ФИО: | Ларионова Алла Дмитриевна |
Дата рождения: | 19 февраля 1931 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Водолей |
Деятельность: | Актриса |
Дата смерти: | 25 апреля 2000 г. (69 лет) |
В пятидесятые годы страницы всех советских газет пестрели заголовками с фамилией звезды экрана Аллы Дмитриевны Ларионовой. Фильмы с ее участием «Садко» и «Анна на шее» принесли отечественному кинематографу престижные международные награды – венецианского «Серебряного Льва» и итальянскую «Золотую оливковую ветвь». Слава отечественной королевы экрана была безмерна – толпы поклонников осаждали подступы к дому актрисы, а зарубежные режиссеры и продюсеры атаковали с предложениями о совместной работе.
Начало жизненного пути
Новая москвичка, ставшая позднее кумиром миллионов советских зрителей, появилась на свет в 1931 году, в обычной трудовой семье. Папа служил в организации, занимающейся обеспечением торговых точек продуктами питания, мама заведовала хозяйственной частью детского садика. Родители не были профессионально связаны с миром искусства, но оба любили кино, и дочь назвали в честь популярной в тридцатые годы артистки Аллы Константиновны Тарасовой.
Девочка была от природы наделена лучезарной красотой, любила петь и декламировать стихи. В военные годы мама увезла ребенка из Москвы, подальше от опасных боевых действий (войскам фашистской Германии удалось в первый год войны подойти вплотную к советской столице). В эвакуации, девятилетний ребенок впервые продемонстрировал творческий талант. Девочка ангельской внешности эмоционально и по-взрослому проникновенно читала стихи бойцам, проходившим лечение в госпитале города Мензелинска. Эту страницу биографии исполнительницы позднее вспоминал Зиновий Ефимович Гердт, присутствовавший на концертах юного дарования.
После окончания войны, семья вернулась в родной город, к своей обычной жизни. Родители работали, девочка прилежно училась в общеобразовательной школе.
Интересное событие, повлиявшее на дальнейший выбор профессии, произошло, когда девушке исполнилось 15 лет. Юную красавицу приметила на улице сотрудница «Мосфильма», подбирающая кадры для участия в экранных массовых сценах, и предложила работу. Так впервые Алла побывала на съемочной площадке, окунулась в интересную творческую атмосферу, и почувствовала вкус актерской профессии.
Получив аттестат зрелости, девушка поступила в Государственный институт кинематографии. В студенческие годы ей доверили роль, предопределившую успех ее творческой карьеры. Юная актриса, обладательница классической славянской внешности, предстала в образе былинной красавицы Любавы в сказочной постановке «Садко». Фильм имел оглушительный успех не только в родном отечестве. Картина взорвала мировую общественность, и была удостоена почетной награды Венецианского кинофестиваля. Главная исполнительница в одночасье стала самой известной и любимой актрисой советского кино.
За первым успехом последовала новая грандиозная работа. Алла Дмитриевна гениально сыграла главную героиню экранизированной драмы Чехова «Анна на шее». Картина получила «Золотую оливковую ветвь» в Италии, а слава талантливой исполнительницы взлетела на заоблачную высоту.
Даты и события
Список особо значимых биографических дат включает следующие важные жизненные события:
- 19 февраля 1931 г. – День рождения (Москва)
- 1952 г. – звездная роль славянской красавицы Любавы в сказочной постановке «Садко».
- 1953 г. – завершение обучения в Государственном институте кинематографии (Москва)
- 1953 г. – включение в актерский состав «Театра киноактера».
- 1953 г. – интересный персонаж второго плана в биографическом фильме о жизни чекиста Феликса Дзержинского «Вихри враждебные».
- 1954 г. – работа, имевшая оглушительный успех, – главная героиня экранной постановки пьесы Чехова «Анна на шее». Картина вошла в сокровищницу российского кинематографического искусства.
- 1955 г. – красивое воплощение графини Оливии в экранизации пьесы Шекспира «Двенадцатая ночь».
- 1957 г. – регистрация брака с актером Николаем Николаевичем Рыбниковым и рождение дочери Алены.
- 1958 г. – первые совместные съемки со знаменитым мужем в фильме «Ведьма» (персонаж – жена дьяка)
- 1961 г. – рождение дочери Арины.
- 1964 г. – роль жены адмирала в культовом фильме «Ко мне, Мухтар».
- 1965 г. – присвоение почетного звания Заслуженной артистки России.
- 1966 г. – колоритный персонаж – дворянка Наталья Дмитриевна Паскудина в экранизации произведения Достоевского «Дядюшкин сон».
- 1966 г. – центральная героиня – фронтовой корреспондент – в военной драме «Дикий мед».
- 1967 г. – персонаж первого плана в драматической ленте «Фокусник».
- 1969 г. – в комедии «Похищение» сыграла саму себя.
- 1971 г. – съемки в главной роли (в партнерстве с мужем) в мелодраме «Седьмое небо».
- 1977 г. – образ императрицы Екатерины Второй в детском художественном фильме «Есть идея».
- 1988 г. – последние совместные съемки с супругом (в небольших ролях) в социальной драме «Запретная зона».
- 1990 г. – яркий образ испанской коммунистки в исторической драме «Враг народа – Бухарин» (в этом же образе исполнительница предстала в фильме 1993 года выпуска «Троцкий»)
- 1990 г. – возведение в статус Народной артистки РСФСР.
- 1992 г. – главная роль в постановке Театра Вахтангова «Коварство, деньги и любовь».
- 1995 г. – последнее появление на экране в драматической истории «Тихий ангел пролетел».
- 1997 г. – включение в состав почетных кинематографистов России.
- 2000 г. – награда от Гильдии российских актеров за выдающиеся профессиональные достижения.
- 25 апреля 2000 г. – смерть от остановки сердца. Любимицу советских зрителей похоронили на Троекуровском кладбище.
Семья
В годы учебы в кинематографическом институте Алла Дмитриевна влюбилась в однокурсника, красавца Николая Рыбникова. Однако артист, чей дальнейший творческий путь стал славной страницей в истории отечественного кино, ответил на влюбленность девушки лишь дружеским общением. Позднее его сердце дрогнуло, но Алла (в силу молодости и отсутствия жизненного опыта) опрометчиво решила – если сразу не сложилась романтическая история, то уже, скорее всего, и не будет счастливого финала.
На съемках картины «Полесская легенда» девушка привлекла внимание известнейшего артиста Ивана Федоровича Переверзева. Первый красавец советского экрана купался в женском внимании, и с удовольствием пускался в амурные приключения. Зачастую обольстительный мужчина встречался одновременно с двумя женщинами. История с Ларионовой не стала исключением. Иван крутил роман с юной красавицей и одновременно налаживал отношения с прежней супругой.
Узнав о параллельной связи, гордая девушка разорвала отношения с ветреным ухажером. Даже тот факт, что актриса была на 8 месяце беременности, не повлиял на ее решение. В советское время незамужняя женщина, ожидающей ребенка, автоматически становилась объектом общественного осуждения и злых пересудов. Узнав о сложной ситуации, в которую попала Алла Дмитриевна, в Минск (где проходили съемки картины) примчался влюбленный в нее Рыбников. Он сделал любимой женщине официальное предложение, родившуюся от другого мужчины дочь Алену любил не меньше появившейся позднее (в 1961 году) собственной дочери Арины.
Артисты создали красивый супружеский союз в 1957, и прожили вместе 33 года, вплоть до смерти Николая Николаевича. Разговоры о том, что Ларионова вышла замуж за артиста только в силу вынужденных обстоятельств, и жила с ним без любви, – пустой звук. Женщина отогрелась душой возле обожающего ее супруга, и никогда не жалела о расставании с отцом ее первого ребенка. Совместно проведенные годы были наполнены светом и счастьем. Привязанность партнеров друг к другу была настолько сильна, что они старались не расставаться даже во время работы. Творческая пара снималась в совместных проектах «Ведьма», «Две жизни», «Млечный путь», «Отцы и дети» и других картинах.
Заключение
Алла Дмитриевна стала кумиром миллионной зрительской аудитории благодаря гениальному исполнению роли Любавы в сказке «Садко», Анны в драме «Анна на шее», графини Оливии в постановке «Двенадцатая ночь». Созданные ее героини не просто прекрасны, а наделены нереальным магнетизмом – любоваться ими можно до бесконечности.
В пятидесятые годы имя русской красавицы гремело по всему миру. Именитые режиссеры предлагали ей работу в своих проектах. Однако актриса была вынуждена отказываться от предложений. В СССР не приветствовались съемки отечественных актеров в иностранных картинах. Русская звезда никогда не жалела об упущенной возможности подняться на мировой кинематографический Олимп. Единственное ее сожаление было связано с отказом поработать с гениальным Чарли Чаплиным, который несколько раз присылал ей предложения сняться с ним в общем проекте.
Лучезарная красота женщины – возможно, базовая, но точно не единственная причина ее успешности. Алла Дмитриевна играла не только красивых героинь. Хороша она была и в характерных образах, требующих незаурядного таланта перевоплощения. Актриса убедительно сыграла корреспондента в военном фильме «Дикий мед», императрицу в комедии «Есть идея», уездную дворянку в классической постановке «Дядюшкин сон», модельера в картине «Старый знакомый» и других интересных персонажей.
Исполнительница, чья блестящая работа принесла стране престижные международные награды, в пик своей популярности удостоилась звания Заслуженной артистки. Позднее страна отблагодарила лучшую представительницу отечественного мира искусства присвоением статусов – Народная артистка и почетный кинематографист России.
Фильмы с Ларионовой в главной роли стали классикой российского кино. Примечательно, что образы, ожившие на экране более 60 лет тому назад, до сих пор обладают притягательной силой. Талант и красота, запечатленные в гениальных экранных творениях, с неугасающей силой воздействуют на воображение, приходящих на смену друг другу, новых поколений зрителей. Просмотр легендарных картин дарит волшебные минуты и приобщает к миру подлинной эстетики.