Абу Ибн Сина — биография ученого


Абу Али ал-Хусейн ибн Абдуллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина

Полное имя: Абу Али ал-Хусейн ибн Абдуллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина
Дата рождения: 22.08.980
Место рождения: Афшона, Узбекистан
Знак зодиака: Лев
Чем известен: Ученый, философ, врач
Дата смерти: 22.06.1037 (56 лет)

Детство и юность

Абу Али ал-Хусейн ибн Абдуллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина, также известный как Авиценна, родился в 980 году в селении Афшана, что находилась на территории современного Узбекистана. Мать его звали Ситара, отца, сборщика податей, — Абдуллах ибн-Хасан. При рождении мальчика назвали Хусейном, и он был старшим сыном в семье.

Когда Хусейну исполнилось всего пять лет, его семья переехала в Бухару, столицу Саманидского государства. Там он начал ходить в обычную мусульманскую школу и рос на удивление способным ребёнком. Так, в десять лет он выучил наизусть Коран. Отец, узнав об успехах сына, забрал его из школы и нанял в качестве домашнего учителя известного тогда учёного Ан-Натили. Тот поведал мальчику о движении звёзд, измерении тел, о физических и логических законах, а после достижения четырнадцати лет Хусейн стал заниматься самостоятельно.

Абу Ибн Сина в детстве

Абу Ибн Сина в детстве

Его заинтересовала медицина, которую он называл “лёгкой” наукой — он считал гораздо более простой, чем математика или метафизика. К 16 годам его вызвали лечить самого султана Нуха ибн Мансура. Молодой врач сумел помочь Мансуру, а в благодарность за выздоровление султан позволил тому посещать дворцовую библиотеку, где хранились многочисленные труды по различным областям знания.

Хусейн несколько лет пользовался этой библиотекой, а к двадцати годам сам написал несколько книг, в том числе, обширную энциклопедию и медицинский словарь.

Абу Ибн Сина в молодости

Абу Ибн Сина в молодости

Краткая биография

  1. 999 год. Отец ибн Сины умирает. Забота о семье ложится на плечи молодого врача.
  2. 1002 год. Государство Саманидов пало. Бухара захвачена тюрками, библиотека разрушена. Неспокойная политическая ситуация в стране вынуждает оставшихся членов семьи покинуть Бухару и отправиться в Ургенч, столицу Хорезма. Там у ибн Сины появляется много друзей, в том числе он встречает своих бывших наставников — Масихи и Бируни. Они вместе изучают анатомию человеческого тела посредством вскрытия трупов, хотя за это полагается смертная казнь.
  3. 1008 год. Махмуд Газневи, суровый правитель огромного государства Газневидов, приглашает ибн Сину и Масихи к себе, дабы они “обрели почесть присутствия”. Однако ибн Сина подозревает, что, если они явятся по приглашению, их казнят. Поэтому друзья решаются бежать из Ургенча. Масихи вскоре умирает, а ибн Сина несколько лет проводит в бегах, опасаясь долго оставаться на одном и том же месте.
  4. 1012 год. Ибн Сина останавливается в Горгане (на территории современного Ирана). Он начинает работать над самой знаменитой из своих книг — “Каноном врачебной науки”.
  5. 1013 год. Практикует врачебное дело в городе Рей, неподалёку от современного Тегерана.
  6. 1015 год. Приезжает в город Хамадан, где и завершает свои странствия. Он нанимается в услужение к эмиру Шамсу Аль-Давле, а затем становится его визирем. Здесь он продолжает трудиться над “Каноном врачебной науки” и пишет ещё несколько сочинений.
  7. 1021 год. Шамс Аль-Давла умирает. Ибн Сина лишается своего высокого государственного статуса и пишет письма Алу Ад-Дауле, эмиру города Исфахана, в надежде перейти на службу к нему. Однако новый эмир Хамадана узнаёт о письмах, и заключает бывшего визиря в крепость. Через четыре месяца ибн Сина выходит на свободу с написанной им во время заключения повестью “Живой, сын Бодрствующего”. За ним продолжают следить, но он всё ещё не теряет надежды выбраться из Хамадана.
  8. 1024 год. Ибн Сина вместе с братом и двумя рабами прибывают в Исфахан, замаскировавшись под аскетов суфиев. Там он всё же нанимается в услужение эмиру. В Исфахане он доживает последние годы своей жизни, заканчивает работу над “Каноном врачебной науки”, изучает литературу и филологию, чтобы отточить стиль, продолжает практиковаться в искусстве врачевания и занимается государственными делами.
  9. 1030 год. На Исфахан нападает войско, возглавляемое преемником Махмуда Газневи — Масудом. Город охвачен огнём. Дом ибн Сины сильно страдает от пожара, и множество его рукописей сгорает без возможности восстановления.
  10. 1037 год. Во время одного из военных походов эмира у ибн Сины открывается острая желудочная болезнь. Он пытается вылечить себя самого, но состояние быстро ухудшается. Ибн Сина диктует незнакомцу завещание, в котором просит отпустить на свободу всех его рабов и раздать имущество беднякам, а после умирает, не успев вернуться в город. На тот момент ему было пятьдесят семь лет.

Абу Ибн Сина за работой

Личная жизнь учёного

О личной жизни Авиценны почти ничего неизвестно. Ибн Сина писал рубаи о женщинах и вине, и есть вероятность, что именно его стихами вдохновлялся Омар Хайям. Однако о том, были ли у него жена и дети, история умалчивает. Предполагается, что он был слишком увлечён врачебной практикой, государственной карьерой и литературной деятельностью, а семейной жизнью не интересовался вовсе.

Философ Абу Ибн Сина

Литературная деятельность и вклад в средневековую науку

Влияние, которое оказал ибн Сина на средневековую медицину, трудно переоценить. В пяти томах «Канона врачебной науки» можно найти рекомендации лечения сложных переломов и внутренних органов, описание лекарств – как уже существующих, так и тех, что приготовил сам Авиценна.

Рисунок Авиценны, изображенный в Дакаик аль-Хакаик (دقائق الحقایق «Степени истины») Насир ад-Дина Раммаля (XIV век)

Рисунок Авиценны, изображенный в Дакаик аль-Хакаик (دقائق الحقایق «Степени истины») Насир ад-Дина Раммаля (XIV век)

Кроме этого, ибн Сина совершил несколько выдающихся для своего времени медицинских открытий. Во-первых, он предположил, что инфекционные болезни вызваны некими невидимыми возбудителями – иными словами, выдвинул гипотезу о существовании вирусов за 800 лет до Луи Пастера.

Во-вторых, он написал трактат о пульсе, где описал его возможные виды и состояния. В-третьих, подробно описал строение человеческого глаза. В-четвёртых, предположил существование нервных нитей, сходящихся в головном мозге. Сложно перечислить все заслуги Авиценны. Он преуспел как в теории, так и в практике врачебного искусства.

Но этого для ибн Сины было недостаточно. Он изучал философию, математику, астрономию, физику и многие другие науки. Так, он написал для Ала ад-Даула философское сочинение, известное, как “Книга знания”. В другом его сочинении — “Книга исцеления” — есть разделы, посвящённые музыке, этике и религиозному праву. Он написал сотни стихов, несколько повестей и даже собственную автобиографию, включавшую период жизни до 30 лет.

Таким образом, Авиценна был разносторонним человеком и не уступал в этом плане Аристотелю — автору не только философских, но и политических, биологических, физических трактатов, а также сочинений, посвящённых риторике и театру. Недаром Абу Али ибн Сину называют представителем восточного аристотелизма. Врач, философ, поэт, литератор, учёный и политик — всё это о восточном средневековом мыслителе, называемом среди европейцев Авиценной.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *