Полное имя: | Марианна Бахмайер |
Дата рождения: | 3 июня 1950 г. |
Место рождения: | Зарштедт, ФРГ (Германия) |
Знак зодиака: | Близнецы |
Чем известна: | Женщина, отомстившая за убийство дочери |
Дата смерти: | 17 сентября 1996 г. (46 лет) |
Самосуд – это плохо. Но, осуждая это явление, необходимо понимать причины его существования. Иначе изжить проблему не получится.
Самое скверное, что нередко самосуд оказывается единственно возможным для жертв преступлений путем обеспечения справедливости. Так случается тогда, когда компетентные органы оказываются преступно некомпетентны. Так все вышло и у Марианны Бахмайер.
Трудный подросток
Марианна (или Марианне – есть и такой вариант написания имени) Бахмайер родилась 3 июня 1950 года в Зарштедте (Нижняя Саксония, ФРГ). Ее родители перебрались в этот городок из Восточной Пруссии. Отец во время войны служил в частях ваффен-СС.
Семья была проблемной, и Марианна росла настоящим трудным ребенком. Отец успешно совмещал чрезмерную религиозность с пьянством и был настоящим домашним тираном. Мать вскоре развелась с супругом, но затем вышла замуж вновь за мужчину того же типа. Есть данные, что в 9 лет Марианну изнасиловал кто-то из знакомых семьи, но мать и отчим предпочли не раздувать скандал и даже обвиняли девочку в случившемся.
Будучи вторично беременной (на значительном сроке), Марианна стала жертвой изнасилования. Она обратилась в полицию, и преступника задержали и судили. Однако наказание ему было определено неоправданно мягкое – виновный был освобожден прямо в зале суда. Его защита напирала на сомнительную биографию жертвы – якобы беременная молодая женщина сама провоцировала мужчину.
К 21 году Марианна вроде бы немного остепенилась. Она оказалась в городе Любеке, где поступила на работу в бар (по другим сведениям индийский ресторан) «Типаса».
Преступление и наказание
Собственно, и дальнейшая жизнь Марианны Бахмайер не является образцовой. Однако несомненно то, что молодая женщина не проявляла склонности к насильственным действиям и не была преступницей в общепринятом смысле. Это был просто человек с непростой судьбой, далекий от идеала, но общественно не опасный.
- В 1972 году Марианна вступила в связь с менеджером «Типасы». Вроде бы его звали Кристиан Бертольд.
- 14 ноября 1972 года родилась Анна Бахмайер – третий и последний ребенок Марианны. Есть сведения, что после этого женщина добровольно согласилась на стерилизацию. Воспитывала Анну Марианна одна, без чьей-либо помощи (отец самоустранился). Она не была образцовой матерью, но следила за малышкой, заботилась о ней, и позже знающие Бахмайеров свидетели утверждали, что Анна была в целом благополучным ребенком, хоть и слишком самостоятельным для своих лет.
- До весны 1980 года Марианна с дочерью жили в Любеке. Марианна работала, средств на жизнь хватало. Да, ей нередко приходилось держать дочь у себя на работе (так как некому было присмотреть за ребенком), но каких-то масштабных проблем у них не было.
- 5 мая 1980 года утром маленькая Анна поссорилась с матерью и пошла в школу одна. Домой она не вернулась. Вечером Марианна обратилась в полицию, узнав, что на уроках девочки не было.
- Вечером того же дня в полицию позвонила невеста соседа Бахмайеров, 35-летнего мясника Клауса Грабовски. Женщина сообщила, что ее жених рассказал ей, что убил Анну Бахмайер. Грабовски арестовали, он признался в содеянном и указал место, где спрятал тело.
- Следствие продолжалось до марта 1981 года. Было установлено, что Анна из-за ссоры с матерью решила прогулять школу и пойти в гости к знакомым, но по дороге встретила Грабовски, которого знала как соседа. Он заманил девочку к себе, надругался над ней, задушил колготками невесты, положил тело в коробку и вынес на берег канала.
- Также выяснилось, что Грабовский уже был судим за насилие над малолетними, но освобожден при условии приема препаратов для химической кастрации. Однако незадолго до трагедии с Анной Бахмайер он подал прошение об отмене лечения – якобы он излечился от педофилии, желает жениться и жить нормальной жизнью. Разрешение было ему дано, и вообще власти не слишком строго контролировали освобожденного опасного преступника.
- 4 марта 1981 года начался суд. Грабовский вел себя нагло, оскорблял убитую девочку и ее мать, а его защита напирала на то, что изнасилования не было вовсе, а убийство совершено Грабовски неумышленно, под влиянием расстройств психики, вызванных химической кастрацией. Звучали и обвинения в адрес покойной Анны – в попытках соблазнения (!) и шантаже.
- 6 марта 1981 года, на третий день разбирательства, Марианна Бахмайер произвела 7 выстрелов из пистолета Беретта-70 в спину Клауса Грабовски. Шесть пуль попали в цель, и подсудимый скончался на месте.
- Марианна тут же сдалась полиции и призналась в намерении убить убийцу дочери. Она заявила, что не желала более слушать, как он оскорбляет убитого ребенка. Сожалела она лишь о том, что пришлось стрелять в спину, а не в лицо.
- 2 ноября 1982 года в суде Марианну Бахмайер обвинили в предумышленном убийстве. Появились свидетельские показания насчет того. что она готовилась к преступлению, тренируясь в стрельбе. Однако в обществе были сильны настроения в ее поддержку. Немцы обвиняли власти в том, что они допустили бесконтрольность известного педофила.
- 2 марта 1983 года женщине был вынесен приговор – 6 лет тюрьмы за непреднамеренное убийство и незаконное хранение оружия.
- В 1985 году Бахмайер была условно-досрочно освобождена после отбытия половины срока.
- Затем женщина вышла замуж и в 1988 году переехала с супругом в Нигерию. Он преподавал там в немецкой школе.
- В 1990 году брак распался. Бахмайер переехала на Сицилию и стала работать в хосписе города Палермо. У нее там была прекрасная репутация человека, умеющего быть чутким и отзывчивым по отношению к безнадежно больным, поднимать им настроение. Вскоре у нее самой диагностировали рак поджелудочной железы.
- В 1994 году Марианна дала развернутое интервью немецкой радиостанции. В нем она заявила, что планировала убийство, чтобы воздать Грабовски по справедливости и помешать ему и далее лгать насчет поведения Анны.
- В 1995 году состоялось еще одно интервью – на телевидении. Тогда же к ней обратился режиссер и репортер Л.-М. Бёмер с предложением сделать о ней документальный фильм. Тяжело больная Бехмайер согласилась при условии, что режиссер зафиксирует последние дни ее жизни.
- Она умерла 17 сентября 1996 года от рака. Похоронили ее в Любеке рядом с дочерью, у них одна надгробная плита.
Сомнительная личная жизнь
Если в качестве матери Анны Марианна Бахмайер проявляла себя неплохо, то личная ее жизнь складывалась и безалаберно, и неудачно. Это одна из причин трагедии с ее ребенком – мать-одиночка при всем желании не могла обеспечить девочке достаточный присмотр.
Марианна рано начала встречаться с мужчинами, но выбирать их не умела. Результатом стали ранние роды в 16 и 18 лет, закончившиеся передачей детей в приемные семьи. Отцы этих детей неизвестны, они исчезали из жизни Марианны сразу, как узнавали о ее беременности.
Отец Анны Бахмайер был не лучше. Брак с ним заключен не был. После рождения дочери он вроде бы продолжал работать в том же баре, но ребенком совершенно не интересовался и матери его не помогал.
Первый и единственный настоящий брак Марианны был заключен уже после выхода из тюрьмы, в 1985 году. Имя супруга не упоминается; известно, что он был преподавателем. Но и эти отношения завершились разводом в 1990 году. Детей не было.
Незаконная справедливость
Марианна Бахмайер вошла в историю с прозвищем «мать мести». Она сама никогда не раскаивалась в убийстве Клауса Грабовски, и множество людей сочувствовали ей и даже полагали, что она поступила правильно.
Вся история (а Марианна продала ее журналу «Штерн», дабы окупить судебные траты) вызвала немалое недовольство властями, допускавшими послабления педофилам и неоправданно мягкие приговоры за сексуальные преступления, в том числе в отношении малолетних. Также она вызвала серьезные изменения в деле охраны судов и контроля допуска в них – ведь Марианна пронесла в зал заседаний пистолет совершенно свободно!
Конечно, неверно признавать действия Бахмайер правильными – она совершила самосуд. Но можно согласиться с назначенным ей мягким наказанием (хотя она сама признавала, что убивала преднамеренно) и досрочным освобождением, ибо власти и судебная система напрямую подталкивали женщину к преступлению, демонстрируя снисходительное отношение к убийце ребенка. При этом никаких сомнений в виновности Грабовски не было.
И еще: у преступников, конечно, тоже есть права. Но нередко бывает так, что их права становятся для судов важнее, чем права их жертв. В деле Бахмайер все сложилось именно так.
В общем, вряд ли эта женщина прибегла бы к самосуду, если бы видела, что государство и власти всерьез намерены сами воздать по справедливости убийце ее дочери. По подлинной справедливости. В деле правосудия она точно важнее милосердия. Такая вот мораль.