Александр Федорович Можайский — краткая биография


Можайский Александр Федорович

ФИО: Можайский Александр Федорович
Дата рождения: 21 марта 1825 г.
Место рождения: Роченсальм, Выборгская губернии
Знак зодиака: Овен
Чем известен: Изобретатель, военный, адмирал
Дата смерти: 1 апреля 1890 г. (65 лет)

Родители и юные годы

Контр-адмирал и создатель одного из первых в мире самолётов – Можайский Александр Фёдорович, появился на свет 9 марта 1825 года в Роченсальме Выборгской губернии.

Отец Александра – Фёдор Тимофеевич, был потомственным моряком и на момент рождения сына имел звание лейтенанта. Он окончил Морской корпус в Санкт-Петербурге, после чего получил назначение на должность помощника капитана. В конце своей карьеры Фёдор Тимофеевич имел чин адмирала. Мать будущего изобретателя – Линдерман Юлия Ионовна, была родом из купеческой семьи, которая проживала в Ревеле (Таллине).

Отец Можайского хотел, чтобы сын стал моряком, и в 1835 году, приехав с Александром в столицу, определил его на учёбу в Морской кадетский корпус. Здесь молодой человек шесть лет изучал необходимые для будущих офицеров предметы, среди которых были: астрономия, навигация, начертательная геометрия, фортификация и теоретическая механика. По окончании учебного заведения, кадеты должны были не только уметь командовать кораблями, но и работать в области их проектирования.

В 1841 году Можайский был произведён в гардемарины и до 1843 года проходил службу на парусниках, находившихся в составе флота Балтики. После чего, получив чин мичмана, Александр был направлен в Архангельск, где молодой офицер, совершал на линейных кораблях и фрегатах переходы по северным морям, вплоть до 1852 года. В 25 лет ему было присвоено звание лейтенанта.

Экспедиция в Японию

  • Осенью 1853 года Можайский, входивший в офицерский состав фрегата «Диана», принял участие в экспедиции в Японию. Целью этого плавания являлось возвращение из дальних восточных земель русских дипломатов, во главе которых был адмирал Е. В. Путятин, так как их судно, пришло в негодность.
  • 25 сентября фрегат с экипажем, насчитывающим более 400 человек, вышел на Большой рейд Кронштадта. Преодолев массу трудностей, борясь со штормами, моряки летом 1854 года прибыли к японским берегам. По воспоминаниям сына Александра Фёдоровича, именно в этой экспедиции, наблюдая за полётом птиц, Можайский впервые задумался о создании летательного аппарата.
  • Русскому кораблю не суждено было вернуться на родину. В декабре 1854 года, близ берегов Японии произошло землетрясение и образовавшимися в результате этого цунами «Диана» была повреждена, а во время попытки перегнать судно в другой порт для ремонта – затонула.
  • Экипажу корабля удалось спастись, и капитан решил своими силами построить корабль небольших размеров, для того, чтобы на нём отправить на родину часть команды. В проектировании и строительстве нового судна Можайский принимал самое активное участие.
  • Через три месяца шхуна «Хеда», названая так в память о бухте, где затонула «Диана», была спущена со стапеля на воду, а ещё через три недели моряки увидели берега Авачинской бухты. Через некоторое время они добрались до города Петропавловск (сейчас Петропавловск-Камчатский). Капитан, с частью офицеров, среди которых был и Александр Фёдорович, прибыли на родину на американском торговом судне.
Фрегат "Диана" в бухте Симода (картина 1854 г.)

Фрегат «Диана» в бухте Симода (картина 1854 г.)

Служба на Балтике и Хивинская экспедиция

  • Летом 1855 года Можайского направили на Амур, где назначили командиром эскадры мелкосидящих судов. Здесь он служил до 1856 года, после чего получил приказ о возвращении на Балтику.
  • К тому времени стало очевидным преимущество паровых судов над парусными. Однако первое время в России строили комбинированные суда, которые имели как паровой двигатель, так и парусную оснастку. В 1857 году Александра Фёдоровича поставили во главе одного из таких винтовых фрегатов, который назывался «Гремящий». На его борт иногда поднималась для совершения морских путешествий семья императора Александра II.
  • В 1858 году Можайского включили в состав сухопутной экспедиции, путь которой лежал в Хивинское царство, находящиеся в Средней Азии. Помимо изучения жизни и быта местных народов, задачей путешественников было исследование бассейна Аральского моря. Для этого и понадобилось включить в её состав опытного и знающего моряка.
  • Александр Фёдорович справился с поставленной перед ним задачей и впервые составил описание Аральского морского бассейна, а также реки Амударьи. Собрав богатый научный материал, зимой 1859 года экспедиция вернулась на родину.

