Полное имя: | Мартин Людвиг Борман |
Дата рождения: | 17 июня 1900 г. |
Место рождения: | г. Вегелебен, пр. Ганновер, Германская империя |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Государственный и политический деятель |
Дата смерти: | 2 мая 1945 г. (44 года) |
Официально Мартин Борман играл отнюдь не первую скрипку в государственном аппарате нацистской Германии. Да, он занимал высокое положение в нацистской партии и имел министерский ранг, но должность его была далеко не самой высокой в правительстве.
Однако нередко Бормана считают вторым после Гитлера человеком по степени влияния в Германии периода нацизма. И делал он действительно много больше, чем ему полагалось официально.
Воинственный юный фермер
Мартин Людвиг Борман в юности не мог похвалиться богатством и высоким происхождением. Он родился 17 июня 1900 года в городе Вегелебене провинции Ганновер, и был сыном Теодора Бормана, работника почты. Для отца это был второй брак, и у Мартина были единокровные сестра и брат. Имелся и родной младший брат Альберт (1902-1989).
Мартину было три года, когда умер его отец, но мать вскоре снова вышла замуж – за сотрудника банка. Отучившись в школе, Мартин избрал своей профессией сельское хозяйство и начал обучение в одном из ближайших имений. В 18 лет его призвали в армию, но мировая война уже близилась к завершению, на фронт Борман не попал, был на гарнизонной службе и в феврале 1919 года демобилизовался.
Молодой человек работал по специальности – сперва руководил кормовой мельницей, потом стал управляющим поместья в Мекленбурге. Вероятно, еще в армии он воспринял крайне правые политические идеи, в том числе и антисемитизм. Во всяком случае, он стал членом антисемитской фермерской организации, а в 1922 году вступил в боевую организацию фрайкор.
В качестве такового 17 марта 1924 года Борман стал соучастником убийства учителя Вальтера Кадова (обвиняемого фрайкоровцами в предательстве и гибели одного из их лидеров) и вскоре разоблачен французскими оккупационными властями. Не вполне ясно, какое конкретно обвинение было ему предъявлено, но приговорили Бормана всего к году тюрьмы. Он был освобожден досрочно в феврале 1925 года, вернулся на работу, но вскоре оставил ее и переехал в Тюрингию, где проживала его мать. Там и началась его карьера нацистского партийного бонзы.
Партайгеноссе особого значения
Мартин Борман вступил в НСДАП в Тюрингии в 1927 году. До конца жизни его именовали преимущественно «партайгеноссе Борман» (то есть «товарищ по партии») – ведь именно партийным рангом определялось его влияние официально.
- После вступления в партию Борман пытался работать в нацистской газете в Тюрингии и в местном партийном руководстве. Выяснилось, что у него отсутствуют ораторские способности, и для журналистики он тоже не подходит. Борман перешел на хозяйственную работу, а после переезда в 1928 году в Мюнхен занялся партийным страхованием. Это у него получалось хорошо.
- В 1930 году Мартин Борман создал партийную кассу взаимопомощи. Средства из нее тратились на помощь пострадавшим «по партийной линии» нацистам и на нужды нацистской партии в целом. Борман также отвечал за кадровые вопросы в партии и даже основал нацистский автомобильный корпус.
- В 1933 году должность руководителя партийной кассы стала бесперспективной (ввиду победы НСДАП на выборах), и Борман обратился к Рудольфу Гессу с просьбой подыскать ему место. 1 июня 1933 года он стал начальником штаба Гесса, имевшего на тот момент звание заместителя фюрера, а в июле – его личным секретарем. В октябре его избрали в рейхстаг, он получил высший партийный ранг рейхсляйтера. В 1934 году Борман уже прочно входил в ближайшее окружение Гитлера.
- В 1935 году Борман инспектировал строительство резиденции Бергхоф, предназначенной для проживания высшего руководства рейха. Сам Борман тоже жил там.
- В 1937 году Борман вступил в СС. Вероятно, примерно в это же время он фактически стал личным секретарем Гитлера и управляющим его личными финансами.
- В 1938 году Борман занимался организацией съезда НСДАП в Нюрнберге.
- В конце 1930-х годов Борман стал непременным участником внутренних интриг в нацистском руководстве. Как исполняя волю Гитлера, так и по собственной инициативе, он способствовал ограничению влияния ряда нацистских лидеров. Добиться чего-либо от фюрера, минуя Бормана, стало практически невозможным.
- В этот же период Борман деятельно участвовал в нацистских антицерковных мероприятиях, в первую очередь направленных против католицизма. Борман добился конфискации монастырского имущества, сокращения преподавания религиозных дисциплин в школах и устранения из классов религиозной символики, но в целом антирелигиозная кампания осталась незавершенной. Другие лидеры нацизма, в отличие от Бормана, полагали, что в военное время эта проблема не слишком важна.
- 10 мая 1941 года Рудольф Гесс, способствовавший выдвижению Бормана, по собственной инициативе отправился в Англию для мирных переговоров. На родине Гесса объявили умалишенным. Ожидалось, что на этом закончится и карьера Бормана. Но тот не только занял 12 мая пост главы Партийной канцелярии (созданной вместо должности заместителя фюрера) с министерским рангом, но и немало сделал для вымарывания имени Гесса из жизни и истории рейха.
- В 1941 году Борман стал также одним из организаторов масштабной кампании по устранению разного рода оккультных и «альтернативных научных» обществ; их деятельность была запрещена. Это также связано с борьбой с наследием Гесса, который все это поддерживал и продвигал.
- Как глава Партийной канцелярии, Борман ведал всеми партийными назначениями и отчитывался только перед Гитлером. Кроме того, в условиях войны Партийная канцелярия занималась решением множества вопросов внутренней политики.
- 31 мая 1941 года Борман подписал указ о распространении расовых законов рейха на восточные зоны оккупации.
- 9 октября 1942 года был подписан другой указ – о «беспощадном применении силы» к евреям в лагерях смерти. Борман был также сторонником ужесточения оккупационного режима на Украине и даже конфликтовал по этому поводу с министром оккупированных территорий Розенбергом.
- В начале 1943 года Борман вошел в «Комитет трех», призванный контролировать состояние военной экономики. Влиянием комитета были недовольны высшие нацистские иерархи, но они все равно не сумели добиться значительного сокращения его полномочий.
- 12 апреля 1943 года Борман был назначен секретарем фюрера. Фактически это были официальные полномочия на решение вопросов внутренней политики.
- 18 октября 1944 года Борман стал одним из создателей отрядов фольксштурма и отвечал за их организацию.
- С начала 1945 года Борман находился с Гитлером в бункере. В ночь с 28 на 29 апреля он выступил свидетелем на свадьбе Гитлера и Евы Браун.
- 29 апреля он стал одним из тех, кто подписал «завещание фюрера». В нем Борман назначался министром по делам партии.
- Поздно вечером 1 мая 1945 года Борман покинул бункер вместе с личным пилотом Гитлера Г. Бауэром, руководителем гитлерюгенда А. Аксманом и хирургом-эсесовцем Л. Штумпфеггером.
- Борман погиб вскоре после этого (вероятно, утром 2 мая 1945 года). Причиной смерти ныне признано самоубийство – отравление цианидом.
Труп Бормана не был обнаружен сразу после его смерти. Из-за этого долгое время смерть считалась неустановленной. В 1946 году в Нюрнберге Мартин Борман был заочно приговорен к смертной казни. В 1961 году в ФРГ выдали ордер на его арест. Существовало множество версий насчет его судьбы после войны: предполагалось его проживание в Латинской Америке, в Германии под чужим именем и даже в СССР. Последняя версия вообще базировалась на утверждении, что Борман все время был советским агентом.
Личная жизнь
В личной жизни Борман также придерживался нацистских доктрин. Он женился в 1929 году на 19-летней Герде Бухе, дочери председателя Высшего партийного суда. Девушка сама добивалась этого брака, ибо Борман, будучи заметно ниже ее ростом, не решался на ухаживания.
Герда Борман поддерживала нацистскую идею о пользе многоженства для восстановления подорванной войной численности населения. Поэтому она совершенно спокойно относилась к наличию у мужа любовниц, самой известной из которых была актриса Маня Беренс. Борман же при всех «походах налево» продолжал уважительно относиться к жене, и они вполне ладили.
Семья оказалась более чем многодетной. Всего у Борманов родилось 9 детей: сыновья Мартин Адольф, Рудольф, Генрих, Фриц и Фолькнер и дочери Ильза, Ирмгард, Ева и Герда. Есть сведения, что был и десятый ребенок, умерший сразу. Ильза и Рудольф получили в 1941 году новые имена (Айке и Гельмут соответственно), так как были названы в честь супругов Гесс.
В конце войны Борман отправил семью из Берлина в Баварию, затем Борманы отправились в Италию. Фрау Борман умерла там в 1946 году от рака; тогда же скончался и младший сын Фолькнер в возрасте 3 лет.
Остальные дети выжили; предположительно, воспитывались в приютах. Старший сын Мартин Адольф (крестник Гитлера) был усыновлен верующим человеком, стал католическим священником, был миссионером в Конго, затем снял с себя сан и женился.
Он выступал с официальными извинениями за деятельность отца. Мартин Адольф умер в 2013 году. По состоянию на 2019 год шестеро из детей М. Бормана были еще живы (Ильза-Айке умерла в 1958-м), но по понятным причинам они не стремились афишировать свою родословную и данных о них крайне мало.
Младший брат Мартина Бормана Альберт был адъютантом Гитлера. В апреле 1949 года суд в Мюнхене приговорил его к каторге, но уже в октябре того же года он вышел на свободу и далее жил частным лицом, не общаясь с журналистами. Он умер в 1989 году.
Заключение
В некотором смысле принятое у нацистов обращение «партайгеноссе» подходит Мартину Борману как нельзя лучше. Его можно признать образцовым, рекламным нацистом.
Человек не без талантов (безусловно прекрасный организатор и хозяйственник), но без особого образования и культуры, выходец из низов, Мартин Борман сделал ошеломительную карьеру. У него были скверные манеры, но они не помешали его продвижению. Безусловно, он был достаточно смелым и агрессивным человеком (тут и фрайкор, и убийство, и «отсидка», и воинствующая «расовая» нетерпимость…), что у нацистов тоже ценилось. Многодетная семья с честными, одобренными супругой, «походами налево» – тоже в их вкусе.
В общем, пробивной, напористый, «истинный ариец» с характером, всего добившийся сам – точно реклама! Такими образцами завлекали молодежь в гитлерюгенд.
Его агрессия и смелость имели строго определенные, лично ему выгодные, векторы. Он не стеснялся лебезить перед вышестоящими и был груб с подчиненными.
А его «незаметность» объясняется в первую очередь отсутствием тех качеств личности, что в обязательном порядке присущи разного рода «звездам», в том числе и в политике – апломба, умения держаться на людях и общаться с ними, ораторского таланта. Борман и сам предпочитал действовать, что называется, тихой сапой. Но натворил таким образом не меньше, чем другие нацистские бонзы с их громкими воплями на митингах.