Полное имя: | Апостол Павел (Савл, Саул) |
Дата рождения: | около 3–20 г. |
Место рождения: | Тарс, Киликия (Турция) |
Чем известен: | Проповедник, первоверховный апостол, последователь Христа |
Дата смерти: | около 64-68 г. |
Апостол Павел – первоверховный апостол, наряду с апостолом Петром. Он не был учеником Христа, не входил в число двенадцати или семидесяти проповедников. Но по мнению историков, именно он определил сегодняшний образ христианства и стал одним из самых почитаемых христианских святых.
Детство и юность
Апостол Павел, при рождении Савл или Саул, «выпрошенный, вымоленный», родился в городе Тарс, столице Киликии (ныне – территория Турции). По разным данным это произошло в 3–20-ом году I века. Его родители были иудеями, отец происходил из колена Вениамина, как и первый царь Израиля Саул, в честь которого и назвали сына.
Его семья была из партии фарисеев, отец с детства прививал сыну почитание фарисейской философии, желая видеть его послушным исполнителем Закона Моисея. Когда мальчику исполнилось 13, его отправили в Иерусалим, чтобы он получил достойное образование.
В Иерусалиме наставником юноши стал раввин Гамалиил, известный и значимый богослов, славящийся рассудительностью и способностью непредвзято выражать свое мнение. Савл был способным и старательным учеником, успешно постигал науки – философию, диалектику, что несомненно нашло отражение в его речах и посланиях.
Образование благоприятно сказывалось и на нравственной стороне характера юноши – он старался быть непорочным и вести безукоризненную жизнь. Учился он и труду – освоил ремесло изготовления палаток. Фарисеи считали, что труд нужен не только для того, чтобы обеспечить себе средства для существования, но он облагораживает и отвлекает от дурного.
Когда по Иерусалиму разнеслась весть о воскрешении Иисуса, город стал наполняться людьми, называвшими себя его учениками, фарисеи начали их гонения. Гамалиил старался усмирить пыл своих учеников, говоря: «Если это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его». Но Савл не внял наставлениям учителя и стал ревностным преследователем ранней христианской церкви.
Своей преданностью фарисейству он выделялся среди гонителей. Сам же он думал, что совершает богоугодное дело и был уверен в своей правоте, считал это долгом совести. В расправе с первомучеником Стефаном, которого иудеи закидали камнями, Савл не принимал непосредственного участия, но полностью поддерживал происходящее – ему выпала «честь» охранять одежду палачей.
Синедрион, высший орган религиозной и судебной власти, заметив пыл молодого фарисея, дал ему полномочия на розыск и преследование христиан. Он принялся за дело с особым старанием, проявив себя как «неумеренный ревнитель». Савл добился от первосвященника разрешения налагать исправительные меры на нарушителей закона и отправился в Дамаск, где надеялся найти много христиан.
Спутники Савла тоже слышали голос, но не видели света. Савла же эта яркая вспышка ослепила. Прибыв в Дамаск, он три дня не ел и молился. За это время произошло его духовное перерождение. Вскоре к Савлу пришел последователь Христа Анания, который крестил его и излечил от слепоты. Савл взял имя Павел, у начался новый путь в новой вере.
Биография и житие
- После своего перерождения в Дамаске Павел вернулся в Иерусалим, но христиане ему не доверяли. Апостол Варнава поручился за него, после чего Павел вошел в общение с апостолами, начал проповедовать.
- Вскоре апостол Павел вместе с апостолом Варновой отправился в свое первое путешествие в Антиохию. Там они занимались миссионерской деятельностью. Потом апостолы устремились в Селевкию и на Кипр.
- Павел находился в поездках не один десяток лет, объехал всю Азию, добрался до Рима, основав множество христианских общин, являя чудеса исцеления.
- В своих четырех апостольских путешествиях Павел пишет послания. Древнейшие – два послания к Фессалоникийцам. В них – слова утешения и призыв быть твердыми в вере и не предаваться праздности.
- Послание к Галатам направлено против лжеучителей и защите христианской веры.
- Два послания к Коринфянам, написанные из Эфеса и Македонии, направлены против церковных беспорядков и защите истины евангельской.
- В послании к Римлянам Павел пишет, что ни язычники, ни иудеи не могут оправдать себя перед Богом, спасти человека может только вера в Христа.
- В Иерусалиме иудеи начали преследование Павла, его повели на суд в синедрион. Однако иудеи не могли казнить Павла из-за римского гражданства, которое досталось ему от отца, тогда его отправили в тюрьму, где он провел два года.
- Затем его переправили в Италию на суд императору. В Риме он прожил еще два года под постоянным наблюдением. Там он написал послания к Филиппийцам, к Ефесянам, к Колоссянам и к Филимону, послания к Евреям.
- После освобождения, из Рима он совершил последнее, четвертое апостольское путешествие. В нем он написал послание к Титу (епискпопу Критскому, которого сам рукоположил), послание к Тимофею, епископу Эфесскому.
- По возвращению в Рим он снова начал проповедовать при дворе императора Нерона. Вскоре апостол Павел был схвачен и помещен в тюрьму, откуда написал свое последнее послание – второе послание к Тимофею.
- В тюрьме апостол Павел перенес много страданий, но как гражданин Рима не был распят – его обезглавили. По одним данным его смерть относят к 64-му году, по другим – к 67-му или 68-му.
Личная жизнь
Был ли апостол Павел в браке, в Новом Завете не сказано. В своем послании Коринфянам он писал: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я», это говорит о том, что в браке на тот момент он не состоял, но мог быть вдовцом. К тому же, если апостол Павел являлся членом синедриона, был обязан вступить в брак.
Многие апостолы имели жен, это допускалось. Апостолы брали женщин в путешествия, правда, называя их «сестрами». Эти «сестры» помогали им проповедовать среди женского населения. Но историками не было найдено сведений о том, что жена у него все-таки была, или о том, что он путешествовал вместе с женщинами.
Значимость
Ни один апостол не оставил после себя столько писаний, сколько апостол Павел. Он написал 14 посланий, которые составляют большую часть посланий Нового Завета (всего 21 послание). Его писания признаются Церковью в качестве истинного христианского учения.
Павел – единственный апостол, кто принял христианскую веру не по учению, а по велению самого Бога. Лично от Господа он получил назначение апостола. И Христос неспроста выбрал его – вероятно, он сделал это в пример сомневающимся. Ведь если столь упорный и непримиримый человек смог измениться, приняв волю Бога, то и остальные смогут. С другой стороны, он мог быть избран потому что всегда был честен и предан своей вере, самозабвенно служил ей не из выгоды, а по совести.
Наконец, страдания, которые он перенес за Христа в двух своих заключениях, и мученическая кончина дают ему право на звание святого первоверховного апостола.