На гражданской службе и первые аэродинамические опыты

  • После отпуска Можайский получил назначение на корабль «Орёл» — старшим офицером, однако уже в 1860 году его направили в финский в Бьернеборг, где в это время строился винтовой корабль «Всадник», командиром которого ему предстояло стать.
  • После спуска судна на воду и проведения корабельных испытаний, офицер ушёл в долговременный отпуск. В это время в России, из-за поражения в Крымской войне, шло значительное сокращение флота, поэтому множество офицеров переводилось на гражданскую службу. В их числе был и Александр Фёдорович.
  • С 1862 по 1868 годы Можайский жил в поместье Котельниково, расположенное недалеко от Вологды принадлежащее его жене. В этот период он занимал должность помощника чиновника по земельным отношениям, называемого «мировым посредником».
  • Морской офицер, не расставшийся с мечтой о создании летательного аппарата, в свободное время делал необходимые расчёты и производил первые аэродинамические опыты.
  • С 1868 года Можайский проходил службу на коммерческих судах вначале в Петербурге, а на следующий год в Одессе. Получив известие о гибели своего брата, он уехал в Подольскую губернию, где стал управлять имением покойного.
  • В начале 1870-х годов, после многих проб и ошибок, изобретателю удалось создать действующую модель самолёта, пропеллер которой приводился в действие от сжатой часовой пружины.
  • В 1873 году Александр Фёдорович был назначен на должность губернского мирового судьи, которую занимал до 1876 года.

Александр Можайский

От модели к самолёту

  • Модели самолётов, изготовленные изобретателем, могли летать, но для проведения полномасштабных опытов необходимы были немалые денежные средства.
  • Решив продвигать проект, в 1876 году Можайский переехал в Санкт-Петербург и написал письмо в Главное инженерное управление, в котором просил оказать содействие.
  • В 1877 году была назначена комиссия для изучения его изобретения, которая постановила выдать Александру Фёдоровичу 3000 рублей на проведение дальнейших изысканий.
  • Деньги из царской казны в полном объёме выделены не были, поэтому Можайскому пришлось использовать для опытов и свои весьма скудные средства. К 1878 году он закончил изготовление чертежей самолёта. Однако новая комиссия, изучив документацию предоставленную изобретателем, признала изобретение бесполезным и новых ассигнований не выделила.
Александр Можайский (портрет)

Александр Можайский (портрет)

Последние годы

  • В 1879 году Александр Фёдорович вновь поступил на военную службу, и стал читать лекции по морской практике в столичном Морском кадетском корпусе.
  • В 1881 году, в Департаменте торговли, Можайский получил привилегию на своё изобретение, которая давала право использовать его в коммерческих целях. В этом же году он заказал в Англии два паровых двигателя мощностью 20 лошадиных сил, которые изготовили по его чертежам.
  • Сборку самолёта изобретатель проводил на поле недалеко от Красного села, и в 1882 году он был построен. Предполётные опыты шли до 1884 года, но достоверных сведений о том, удалось ли Можайскому поднять в воздух летательный аппарат, история не сохранила.
  • В 1885 году на Обуховском заводе Петербурга он разместил заказ на производство двух более мощных двигателей. Однако работы в силу разных причин шли очень медленно, и моторы были готовы только в 1890 году.
  • 20 марта 1890 года Можайский умер от воспаления лёгких и похоронен на Смоленском кладбище Петербурга.
  • Новые двигатели так и не были установлены на самолёт и сгорели во время пожара на складе Балтийского завода, куда они были перевезены вместе со старыми моторами. Судьба самого летательного аппарата неизвестна, по одной из версий он был продан на аукционе.
Александр Можайский (картина 1882 г.)

Александр Можайский (картина 1882 г.)

О семье

Александр Фёдорович был женат на дочери чиновника Кузьминой Любови Дмитриевне. Брак состоялся в ноябре 1861 года.

В 1863 году в семье родился первенец – сын Александр, ставший в дальнейшем членом Государственной думы. Второй сын – Николай родился в декабре 1865 года.

Любовь Дмитриевна умерла 18 января 1866 года из-за послеродовых осложнений.

Заслуги и память

Контр-адмирал Можайский является пионером русской авиации, первым в России построивший и испытавший полноразмерный самолёт.

Почтовая марка СССР

Почтовая марка СССР

За время службы он был награждён орденом Святого Станислава, орденом святого Владимира, а также медалью и нагрудным знаком за гражданскую службу.

Именем Можайского названа военно-космическая академия в Санкт-Петербурге, посёлок в Вологодской области, а также улицы в нескольких городах России. Памятник создателю первого самолёта установлен в Красном Селе. В его честь названы два музея авиации и космонавтики.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *