ФИО: | Милляр Георгий Францевич |
Дата рождения: | 25 октября (7 ноября) 1903 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Актер |
Дата смерти: | 4 июня 1993 г. (89 лет) |
Детство и юность
Замечательный советский и российский киноактёр Георгий Францевич Милляр родился 7 ноября 1903 года в аристократической семье. Его отец, инженер Франц де Милье, приехал в Россию как консультант по строительству мостов.
Здесь он заключил семейный союз с дочерью иркутского золотопромышленника Елизаветой Алексеевной Журавлёвой, которая вскоре родила сына. Безвременная смерть Франца де Милье от пневмонии в 1906 году не отразилась на благополучии вдовы и мальчика.
Состоятельная семья владела просторной квартирой в Москве и дачами в Подмосковье и Геленджике. Высокий достаток позволил дать мальчику отличное домашнее и гимназическое образование. Приглашённые учителя и гувернёры обучали его музыке, французскому и немецкому языку, литературе.
Глубокий интерес и любовь к искусству будущему киноактёру привила тётя, актриса Геленджикского театра. Вместе с ней он посещал спектакли и концерты с участием Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой. В 7 лет маленький Гера, раскрасив себя химическим карандашом, попытался изобразить Мефистофеля из «Фауста» И. Гёте, рассмешив этим взрослых.
С началом Первой мировой войны семья покинула Москву и обосновалась в Геленджике, где проживал дед Георгия. После большевистского переворота 1917 года семья лишилась своего состояния и большей части имущества.
События из биографии
- 1917 ‒ Георгий де Милье изменил французскую фамилию на Милляр, чтобы скрыть дворянское происхождение.
- 1917 – начало трудовой деятельности в качестве театрального бутафора в Геленджике.
- 1920 – театральный дебют в роли Золушки в постановке Геленджикского театра.
- 1924 – переезд в Москву и поступление в Школу юниоров при Московском театре Революции (с 1954 года – Театр имени В. В. Маяковского).
- 1927-1938 – работа в основной труппе Московского театра Революции роли аптекаря в «Ромео и Джульетте», Мокроносова в «Конце Криворыльска», графа Людовика в «Собаке на сене», Болтикова в «Инге».
- 1933-1935 – непродолжительный брак Г. Милляра с актрисой театра Революции.
- 1938 – дебют в кинематографе в роли царя Гороха в фильме-сказке А. Роу «По щучьему велению», начало многолетней дружбы с кинорежиссёром.
- 1938-1973 – период сотрудничества с А. Роу, во время которого артист снялся в 16 фильмах этого режиссёра, в том числе: «Василиса Прекрасная» (1939), «Марья-искусница» (1959), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), «Морозко» (1964), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Финист – Ясный Сокол» (1975).
- 1941 – начало постоянной работы в советском кино, съёмки в фильме А. Роу «Конёк-Горбунок», где артист исполнил три роли: царского спальника Чихиря, сказителя и разбойника.
- 1941-1944 – эвакуация в Душанбе, съёмки в фильмах «Мы с Урала», «Швейк готовится к бою», «Новые похождения Швейка», «Кащей Бессмертный».
- 1945 – премьера фильма А. Роу «Кащей Бессмертный», где Г. Милляра исполнил две роли: старичка и Кащея ‒ аллюзию на А. Гитлера.
- 1962 – роль папаши Эбенезера Дерсета в фильме А. Гайдая «Деловые люди».
- 1965 ‒ удостоен почётного звания «Заслуженный артист РСФСР».
- 1967 – эпизодическая роль французского солдата в фильме С. Бондарчука «Война и мир».
- 1969-1993 – свадьба и семейная жизнь с Марией Васильевной.
- 1988 – присвоение звания «Народный артист РСФСР».
- 1992 – последняя роль артиста в фильме режиссёра Сергея Гурзо «Ка-ка-ду».
- 1993, 4 июня – день смерти Г. Ф. Милляра, актёр похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Документы и фото из семейного архива, часть личных вещей были переданы наследниками в Музей кино.
Личная жизнь
В повседневной жизни Георгий Милляр был скромным человеком, добродушным, жизнерадостным, любил весёлые компании и шутки. Придуманные им афоризмы составили главу «Алфавит» в изданной АСТ в 2015 году книги «Я — второй Раневская, или Й – третья буква алфавита».
Среди друзей актёра было мало знаменитостей, он предпочитал поддерживать тёплые отношения с костюмерами, гримёрами, осветителями. По словам современников, артист привык обходиться малым и 30 лет ходил в одном и том же пальто и шапке.
Открытость и доверчивость порой оборачивались для Г. Милляра неприятностями. Он не раз становился жертвой обмана со стороны чиновников, не задумываясь одалживал деньги и часто прощал долги.
Георгий Милляр никогда не был диссидентом, но к советской власти относился настороженно. Он не афишировал своё аристократическое происхождение и предпочёл сменить фамилию. Не упоминал и о знании европейских языков, предпочитая указывать в анкетах «простое происхождение из семьи служащих и обычное образование».
В биографии актёра не найти многочисленных рассказов о бурных романтических отношениях с женщинами. В 1925 году он женился на театральной актрисе, но семейный союз оказался очень непродолжительным из-за измены супруги.
Сложности в отношениях с женщинами возникали из-за заключения врачей, что у Г. Милляра никогда не будет собственных детей. Только в очень зрелом возрасте артист решился снова создать семью.
Его избранницей стала соседка по дому Мария Васильевна. В сближении двух одиноких людей большую роль сыграли режиссёр Александр Роу и мать Георгия Елизавета Алексеевна.
Предложение руки и сердца артист сделал в 65 лет. Свадьба состоялась в 1968 году в первый день съёмок фильма «Варвара-краса, длинная коса» на берегу Москвы-реки. Последние годы жизни Г. Милляра были скрашены простыми семейными радостями.
Не имея собственных детей, Георгий Францевич с удовольствием принимал приглашения посетить пионерские лагеря и школы. Для одного из концертов в КЗ «Россия» он подготовил 850 альбомов в подарок детям, нарисовав в каждом Бабу-Ягу.
Заключение
Вклад народного артиста РСФСР Георгия Францевича Милляра в советский и российский кинематограф неизмерим. За свою творческую биографию он снялся в 148 кинокартинах, но в памяти зрителей остался «официальным представителем нечистой силы».
Мечта актёра о больших ролях Суворова, Вольтера, Цезаря так и не осуществилась. В золотой фонд кино вошли созданные мастером гротеска и буффонады образы нечистой силы из фильмов-сказок. Его Кащей Бессмертный, Баба-Яга, Чудо-Юдо, чёрт и другие персонажи славянского фольклора по-прежнему остаются непревзойдёнными образцами актерской работы.
Жизнь и творчество Г. Милляра нашли отражение в нескольких документальных телефильмах: режиссёров А. Истратова «Георгий Милляр: и в сказке, и в жизни» (2003), О. Борщ «Вся нечистая сила» и в цикле передач «Как уходили кумиры» (2005-2007).