные предложения контрактов на концерты в Москве и Петербурге. Директор театра «Эрмитаж» Я. В. Щукин пригласил певицу в труппу оперетты с солидным жалованьем. В последующие 15 лет ее концерты проходили с неизменными аншлагами. В концертный репертуар Вяльцевой входили романсы, вальсы, русские народные песни. Случалось, что во время концертов восторги публики перерастали в волнения, которые приходилось унимать полиции. Выступления заканчивались многочисленными бисами, количество которых доходило до 50-60.
  7. 1897-1909 – годы работы в московском театре «Эрмитаж». В продолжение своей сценической жизни Анастасия Дмитриевна переиграла почти все роли во всех опереттах, идущих на сценах Москвы и Петербурга. Вяльцева в совершенстве владела искусством создания ярких персонажей в оперетте: не только обладала глубоким сильным голосом большого диапазона, но и незаурядным актерским дарованием. Зрителей восхищали ее Боккаччо в оперетте Ф. Зуппе «Боккаччо» (мужская роль), Перикола в одноименной оперетте Ж. Оффенбаха, Христина в «Продавце птиц» К. Целлера. Верхом совершенства называли Елену в «Прекрасной Елене» Ж. Оффенбаха.
  8. 1902 – состоялись первые большие гастроли по России, закончившиеся триумфом и значительным коммерческим успехом. Певица дала концерты в четырнадцати городах. После гастролей за ней закрепился эпитет «Несравненная». Вернувшись в Петербург российской знаменитостью, Вяльцева увеличила гонорары за выступление в четыре раза.
  9. С 1902 года постоянно гастролировала по всей стране, не пропуская и маленьких городов. В годы русско-японской войны побывала на Дальнем Востоке, причем сборы от концертов передала на нужды солдат и семей погибших и раненых. Во время гастролей певица передвигалась в собственном специальном вагоне, построенном на заказ в Бельгии. В вагоне находились апартаменты Вяльцевой, купе аккомпаниатора и других сопровождающих, репетиционный зал, помещения для прислуги, удобства.
  10. 1902 – сделаны первые граммофонные записи певицы в Риге акционерным обществом «Граммофон» и в Петербурге на фабрике торгового дома «Оптика и механика». Позднее пение Вяльцевой записывали английская фирма «Колумбия» и французская братьев Патэ. Всего было сделано более ста записей. Пластинки печатались огромными тиражами.
  11. 1904, 15 января – дебютировала как оперная певица: исполнила партию графини в опере Чайковского «Пиковая дама» в театре Солодовникова в Москве. В следующие два года в Москве и Петербурге исполняла партии Кармен в опере Бизе, Далилы в «Самсон и Далила» Сен-Санса, Любаши в «Царской невесте» Римского-Корсакова и другие. Оперные выступления значительного успеха не имели.
  12. 1908, 3 февраля – впервые выступила в роли Ганны Главари в оперетте «Веселая вдова» Ф. Легара на сцене Мариинского театра в Петербурге. Овациями сопровождались арии и танцы в исполнении Вяльцевой, публику восхищала эмоциональность актерской работы.
  13. 1909 – поступила в антрепризу П.В. Тумпакова петербургского театра «Буфф».
  14. 1912, октябрь – в спектакле «Граф Люксембург» Ф. Легара на сцене петербургского «Палас-театра» впервые выступила в роли Анжель. Успех был потрясающим: певице пришлось бисировать каждый номер.
  15. 1912, осень – в гастрольном туре на концерте в Курске внезапно почувствовала себя плохо. И хотя доктор требовал прекратить выступление, Вяльцева продолжила и закончила концерт. В рамках гастролей дала еще 14 концертов. В Воронеже зрителям пришлось ждать начала выступления до 10 часов вечера. Анастасия Дмитриевна, собравшись с силами, отпела первое отделение, после чего, извинившись, попрощалась с публикой. В Петербурге медики диагностировали плеврит и белокровие.
  16. С конца 1912 года российские газеты постоянно печатали информацию о состоянии здоровья всенародно любимой певицы. Родные Вяльцевой получали сотни писем поклонников артистки с различными медицинскими советами и народными рецептами исцеления. Они привлекли к лечению русских и европейских светил медицины, прибегли к новейшим средствам лечения и даже к сеансам гипноза, но безрезультатно.
  17. 1913, 4 (18) февраля – скончалась в Петербурге.
Анастасия Вяльцева в салоне личного вагона, который оборудован для гастрольных поездок по русской провинции

Анастасия Вяльцева в салоне личного вагона, который оборудован для гастрольных поездок по русской провинции

Поклониться гробу Вяльцевой пришли тысячи поклонников, в последний путь певицу провожали около 150 тысяч человек, в том числе приехавшие из всех уголков России. Это были представители различных сословий: от блестящих офицеров и крупных чиновников до бедных студентов и простых рабочих.

Личная жизнь

В начале 1890-х в Петербурге Анастасия познакомилась с Николаем Иосифовичем Холевой, известным петербургским адвокатом, литератором и культурным деятелем. Он убедил Анастасию уйти со сцены, чтобы серьезно учиться пению. Николай Иосифович ввел ее в литературно-театральный круг столицы и стал ее меценатом. Оплатил уроки вокала у лучших педагогов, в том числе у профессора С.М. Сонки, настоял на поездке Анастасии в Италию к профессору Марти для окончательного исправления погрешностей голоса.

Насколько близкими были их отношения, неизвестно, но Вяльцева была хозяйкой на музыкальных вечерах и званых обедах в доме Николая Иосифовича. В 1897 Вяльцева ушла от него, оставив все подаренные наряды и драгоценности, и уехала в Москву.

Николай Иосифович Холева

Николай Иосифович Холева

В 1903 году на одном из петербургских концертов Анастасия познакомилась с ротмистром Василием Викторовичем Бискупским, сыном вице-губернатора Томска. Они полюбили друг друга. Когда Бискупский был ранен во время русско-японской войны, Анастасия отправилась на Дальний восток и стала сестрой милосердия фронтового госпиталя, чтобы ухаживать за любимым. В 1905 году они заключили брак. Супружество омрачалось пристрастием Василия Викторовича к карточным играм.

Василий Бискупский

Василий Бискупский

Во время Первой мировой войны Бискупский был несколько раз ранен, награжден боевыми орденами, дослужился до генерала. В 1919 году эмигрировал в Германию. Умер в Мюнхене в 1945.

Родных детей у Анастасии Дмитриевны не было. Она воспитывала приемного сына – Женю Ковшарова. Ребенок попал к ней в двухмесячном возрасте: после одного из концертов его обнаружили в корзине с цветами, преподнесенной певице. Через два года после смерти приемной мамы двенадцатилетний Женя покончил с собой.

Анастасия Вяльцева и Женя Ковшаров на ступенях у входа на ее виллу (Ялта)

Анастасия Вяльцева и Женя Ковшаров на ступенях у входа на ее виллу (Ялта)

Заключение

Анастасия Вяльцева – легендарная русская певица, наиболее известная как исполнительница романсов. Звезда российской эстрады и опереточной сцены конца 19-начала 20 века.

Анастасия Вяльцева

Анастасия Вяльцева

Вяльцева первая вынесла на эстраду городской и цыганский романс. До нее этот жанр звучал только в ресторанах и музыкальных салонах. 15 лет ее творческой деятельности сопровождались неизменным обожанием публики, всенародной любовью и коммерческим успехом. Ее гонорары были сравнимы лишь с гонорарами Шаляпина и итальянских оперных звезд.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *