ФИО: | Милашкина (Мирненко) Тамара Андреевна |
Дата рождения: | 13 сентября 1934 г. (90 лет) |
Место рождения: | Астрахань |
Знак зодиака: | Дева |
Деятельность: | Оперная певица |
Тамара Андреевна Милашкина (настоящая фамилия Мирненко) — советская оперная певица (лирико-драматическое сопрано), актриса. Народная артистка СССР (1973), солистка Большого театра, педагог, профессор. Первая советская вокалистка, спевшая спустя полвека после Шаляпина и Собинова в оперном театре Милана Ла Скала и получившая мировое признание.
Милашкиной посвящен фильм «Волшебница из града Китежа». Теплый грудной тембр голоса Тамары Андреевны с диапазоном в две с половиной октавы, пение, уникальное по подвижности звукового ряда, широте и выразительности, по достоинству оценены специалистами и зрителями.
Детство и юность
Тамара Милашкина родилась в Астрахани 13 сентября 1934 г. Родители будущей певицы по роду деятельности не были связаны с искусством, ходя мама Валентина Ивановна хорошо пела и играла на гитаре и мандолине, с удовольствием участвовала в домашних концертах вместе со своими детьми. Тамара рано впитала прелесть русских народных песен, романсов и волжских напевов. Любовь к ним помогала пережить тяжесть военного времени.
После школы-семилетки будущая певица окончила библиотечный техникум и занималась в хоровом кружке. Желание профессионально петь привело Тамару в 1953 г. в астраханское музыкальное училище, где уже на 1 курсе ее талант заметила бывшая выпускница, также уроженка Астрахани, знаменитая вокалистка Мария Петровна Максакова. Она рекомендовала девушке поступать в Московскую консерваторию.
В 20 лет Тамара была выбрана вместе с несколькими другими абитуриентами из пятисот желающих и зачислена в Московскую консерваторию. Ее педагог по вокалу, народная артистка СССР, бывшая солистка Мариинского и Большого театров, профессор Елена Климентьевна Катульская звала любимую ученицу милашкой, отсюда родился псевдоним будущей певицы. Симпатия и доверие педагога к молодой талантливой студентке впоследствии вылились во взаимную дружбу и назначение Тамары наследницей Катульской.
Даты и события
- 1957 г. Начало творческой карьеры и признание специалистами оперной сцены: на Всесоюзном конкурсе вокалистов Тамара получает первую премию и золотую медаль из рук выдающегося итальянского тенора Тито Скипы. Следом в июле-августе состоится грандиозное событие — Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, где у молодой певицы также первая премия.
- 1958 г. На 4 курсе консерватории Тамара Милашкина становится стажером Большого театра. В мае она исполняет партию Татьяны в своем дебютном спектакле Чайковского «Евгений Онегин». Ее первый партнер по оперной сцене — народный артист СССР С. Я. Лемешев в роли Ленского, уже покинувший к этому времени главный театр страны в качестве солирующего тенора и выступавший там по приглашению. Лирико-драматическое сопрано красивого тембра, широкого и ровного диапазона, совершенная вокальная техника, естественность поведения на сцене, эмоциональная выразительность и тонкое художественное чутье проявляются уже в первой роли певицы и обеспечивают ей достойное место в главном театре страны.
- 1959 г. Окончание Московской консерватории. В Большом театре Тамара исполняет роль Катарины в комической опере Шебалина «Укрощение строптивой».
- 1961–1962 гг. Молодая певица проходит стажировку в мировом центре оперной культуры — миланском театре Ла Скала. Здесь руководством театра Тамаре предложено исполнить партию Лиды в опере Верди «Битва при Леньяно», никогда не ставившейся в СССР. В качестве награды за успешное исполнение дирекция Ла Скала дарит Тамаре сценический костюм ее героини и приглашает выступить в следующем сезоне в опере «Трубадур», но Большой театр отказывает в этом, сославшись на занятость певицы. Удачный опыт и мировое признание позволяют Милашкиной отправиться на гастроли по другим городам Европы, в Азию и Америку. По окончании стажировки певица готовит в Большом театре партию живой и бойкой Алисы Форд в «Фальстафе» Верди.
- 1963 г. Исполняет партию гордой и неприступной Елизаветы Валуа в опере Верди «Дон Карлос» на сцене Кремлевского дворца съездов, а также введена в спектакль «Пиковая дама» Чайковского в роли страдающей и трогательной Лизы. Все эти партии, от Алисы Форд до Лизы, считаются крайне трудными для исполнения и разноплановыми по сценическому воплощению. Образ Лизы остается в репертуаре певицы на долгие годы, а партию Германна поет Владимир Атлантов, супруг Милашкиной.
- 1964 г. В апреле Большой театр ставит народно-героическую оперу Мурадели «Октябрь», посвященную В. И. Ленину, где у Милашкиной партия Марины. В этом же году снялась в фильме «Когда песня не кончается»
- 1965 г. Тамара с триумфом выступает в концертной постановке «Пиковой дамы» в нью-йоркском Линкольн-центре, а также дает концерты в других городах США. А в Большом певица исполняет роль эфиопской царевны Аиды в одноименной опере Верди. Удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. Снялась в фильме «Новогодний календарь».
- 1966 г. Милашкина на сцене главного театра страны поет Февронию в эпической опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В этом же году у певицы еще одна большая партия — Мария в оперном спектакле Чайковского «Мазепа».
- 1967 г. Выходит документальный фильм о творчестве Тамары под названием «Волшебница из града Китежа». На сцене Большого театра Милашкина поет около 30-ти спектаклей.
- 1968 г. Певице присвоено звание народной артистки РСФСР. За год исполняет различные партии более чем в 40-ка спектаклях Большого театра.
- 1969 г. В этом году Тамара Милашкина воплощает на сцене два трагических образа: Маргариты в опере Гуно «Фауст» и Ярославны в «Князе Игоре» Бородина. С триумфом поет Тоску Пуччини в парижской Гранд-Опера в рамках зарубежных гастролей.
- 1970 г. В апреле в Большом ставят оперу Прокофьева о гражданской войне «Семен Котко», в которой Тамара исполняет роль Любки.
- 1971 г. В феврале впервые за один вечер поет разнохарактерные (от драматизма и дикламационности до светлого лиризма и мягкой русской распевности) партии боярыни Веры Шелоги в одноименном одноактном прологе к опере Римского-Корсакова «Псковитянка» и ее дочери Ольги в самой «Псковитянке». В мае в Большом театре премьера — опера Пуччини «Тоска», Тамара в главной партии. Темпераментная, эмоциональная, трагическая роль в ее исполнении покоряет зрителей не только чудесным голосом, но и глубиной и правдивостью чувств. В Венской опере Милашкина исполняет партию Лизы в «Пиковой даме». Награждена орденом Трудового Красного Знамени.
- 1972 г. В этом году опера Верди «Трубадур» возвращается в репертуар Большого театра, и Тамара Андреевна виртуозно исполняет в ней партию Леоноры, ставшую «коронной» в ее репертуаре 1970-х гг.
- 1973 г. Певице присвоено звание народной артисткой СССР. В Большом театре она выходит на сцену в различных оперных спектаклях более 20-ти раз за год.
- 1974 г. Новая партия Милашкиной в октябре этого года — Иоланта в одноименной опере Чайковского, партнер — супруг певицы Владимир Атлантов. В Берлинской Штаатс-опере с триумфом исполняет Тоску с В. Атлантовым и Ю. Мазуроком.
- 1975 г. Тамара Андреевна выходит на сцену Главного театра страны более 20-ти раз за год.
- 1976 г. В мае в Большом возобновлена постановка оперы Римского-Корсакова «Садко», где певица исполняет лирико-колоратурную партию морской царевны Волховы. Награждена орденом Ленина.
- 1977 г. У Тамары Андреевны около 20-ти спектаклей на сцене Большого.
- 1978 г. В Вене проходят гастроли Т. Милашкиной, В. Атлантова и Ю. Мазурока, которые критики назовут триумфом русского вокального искусства. Милашкина исполняет романсы Рахманинова и Чайковского, арии из опер Верди, Глюка и Пуччини. В этом году певица становится лауреатом Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки. В Большом театре у Тамары Андреевны две новые значимые партии: в опере Верди «Отелло» — светлый и чистый образ Дездемоны и в опере Даргомыжского «Каменный гость» — нежная и обаятельная донна Анна.
- 1979 г. Милашкина в роли Амелии успешно представляет оперу Верди «Бал-маскарад» на весеннем фестивале в Висбадене (ФРГ), а затем поет партию Амелии в спектакле, впервые поставленном на сцене Большого театра.
- 1980 г. Участвует в зарубежных гастролях и спектаклях Большого театра («Тоска», «Иоланта», «Трубадур», «Садко», «Бал-маскарад», «Отелло», «Аида»).
- 1981 г. Тамара Андреевна репетирует партию нежной и трогательной Микаэлы, являющейся антиподом героини оперы Бизе «Кармен», главная мужская партия Хозе — у супруга певицы Владимира Атлантова. Специалисты находят их творческий союз непревзойденным.
- 1982-1984 гг. Выходит на сцену в постановках: «Аида», «Пиковая дама», «Садко», «Кармен», «Отелло», «Бал-маскарад», «Трубадур», «Евгений Онегин», «Каменный гость» и других, где ее партнером по сцене нередко выступает Владимир Атлантов.
- 1985-1989 гг. В июле 1985 г. в Большом премьера — «Сельская честь» Масканьи, и главная партия Сантуцци у Тамары Милашкиной. Сценический репертуар певицы все еще богат по содержанию, но постепенно сокращается. В июне 1989 г. певица исполняет Марию в опере «Мазепа» и завершает карьеру в Большом театре.
- 1989 — середина 1990-х гг. Т. Милашкина и В. Атлантов активно гастролируют и работают по контракту на ведущих театральных сценах Европы.
- Середина 1990-х — настоящее время. По завершении певческой карьеры супруги остаются жить в музыкальной столице мира Вене, где Тамару Милашкину публика и специалисты высоко оценили еще в начале творческого пути, а Владимир Атлантов является почетным «каммерзенгером» Венской государственной оперы.
Личная жизнь
Тамара Милашкина счастливо вышла замуж в 1971 г. за советского оперного певца, солиста Большого театра Владимира Андреевича Атлантова (род. в 1939 г.).
Детей у супругов нет, а у Атлантова есть дочь от первого брака Лада (род. в 1963 г.), концертмейстер, преподавала в Российской государственной специализированной академии искусств.
След певицы
Тамара Андреевна Милашкина не только была оперной примой Большого театра на протяжении трех десятилетий и оставила ярчайший след в его истории. Она активно записывала пластинки, в том числе с романсами и народными песнями, озвучивала фильмы и телевизионные спектакли, выступала на ведущих театральных и концертных сценах мира. Ее уникальный голос звучал во множестве оперных партий на радио. Милашкина признана одной из ярчайших вокалисток сопрано XX века.