ФИО: | Сергий (Варфоломей) Радонежский |
Дата рождения: | примерно май 1322 г. |
Место рождения: | Ростовское княжество |
Знак зодиака: | Неизвестно |
Деятельность: | Игумен, иеромонах, святой |
Дата смерти: | 25.09.1392 (≈70 лет) |
Считается, что Сергий Радонежский имел непосредственное отношение к череде важнейших событий в формировании истории Руси. Его земная жизнь протекала во время восстановления территорий после опустошения в результате нападений татарского ига.
Детство и юность
По свидетельству писания Епифания Премудрого — “Житие Сергия Радонежского”, родился он в 1322 г. в семье некогда богатой, но затем обедневшей, Кирилла и его жены Марии, в деревне Ростовского княжества. При рождении Сергий был назван Варфоломеем.
С семилетнего возраста мальчика учили церковному писанию, которое давалось ему с большим трудом. Сверстники высмеивали его неспособность к грамматике, что очень сильно расстраивало мальчика, но несмотря на это к нему постепенно пришло осознание, что он хочет свою жизнь посвятить служению Богу. Он искренне просил создателя помочь ему в преодолении трудностей с учебой. И однажды Всевышний послал ему старца, которого Варфоломей попросил помолиться за него Богу, чтобы он мог одолеть грамоту.
Этот факт из Жития был отражен на холсте “Видение отроку Варфоломею” (находится в Третьяковской галерее) М.В Нестерова — русского художника-живописца.
Основные факты биографии
Уже в возрасте 12 лет Варфоломей начал соблюдать строгие посты: ел только хлеб и воду, а в среду и пятницу — вовсе ничего, что вызывало разногласия с матерью. Подвижническая жизнь Варфоломея началась в Хотьковском монастыре, под именем Сергия. Там же монашествовал и его старший брат Стефан.
Итак, начинается тяжелый этап жизни, полный лишений и самоотверженной работы.
- После смерти родителей, Сергий отдал все свои сбережения младшему брату Петру и вместе со Стефаном покинул монастырь, чтобы разместить в пустынном месте леса келью и стать отшельниками. На этом месте впоследствии была срублена церковь. Первоначально постройка использовалась как часовня, а освящение во имя Пресвятой Троицы состоялось позже, после ухода Стефана.
- Согласно одному из писаний, в 1335 году он оставил Сергия, не выдержав тягот жизни в таких условиях. Стефан решил перейти в Московский Богоявленский монастырь, где позже стал игуменом.
- Оставшись в одиночестве, Сергий днем занимался огородом, рубил дрова, читал Святые писания, а ночью — молился. В такой обстановке, в холоде, голоде и безмолвии Сергию хорошо думалось и не смущали его ни соседство с дикими зверями, ни отсутствие самого необходимого. Постепенно он стал известен своими деяниями и спустя пару лет к нему отовсюду стали стекаться люди, также принявшие обет отречения от мира — иноки. Вместе они построили 12 келий и огородили территорию оградами.
- В результате, в 1337 году появился Троице-Сергиевский монастырь, где Варфоломей стал игуменом. Несмотря на это Сергий по-прежнему выполнял тяжелую работу, рубил кельи и между иноками сохранялось абсолютное равенство. Согласно сведениям Жития, Сергий выделялся среди них своей особой духовностью, бы способен действовать примиряюще на самые жестокие сердца.
- В период 1364-1376 гг., обитель росла как и слава её настоятеля, из самого Царьграда владыка Филофей прислал преподобному Сергию параман, грамоту, схиму и крест, советуя ввести в монастыре систему общежития вместо особножития (жизни исключительно за счет плодов своего смиренного труда).
- Помимо работы во благо монастыря, преподобный Сергий занимается миротворческой деятельностью. В 1365 году, по просьбе Дмитрия Донского, Сергий отправляется в нижний Новгород, чтобы примирить враждующие стороны, так он призывает русских князей объединиться и покориться власти московского князя. По пути, на болотной глуши Гороховецкого уезда, Сергий воздвигает храм святой Троицы, где селятся странники-отшельники.
- Происходят значительные перемены в жизни общины, она становится более благоустроенной: появляются трапезные, пекарня, мастерские. Теперь вся собственность монастыря признается общей и позднее такой устав принимают во многих монастырях Руси.
- Чтобы избежать конфронтации, в связи с изменениями, Сергию приходится приложить большие усилия, так как многие не желают переходить на новые условия объединенного существования. Однако возмущения части жителей вынудили его в 1376 году все-таки покинуть основанную им обитель и построить Благовещенский монастырь на Киржаче.
- Духовное влияние Сергия было чрезвычайно высоко, он был достоин высокого священнического сана. В 1378 году митрополит Алексий на смертном одре уговаривает его принять Русскую митрополию, но Преподобный смиренно отказывается от предложения, несмотря на то, что их связывают тесные братские узы.
- Согласно Житию святого во время Куликовской битвы 1380 года, Сергий молился о победе и о душах погибавших воинов. Святой отец предсказал Дмитрию Донскому победу над татарским ханом, обладая даром предвидения. Первоначально Сергия не интересует политическая жизнь. Он был далёк от княжеских междоусобных распрей. Да и в церковные дела он старался не вмешиваться. Однако активно поддерживал Дмитрия в борьбе с полчищами Мамая. Перед походом князь принял благословение игумена, посетив Троицкий монастырь. Сергий в свою очередь предрек князю Дмитрию победу и отправил с ним на поле боя двух своих иноков.
- В 1385 г. преподобный выступает в роли посла Дмитрия Донского к его заклятому врагу — рязанскому князю Олегу Ивановичу. В результате этой миссии дочь Дмитрия вышла замуж за сына Олега, что погасило кровопролитную вражду.
- Игумен Сергий имел славу великого настоятеля, в Житие описано огромное количество его чудесных деяний. Например, как он однажды воскресил мальчика, умершего на руках отца, когда тот нес его для исцеления.
- При жизни им были воздвигнуты храмы: Георгиевский на Клязьме, Старо-Голутвинский вблизи Коломны, Дубенский Успенский монастырь, Московский-Симонов, Серпуховской-Высоцкий, Московский- Андроников и Борисоглебский-Устьинский монастыри. Более 40 обителей было постороено также его воспитанниками, например, Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Сильвестром (Воскресенский Обнорский).
- Умер преподобный в 1392 году, предположительно 25 сентября, после продолжительной болезни, похоронен, по его просьбе, вне церкви на кладбище. Перед смертью, которую Сергий сам предвидел за полгода, в глубокой старости, он благословил на игуменство своего лучшего ученика Никона.
- Спустя 30 лет были обретены его мощи и в годах 1449-1452 преподобный Сергий был причислен к лику общерусских святых митрополитом Ионой.
- В 1463 году был построен первый храм в его честь в Новгороде.
Личная жизнь
В ранней юности Сергий принял решение отдать себя служению Богу, постричься в монахи. Он не имел семьи, однако, можно сказать, что имел потомство, духовное потомство, которое было одной из главных его сил.
Руками учеников на Руси было воздвигнуто более 70 монастырей, своим крепким духом он напитал целые поколения монашествующих и людей, которые когда-либо близко с ним соприкасались.
Выводы
Образ Сергия Радонежского воплощает в себе святость православия. Уход от общественной жизни, воздержание душевное и телесное, строгость к себе, посты, смирение — это путь всех великих святых, который повторяет Преподобный, мы видим, как он боролся с монашеской обеспеченностью и зажиточностью, руководствуясь самыми высокими помыслами, что делает его средоточием православия и Русской Церкви. В настоящее время Сергия чтят как покровителя воинских сил России, вдов, сирот, опекуном учащихся и людей несправедливо обвиняемых.