Алексей Николаевич Верстовский — краткая биография


Верстовский Алексей Николаевич

ФИО: Верстовский Алексей Николаевич
Дата рождения: 1 марта 1799 г.
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Композитор, театральный деятель
Дата смерти: 17 ноября 1862 г. (63 года)

Детство и юность

Алексей Верстовский родился в имении в селе Селиверстово Тамбовской губернии 18 февраля (1 марта) 1799 года. Отец Николай Алексеевич служил в Тамбовской удельной экспедиции. В музыкальной семье Верстовских была прекрасная нотная библиотека, множество музыкальных инструментов. Анна Васильевна, мать Алексея, играла на фортепиано. Она обучила Алексея основам музыкальной грамоты. Учитель Левит Шафранов, бывший придворный певчий, привил ребенку любовь к народной песне. У П.И. Протопопова, бывшего капельмейстера Казанского вольного театра, Алеша брал уроки игры на фортепиано.

В 1808 году семья переехала в Уфу – Николай Алексеевич был переведен на должность управляющего Оренбургской экспедицией. Здесь музыкальные занятия Алеши продолжились. Он участвовал в любительских концертах, в 10 лет выступил в открытом концерте, сочинил первые песни и вальсы.

Алексей Верстовский в молодости на гравюре 1830-ых

Алексей Верстовский в молодости на гравюре 1830-ых

Краткая биография

  1. 1816 – по желанию родителей поступил учиться в Институт корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге.
  2. 1817 – поступил на государственную службу. Одновременно продолжает учиться музыке у известных педагогов: игре на фортепиано у Д. Штейбельта и Дж. Филда, игре на скрипке у Ф. Беме и Л. Маурера, теорию музыки изучает под руководством И. Миллера, также берет уроки пения. Увлекся театром и сблизился со многими литераторами и театральными деятелями и музыкантами – А. Алябьевым, А. Шаховским, Н. Хмельницким, П. Араповым, А. Писаревым, М. Загоскиным, С. Аксаковым.
  3. 1819-1822 – сочинил музыку к водевилю «Бабушкины попугаи» Хмельницкого. Успех представления принес известность начинающему композитору. Окрылённый удачей, написал музыку к водевилям «Карантин» и «Новая шалость», «Дом сумасшедших» и другим. В то время водевиль был любимым жанром русской театральной публики. Постепенно он видоизменился и перерос в оперу-водевиль, где музыка стала выполнять важную драматургическую роль.
  4. 1823 – переехал в Москву в связи с назначением на службу в канцелярию генерал-губернатора Голицына. В Москве общительный и обаятельный Алексей быстро вошёл в литературно-театральные круги. Подружился с Грибоедовым и сочинил музыку к его водевилю «Кто брат, кто сестра». Также писал музыку к театральным спектаклям.
  5. 1823 – сочинил баллады «Черная шаль» на стихи Пушкина и «Три песни» и «Бедный певец» на стихи Жуковского. К поэзии Пушкина и Жуковского композитор обращался чаще, чем к другим поэтам. На стихи Пушкина написаны «Испанская песня», «Цыганская песня», «Певец», романсы на тексты из поэм «Полтава» и «Руслан и Людмила» и другие. В балладах дарование композитора раскрылось наиболее ярко. Они отличались от салонной литературно-музыкальной лирики страстностью и выразительностью. Многие баллады исполнялись в театрализованном варианте: со сценическими декорациями, костюмами и актерской игрой. Баллады, водевили, сочинение музыки к драматическим спектаклям и мелодрамам предвосхитили появление будущих опер композитора, состоявших из произведений малых форм.
  6. 1825 – Алексей Николаевич назначен инспектором музыки дирекции московских театров. Фактически в последующие 35 лет он возглавлял оперно-драматическую труппу Большого и Малого театров.
  7. 1828, 24 мая – в Большом театре состоялась премьера первой оперы Верстовского на либретто М.Н. Загоскина «Пан Твардовский». Сюжет основан на польской легенде о человеке, желающем властвовать над людьми и природой с помощью колдовства. Опера представляет собой чередование музыкальных номеров и разговорных эпизодов. В ней, как и других операх Верстовского, отдана дань популярной в то время музыке цыган.
  8. 1832, 28 ноября – премьера оперы «Вадим, или двенадцать спящих дев» на сюжет, заимствованный из древнерусской мифологии. Хотя либретто было далеко не совершенным, публика тепло приняла музыку с преобладающими русскими мотивами. В ткань оперы были введены хоры, песни, баллада, разговорные фрагменты.
  9. 1833 – окончил экстерном Московский университет.
  10. 1835, 13 сентября – на сцене Большого театра состоялась премьера оперы «Аскольдова могила». Действие в ней происходит в древнем Киеве. Новое творение Верстовского вызвало восторг публики и критики, привлекло простотой сюжета, мелодизмом, близким и понятным людям разных слоев общества. Песни и романсы из оперы вошли в русский городской музыкальный быт конца 19-начала 20 века. В персонажах ярко воплотились черты русского национального характера: удаль, смелость, свободолюбие. За 25 лет «Аскольдова могила» выдержала в Москве более 400 показов.
  11. Появление в 1836 году оперы М. Глинки «Иван Сусанин» серьезно омрачило жизнь Верстовского. «Иван Сусанин» открыл новый этап в русской музыкальной истории, отодвинув на второй план романтические оперы Верстовского. Главным достоинством оперного жанра Алексей Николаевич считал яркость музыкальных образов, мелодизм, простоту восприятия. Музыка Глинки казалась ему недоступной пониманию широкой публики, он не мог смириться с тем, что «Ивана Сусанина» стали называть первой русской оперой, болезненно переживал утрату прежней славы. Тем не менее оперы Глинки и Даргомыжского оказали влияние на дальнейшее творчество Верстовского.
  12. 1843, 28 ноября – премьера оперы «Сон наяву» по пьесе В. Даля «Ночь на распутье». Спектакль представлял собой яркое зрелище, изобилующее чудесами славянской мифологии, воплощённых с помощью технических эффектов. Опера не имела громкого успеха, зритель и критика воспринимали ее как вчерашний день оперной музыки.
  13. 1848 – назначен управляющим конторой дирекции Московских императорских театров.
  14. 1857, 24 января – премьера оперы «Громобой» на либретто Д. Ленского по сюжету Жуковского. Музыка отличалась большей сложностью по сравнению с предыдущими операми, больше внимания уделялось развитым речитативам. Постановка впечатляла роскошными декорациями и костюмами, в отдельных эпизодах на сцене находилось до 200 действующих лиц. Спектакль держался в репертуаре до 1861 года.
  15. 1860 – оставил службу.
  16. 1862, 17 (5) ноября – умер в Москве.
Алексей Николаевич Верстовский

Алексей Николаевич Верстовский

Личная жизнь

В 1828 году Алексей Николаевич познакомился с актрисой Надеждой Репиной. Она была дочерью крепостного музыканта, выкупленного дирекцией Большого театра. Обладая меццо-сопрано широкого диапазона и замечательным талантом драматической актрисы, Репина с успехом выступала в драмах и операх, водевилях и комедиях.

Надежда Репина

Надежда Репина

Чтобы соединить жизнь с Надеждой Васильевной, Верстовскому пришлось уйти из родительского дома: Николай Алексеевич был против женитьбы сына на актрисе. С 1829 года они жили в гражданском браке. Обвенчались в 1841 году, когда Надежда Васильевна оставила сцену. Детей в семье не было. Надежда Васильевна умерла в 1867 году.

Заключение

Алексей Николаевич Верстовский – русский композитор и театральный деятель первой половины 19 века.

Творческое наследие Верстовского составляют 6 опер, многочисленные баллады и романсы. Композитор создал тип русской песенной оперы, в которой важным средством воплощения характеров и выразительности являются славянские песни, пляски, элегические романсы и баллады. По жанру это музыкально-драматические произведения.

Верстовский – автор музыки почти 30 водевилей, признанный основоположник этого жанра в России. Его романсы и песни пользовались огромной популярностью и широко исполнялись во всех уголках страны.

Композитор Алексей Верстовский

Композитор Алексей Верстовский

В творчестве композитора проявилась склонность к воплощению в музыке волевых, активных, энергичных душевных состояний.

Верстовский как руководитель театральной жизни Москвы в течение 35 лет стремился укреплять традиции русской сцены, развивать русскую оперную школу, способствовал обогащению репертуара и повышению уровня спектаклей. Период его руководства московскими театрами вошёл в театральную историю как «эпоха Верстовского».


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *