Ален Прост — биография гонщика


Ален Мари Паскаль Прост

Полное имя: Ален Мари Паскаль Прост
Дата рождения: 24 февраля 1955 г. (69 лет)
Место рождения: Сен-Шамон, Франция
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Автогонщик

Если бы его судьба сложилась иначе, миниатюрный кудрявый француз легко мог бы достичь «волшебной семерки» задолго до Михаэля Шумахера. В 1993 году Ален Прocт выиграл свой четвертый чемпионат мира в «Формуле-1» под «оглушительное молчание» СМИ. Казалось, никто даже не заметил победу знаменитого гонщика, чем он заслужил такую «приглушенную» реакцию?

Ален Прост на пьедистале

Ален Прост на пьедистале

Детство и юность

24 февраля 1955 года в семье Андре Прocта и Мари-Роз Карачан (армянки, родившейся во Франции) появился сын, которого назвали Ален Мари Паскаль Прocт. Семья жила в небольшом городке Сен-Шамон, Франция. У Алена был младший брат Даниэль. Несмотря на невысокий рост (1,67 м), Ален был активным и спортивным ребенком. Среди его увлечений была борьба, катание на роликах и футбол. Он играл в футбол с особым энтузиазмом и даже несколько раз сломал нос.

Юноша мечтал стать профессиональным футболистом или инструктором в тренажерном зале, но все изменилось после семейного отдыха в Каннах. Благодаря своему младшему брату Ален открыл для себя картинг. Для 14-летнего подростка то была любовь с первого взгляда — новый вид спорта быстро затмил все предыдущие увлечения. Юный Ален проявил свой талант, выиграв несколько чемпионатов по картингу. А в 1973 году он стал чемпионом мира по картингу.

Ален Прост в молодости

Ален Прост в молодости

Водительская карьера (жизнь и гонки)

  1. Молодой чемпион мира уже не представлял своей жизни без гонок, поэтому в 1974 году ему пришлось бросить школу. Он стал зарабатывать поставкой картов и тюнингом моторов, а в 1979 году победил в чемпионате Европы (F3), который проходил во Франции.
  2. Командой McLaren, в которой Ален Прocт начал карьеру пилота «Формулы 1» в 1980 году, руководил Тедди Майер. Дебютный сезон оказался обнадеживающим. Молодой гонщик занял 15-е место в чемпионате водителей. При этом набранных им очков хватило, чтобы сравняться с бывшим чемпионом мира Эмерсоном Фиттипальди.
  3. Однако отказ задней подвески заставил его сойти с канадского этапа в Монреале. Аварии, произошедшие на тренировке в Кьялами и на практике в Уоткинс-Глен, стоили Просту сломанного запястья и сотрясения мозга. Ален не стал дожидаться 2-х лет до окончания контракта подписанного с McLaren и перешел в команду Renault.
  4. В команде Renault Прocт стал партнером французского пилота Рене Арну. В 1981 году на быстрой трассе в Дижоне он одержал свою первую победу в гонке «Формулы-1», опередив Джона Ватсона (бывшего товарища по команде McLaren) на две секунды. После этой гонки на домашнем Гран-при во Франции Ален сказал: «Раньше я думал, что смогу это сделать, а теперь я знаю, что могу». От чемпиона 1981 года Нельсона Пике Прост отстал на семь очков и занял пятое место.
  5. Хотя в чемпионате 1982 года француз набрал меньше очков, чем в предыдущем сезоне, но занял лучшее четвертое место. Но сезон был омрачен испорченными отношениями с партнером, который выиграл гонку Гран-при Франции. Прост считал, что Рене Арну не выполнил соглашение (заключенное между ними перед гонкой). Однако болельщики и французские СМИ были на стороне Арну.
  6. В 1983 году у Алена новый партнер. Американец Эдди Чивер заменил Арну, который покинул команду Renault. Чемпион сезона Нельсон Пике опередил Проста, занявшего второе место, на два очка. Несмотря на то, что Ален заработал четыре победы в течение сезона, Renault увольняет Прocта за неспособность выиграть чемпионат. Болельщики Renault тоже его наказали тем, что сожгли обе машины Прocта. Ему пришлось перевезти свою семью в Швейцарию и подписать контракт с командой McLaren на сезон 1984 года.
  7. В 1984 году Ален повторил рекорд Джимом Кларка, который в 1963 году сумел одержать семь побед за сезон, а в 1985 году впервые французский гонщик становится чемпионом мира «Формулы-1». Для победы Алену хватило 5 выигранных за сезон Гран-при из 16. Защитив свой титул чемпиона мира в 1986 году, Прост стал первым пилотом повторившим успех Джека Брэбэма, которому удалось сохранить титул в далеком 1960-м году.
  8. «Несмотря на то, что Прocт не победил в чемпионате, 1987 год был незабываемым. Его победа в Эшториле была выдающейся» — написал редактор «Autocourse». Первые три места сезона 1987 заняли Пике, Мэнселл и Сенна. На четвертом был Ален Прост. В чемпионате сезона 1988 года, выиграв семь гонок, Прост опередил Сену на 11 очков, однако у Сены было восемь победных финишей и титул чемпиона достался ему. Наконец, в сезоне 1989 года (при спорных обстоятельствах) Ален выигрывает свой третий титул чемпиона мира благодаря дисквалификации Сенны на Гран-при Японии за то, что тот не попал в шикану.
  9. В 1990 году Прост переходит в Ferrari. Как действующий чемпион мира он занимает место ведущего пилота команды. На последнем раунде сезона в Японии Сенна намеренно «въехал» в болид Проста. Оба выбыли из гонки, но Сенна завоевал титул чемпиона мира, опередив Проста на семь очков. В чемпионате команда Ferrari заняла второе место. На первом был McLaren с чемпионом Айртоном Сенной. «То, что он сделал, было отвратительно. Он человек без совести» — сказал Прocт.
  10. Прост публично раскритиковал и свою команду, и свою машину «Ferrari 643». Пять подиумов, ни одной выигранной гонки в сезоне 1991 года и расторжение контракта. До конца сезона Ален не имел права выступать ни за одну другую команду, так как получил значительную компенсацию от Ferrari.
  11. В гонках 1992 года Прocт не участвовал. Однако, не будучи в силах выдержать длительный перерыв подписал контракт с Williams в 1993 году. В контракте Алена был пункт, который не позволял бразильцу Сенне в этом году тоже подписать контракт с командой Williams. Возвращение пилота было триумфальным — Прocт выиграл чемпионат 1993 года. Это был его четвертый и последний титул.
  12. С 1994 года Прост больше не участвует в гонках «Формулы-1» в качестве пилота. Зато принял участие в массовом велопробеге L’Étape du Tour. Он становится техническим консультантом команды McLaren, пиарщиком Renault и телеведущим.
  13. Купленную им 13 февраля 1997 года команду «Формулы-1» Ligier Прост переименовывает в «Prost Grand Prix». Контракт на поставку команде двигателей с 1998 по 2000 год Ален заключил с французским производителем автомобилей Peugeot. Двигатель Peugeot оказался слишком тяжелым, чтобы быть конкурентоспособным, и сезоны 1998 и 1999 были неудачными для «Prost Grand Prix». Сезон 2000 года стал настоящей катастрофой. Отношения команды с Peugeot развалились. Попытки Проста получить двигатели Ferrari не увенчались успехом. Команда была ликвидирована в январе 2002 года. Прocт обанкротился, оставив долги в размере около 30 миллионов долларов.
  14. Ален становится участником восьми велосипедных гонок 2002-2004 годов. За рулем Toyota Auris он неоднократно выигрывал первенство в чемпионатах по ралли-кроссу на льду, начиная с 2007-го и заканчивая 2012-м годом. С октября 2013 года Прост участвует в формировании команды гоночных электромобилей «e.dams Renault» к чемпионату FIA «Формула Е». Первый командный чемпионат «Формулы E» его команда выиграла в июне 2014 года. Должность неисполнительного директора Renault Sport Ален занял с июля 2019 года, а до этого успел поработать специальным советником команды Renault.
  15. 8 апреля 2021 года, находясь в должности неисполнительного директора команды Alpine, Прост ответил корреспонденту журнала «Sports Illustrated»: «Часто спрашивают, кого я считаю лучшим пилотом в истории «Формулы 1», но я не отвечаю на этот вопрос никогда. Нет никакого смысла сравнивать Хуана-Мануэля Фанхио с Льюисом Хэмилтоном, Михаэлем Шумахером или Айртоном Сенной. Что касается моих выступлений, то я считаю, что меня недооценивали. Иногда я побеждал с болидом, за рулем которого смог бы победить каждый. Иногда я финишировал четверым и при этом проводил одну из лучших гонок в карьере, но никто не замечал это. Я мог стать семикратным чемпионом мира, но мне не повезло, система подсчета очков изменилась. Никогда не знаешь, есть ли нож в руке, похлопывающей тебя по спине. Но я ни о чем не жалею. Если бы на моем счету было еще больше титулов, то это никак не изменило бы мою жизнь».
Ален Прост в наши дни

Ален Прост в наши дни

Личная жизнь

Жена Алена Проста — Анн-Мари родилась 14 февраля 1955 года. Старший их сын Николас (Николя) родился 18 августа 1981 года, а младший Саша родился 30 мая 1990 года.

С Анн-Мари и сыновьями Николасом и Сашей

С Анн-Мари и сыновьями Николасом и Сашей

Сейчас супруги в разводе. У Проста были отношения с Бернадетт Коттин. Их внебрачную дочь зовут Виктория.

С Бернадетт Коттин и дочерью Викторией

С Бернадетт Коттин и дочерью Викторией

До того как Прост рассорился со своей командой Renault (в начале 1980-х годов), семья жила в родном городе Алена — Сен-Шамон. Переезд в Швейцарию состоялся в апреле 1983 года. Они жили сначала в Сент-Круа, а затем в Йен. Окончательно они переехали в Ньон (пригород Женевы) в ноябре 1999 года. Причиной бегства из Франции и частых переездов послужило варварство болельщиков команды Renault. Вандалы, пришедшие в их дом во Франции, сожгли автомобили Прocта.

Ален Прост с детьми

Ален Прост с детьми

У Алена Проста трое внуков: Кими (родился в ноябре 2015 года), Лиам (родился в июне 2018 года) и Мика (родился в декабре 2020 года). Кими и Мика живут в семье Николаса, а Лиам в семье Саши.

Николас пилот команды «e.dams Renault» участвовал в гонках «Формулы E» с 2014 по 2018 год.

Младший брат Алена Даниэль умер от рака в сентябре 1986 года.

Наследие

О пятилетнем пребывании Алена Прocта в должности босса команды «Prost GP» лучше не вспоминать — «Прocт владелец команды» не принадлежал к той же категории, что и «Прocт гонщик».

Пилот Ален Прocт был неотъемлемой частью одного из величайших соревнований, которое когда-либо существовало в спорте. Автогонки «Formula One (F1)» — самый элитный, хорошо финансируемый, активно прослеживаемый и конкурентоспособный вид спорта в мире. Пилоты «Формулы 1» являются самыми талантливыми гонщиками, и Ален Прocт в 1993 году ушел в отставку как один из величайших гонщиков в истории.

Автогонщик Ален Прост

Автогонщик Ален Прост

Прocт оставляет после себя воспоминания как о человеке, который обладал искусством вождения гоночного автомобиля таким легким и чертовски простым, потому что вел машину как ангел. Благодаря плавному и сверхточному стилю вождения его автомобиль почти никогда не выходил из строя. Француз рано включал тормоза, изящно балансировал на подъемах, мощно отрывался на поворотах. Все делалось с такой очевидной легкостью и экономией усилий, что наводило на мысль, будто так может делать каждый.

Однако рекордное время секундомер показывал не у каждого. Джон Уотсон, Кеке Росберг, Жан Алези, Дэймон Хилл — все бывшие товарищи по команде, качали головами от восхищения тем, как Прocт доводил свою машину до недоступных для них пределов. За академическую и интеллектуальную езду Ален получил прозвище «Профессор».

Президент Франции Франсуа Миттеран наградил Алена Проста орденом Почетного легиона в 1986 году.

Невероятное соперничество Прocта с Сенной наложило отпечаток на его карьеру. Их борьба за превосходство в качестве товарищей по команде McLaren в 1988-89 годах и после того, как в 1990 году Прocт перешел в Ferrari, привела обоих пилотов к новым вершинам и новым победам, а «Формулу-1» к максимальной интенсивности, которой она никогда не достигала ни до этого, ни после — наследие, заслуживающее высочайшего уважения.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *