Александра Завьялова — биография актрисы


Завьялова Александра Семёновна

ФИО: Завьялова Александра Семёновна
Дата рождения: 4 февраля 1936 г.
Место рождения: с. Титовка, Тамбовская область
Знак зодиака: Водолей
Деятельность: Актриса театра и кино
Дата смерти: 3 февраля 2016 г. (79 лет)

Александра Завьялова – легендарная «звезда» советского кино. Актриса начинала карьеру с театра, где ее талант, а также необычная, яркая красота, не остались без внимания и режиссеров кинематографа. Самая известная роль Завьяловой – это блистательно воплощенная ею монахиня Пистимея из телесериала «Тени исчезают в полдень». Этот фильм полюбился зрителям во всех уголках Советского Союза. После его всенародного успеха можно было ожидать новых, не менее запоминающихся появлений актрисы на экране.

Однако, судьба распорядилась иначе. «Звезда» советского кино неожиданно пропала с экранов. Киностудии и режиссеры объявили Александре Завьяловой негласный бойкот. Лишь спустя десятилетия актриса сыграла еще одну роль – Раечку в фильме «Белые одежды».

В фильме «Белые одежды» (1992)

В фильме «Белые одежды» (1992)

Личная жизнь Завьяловой сложилась не менее трагично, чем творческая. Она развелась с мужем, а за день до своего восьмидесятилетия была убита. В преступлении признался ее собственный сын.

Детство и юность

Александра Семеновна Завьялова родом из села Титовка Сосновского района Тамбовской области. Саша появилась на свет 4 февраля 1936 года и была вторым ребенком в крестьянской семье. Ее старшую сестру звали Клавдия. Во время школьной учебы Шура часто была участницей концертов (хорового пения), постановках, читала со сцены стихи.

Ее мечтой была актерская карьера. В 1953 году Александра поступила в Ленинградский Театральный институт. Благодаря выдающимся артистическим способностям учеба давалась ей без труда. Еще студенткой Шура снялась в своей первом фильме «Песня о Кольцове», сыграв девушку Дуню. Однако, больше не планировала связывать свою карьеру с кино. В 1958 году Александра Завьялова успешно окончила институт и отправилась по распределению на работу в Брестский драматический театр.

Александра Завьялова в молодости

Александра Завьялова в молодости

Артистическая карьера, события из жизни

  • 1958-1959 года. В Бресте Александру все устраивало. Она смотрела на себя как на театральную актрису.
  • 1959 год. Завьялову несколько раз приглашали на киносъемки. Но только на приглашение режиссера Александра Зархи сняться в его фильме «Люди на мосту» она не сумела ответить отказом.
  • 1959 год. Вышел фильм «Люди на мосту». Александра Завьялова воплощает на экране образ сильной женщины по имени Лена, которая спасает людей, жертвуя собой. Блестящее актерское мастерство Завьяловой обращает на себя внимание других режиссеров.
  • 1960 год. Александра исполнила главную женскую роль в комедии «Алешкина любовь». Именно эта картина принесла ей всенародную славу. Завьялова играет живую и своенравную стрелочницу Зину, которая постепенно меняется под влиянием чувств к ней влюбленного молодого человека.
В фильме «Алешкина любовь» (1960)

В фильме «Алешкина любовь» (1960)

  • 1960 год. Популярность Завьяловой растет. Ее фото появляются на обложках журналов. Ради фотосессии для американского журнала «Лайф» ее специально пригласили в гостиницу «Националь».
  • 1960-1961 года. На экраны выходят мелодрамы «Ждите писем» и «Хлеб и розы» с участием Александры.
  • 1961-1969 года. Творческая карьера Александры Завьяловой развивалась стремительно. Приглашения на съемки следуют одно за другим. Актриса запомнилась зрителям как Светлана из картины «Будни и праздники», Наташа из «Одиночества», Валентина из «Клятвы Гиппократа». Завьялову часто спрашивали о том, какая из ее героинь нравится ей больше остальных. Она всегда отвечала, что ее любимый кинообраз – Фрося из фильма «Фро» Резо Эсадзе. К тому моменту за Александрой уже закрепилось амплуа «сильной женщины». А Фро — наоборот, нежная, хрупкая, любящая. Чтобы сыграть ее, артистка даже перекрасила волосы.
  • 1967 год. Эсадзе снова приглашает Александру на съемки своей картины, которая называется «Четыре страницы одной молодой жизни».
В фильме «Четыре страницы одной молодой жизни» (1967)

В фильме «Четыре страницы одной молодой жизни» (1967)

  • 1967-1968 года. Выходят картины «Сергей Лазо», «Встреча у старой мечети» с участием Александры.
  • 1969 год. Александре Завьяловой предлагают роль монахини Пистимеи в телесериале Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Тени исчезают в полдень». Этому фильму было суждено стать пиком ее карьеры. Картина повествует о жизни людей в первой половине двадцатого века. Героиня Завьяловой – богачка, ставшая монахиней. Пистимея ностальгирует о старом укладе и при этом люто ненавидит советскую власть. Роль принесла Александре бесчисленное множество хвалебных отзывов. Казалось бы, ее оценили по достоинству, а впереди ждут только следующие роли и новый успех. Однако, на прославленном телесериале карьера Александры Завьяловой неожиданно закончилась.
В фильме «Тени исчезают в полдень»

В фильме «Тени исчезают в полдень»

  • 1975 год. Из-за глубокой депрессии Завьялова на два месяца становится пациенткой психиатрической больницы.
  • 1976 год. Александра снова оказалась в психиатрической палате. Она сильно переживала свое творческое забвение.
  • 1992 год. После двадцати лет полного игнорирования со стороны режиссеров на Александру Завьялову опять обратили внимание. На этот раз ей довелось сыграть секретаршу в картине «Белые одежды», которая стала последней ролью актрисы.
  • 1994 год. Александра Завьялова удостоилась звания Заслуженной артистки Российской Федерации, о чем сама узнала из газет.
  • 3 февраля 2016 года Александра Завьялова была найдена убитой. Виновником ее трагической смерти признали сына Петра.
Александра Завьялова в старости

Александра Завьялова в старости

Александра Завьялова похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Личная жизнь

Мужем Александры Завьяловой был художник Дмитрий Бучкин. Завороженный красотой актрисы, он рисовал ее портреты. Пара поженилась в 1963 году. У супругов родилась дочь Татьяна.

С мужем Дмитрием и дочерью Татьяной

С мужем Дмитрием и дочерью Татьяной

Годом позже, во время Международного кинофестиваля в Москве (1964 год), Завьялову пригласили на званый ужин, проходивший в посольстве США. Американские дипломаты были восхищены как ее броской «итальянской» красотой, так и естественной манерой общения. После этого от начальства последовала просьба принять у себя дома итальянскую делегацию, одним из членов которой была знаменитая Джульетта Мазина.

Далее последовала роковая встреча, полностью перевернувшая дальнейшую жизнь Александры Завьяловой. Она случайно познакомилась с американским бизнесменом итальянского происхождения по имени Отелло Черезолли. Тот на паях с партнером владел крупной судоходной компанией.

Отелло Черезолли

Отелло Черезолли

Между американцем и актрисой вспыхнул бурный роман. Черезолли предложил Александре уехать вместе с ним в США. Он обещал ради нее развестись с женой. Но, как выяснилось позже, за Отелло велась слежка со стороны КГБ, его подозревали в шпионаже. На этом основании его объявили персоной нон грата и выслали из СССР.

Дмитрий Бучкин не простил Александре измену. Он развелся с ней.

На какое-то время у нее завязались отношения с начинающим режиссером Резо Эсадзе. Он приехал в Ленинград снимать свою кинокартину «Фро» и подыскивал исполнительницу на главную роль. А после выхода второй картины Эсадзе «Четыре страницы одной молодой жизни» руководство киностудии вдруг потребовало у режиссера прекратить снимать Завьялову. Творческий и любовный союз распался.

В телесериале «Тени исчезают в полдень» (1970) актрисе удается напоследок ярко блеснуть в роли Пистемеи. Несмотря на то, что фильм сделал ее любимицей миллионов, после него кинематограф окончательно предал Александру Завьялову забвению. Ей не простили любовного романа с Отелло, а также фотосессии для журнала «Лайф». Хотя в те времена контакты с иностранцами не подвергались уголовному преследованию, они были способны безнадежно испортить репутацию. К тому же актриса, по мнению КГБ, слишком хорошо исполнила роль старухи – лютого врага советской власти.

Завьялова продолжала выступать с концертами, разъезжала по стране, но путь в кинематограф ей был теперь закрыт вплоть до короткого эпизода в фильме «Белые одежды» (1992 год).

Ближе к сорока годам (1976 год) у актрисы родился сын Петр. Отец его остался неизвестен. К этому моменту Александра уже страдала глубокой депрессией, главной причиной которой явилась творческая не востребованность. Завьялову на два месяца помещают в психиатрическую больницу. Спустя год она попадает туда снова вместе с маленьким сыном. За этот период бывший муж Завьяловой Дмитрий Бучнин забрал к себе дочь Татьяну. Позже он усыновил сына Александры Петю. Саму же Завьялову вынудили выйти на пенсию по инвалидности, на основании чего ее вскоре исключили из Театра Киноактера.

Дочь Александры Завьяловой Татьяна работает дизайнером. Сын Петр работал строителем.

Дети Александры Завьяловой — Татьяна и Петр

Дети Александры Завьяловой — Татьяна и Петр

В начале 90-х в семье Татьяны появились сын Дмитрий и дочь Дарина, внуки Александры Завьяловой. Ее правнучку, родившуюся в семье Дмитрия, зовут Анной.

Смерть Александры Завьяловой

«Звезда» советского кино трагически ушла из жизни 3 февраля 2016 года. Она была обнаружена со смертельным ножевым ранением у себя в квартире. В преступлении обвинили ее сына Петра, страдавшего хроническим алкоголизмом, который жил вместе с матерью. В апреле 2017 года суд Санкт-Петербурга вынес ему приговор – 8 лет колонии строгого режима.

О судьбе Александры Завьяловой

Возможно, жизнь и творческая карьера любимой многими советской актрисы сложились бы иначе, если бы она родилась в другое время. А в советский период за возможность блистать на экране и при этом общаться с иностранцами ей пришлось заплатить слишком дорогую цену.

Но памятью о незаурядном таланте Александры Завьяловой по-прежнему остаются ее кинокартины. К счастью, у зрителей есть возможность их посмотреть. Добрая память народа и есть высшая награда.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *