Тамара Милашкина — биография певицы


Милашкина (Мирненко) Тамара Андреевна

ФИО: Милашкина (Мирненко) Тамара Андреевна
Дата рождения: 13 сентября 1934 г. (90 лет)
Место рождения: Астрахань
Знак зодиака: Дева
Деятельность: Оперная певица

Тамара Андреевна Милашкина (настоящая фамилия Мирненко) — советская оперная певица (лирико-драматическое сопрано), актриса. Народная артистка СССР (1973), солистка Большого театра, педагог, профессор. Первая советская вокалистка, спевшая спустя полвека после Шаляпина и Собинова в оперном театре Милана Ла Скала и получившая мировое признание.

Милашкиной посвящен фильм «Волшебница из града Китежа». Теплый грудной тембр голоса Тамары Андреевны с диапазоном в две с половиной октавы, пение, уникальное по подвижности звукового ряда, широте и выразительности, по достоинству оценены специалистами и зрителями.

Оперная певица Тамара Милашкина

Оперная певица Тамара Милашкина

Детство и юность

Тамара Милашкина родилась в Астрахани 13 сентября 1934 г. Родители будущей певицы по роду деятельности не были связаны с искусством, ходя мама Валентина Ивановна хорошо пела и играла на гитаре и мандолине, с удовольствием участвовала в домашних концертах вместе со своими детьми. Тамара рано впитала прелесть русских народных песен, романсов и волжских напевов. Любовь к ним помогала пережить тяжесть военного времени.

После школы-семилетки будущая певица окончила библиотечный техникум и занималась в хоровом кружке. Желание профессионально петь привело Тамару в 1953 г. в астраханское музыкальное училище, где уже на 1 курсе ее талант заметила бывшая выпускница, также уроженка Астрахани, знаменитая вокалистка Мария Петровна Максакова. Она рекомендовала девушке поступать в Московскую консерваторию.

В 20 лет Тамара была выбрана вместе с несколькими другими абитуриентами из пятисот желающих и зачислена в Московскую консерваторию. Ее педагог по вокалу, народная артистка СССР, бывшая солистка Мариинского и Большого театров, профессор Елена Климентьевна Катульская звала любимую ученицу милашкой, отсюда родился псевдоним будущей певицы. Симпатия и доверие педагога к молодой талантливой студентке впоследствии вылились во взаимную дружбу и назначение Тамары наследницей Катульской.

Тамара Милашкина в молодости

Тамара Милашкина в молодости

Даты и события

  • 1957 г. Начало творческой карьеры и признание специалистами оперной сцены: на Всесоюзном конкурсе вокалистов Тамара получает первую премию и золотую медаль из рук выдающегося итальянского тенора Тито Скипы. Следом в июле-августе состоится грандиозное событие — Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, где у молодой певицы также первая премия.
  • 1958 г. На 4 курсе консерватории Тамара Милашкина становится стажером Большого театра. В мае она исполняет партию Татьяны в своем дебютном спектакле Чайковского «Евгений Онегин». Ее первый партнер по оперной сцене — народный артист СССР С. Я. Лемешев в роли Ленского, уже покинувший к этому времени главный театр страны в качестве солирующего тенора и выступавший там по приглашению. Лирико-драматическое сопрано красивого тембра, широкого и ровного диапазона, совершенная вокальная техника, естественность поведения на сцене, эмоциональная выразительность и тонкое художественное чутье проявляются уже в первой роли певицы и обеспечивают ей достойное место в главном театре страны.
  • 1959 г. Окончание Московской консерватории. В Большом театре Тамара исполняет роль Катарины в комической опере Шебалина «Укрощение строптивой».
  • 1961–1962 гг. Молодая певица проходит стажировку в мировом центре оперной культуры — миланском театре Ла Скала. Здесь руководством театра Тамаре предложено исполнить партию Лиды в опере Верди «Битва при Леньяно», никогда не ставившейся в СССР. В качестве награды за успешное исполнение дирекция Ла Скала дарит Тамаре сценический костюм ее героини и приглашает выступить в следующем сезоне в опере «Трубадур», но Большой театр отказывает в этом, сославшись на занятость певицы. Удачный опыт и мировое признание позволяют Милашкиной отправиться на гастроли по другим городам Европы, в Азию и Америку. По окончании стажировки певица готовит в Большом театре партию живой и бойкой Алисы Форд в «Фальстафе» Верди.
  • 1963 г. Исполняет партию гордой и неприступной Елизаветы Валуа в опере Верди «Дон Карлос» на сцене Кремлевского дворца съездов, а также введена в спектакль «Пиковая дама» Чайковского в роли страдающей и трогательной Лизы. Все эти партии, от Алисы Форд до Лизы, считаются крайне трудными для исполнения и разноплановыми по сценическому воплощению. Образ Лизы остается в репертуаре певицы на долгие годы, а партию Германна поет Владимир Атлантов, супруг Милашкиной.
  • 1964 г. В апреле Большой театр ставит народно-героическую оперу Мурадели «Октябрь», посвященную В. И. Ленину, где у Милашкиной партия Марины. В этом же году снялась в фильме «Когда песня не кончается»
  • 1965 г. Тамара с триумфом выступает в концертной постановке «Пиковой дамы» в нью-йоркском Линкольн-центре, а также дает концерты в других городах США. А в Большом певица исполняет роль эфиопской царевны Аиды в одноименной опере Верди. Удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. Снялась в фильме «Новогодний календарь».
В фильме «Новогодний календарь» (1965)

В фильме «Новогодний календарь» (1965)

  • 1966 г. Милашкина на сцене главного театра страны поет Февронию в эпической опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В этом же году у певицы еще одна большая партия — Мария в оперном спектакле Чайковского «Мазепа».
  • 1967 г. Выходит документальный фильм о творчестве Тамары под названием «Волшебница из града Китежа». На сцене Большого театра Милашкина поет около 30-ти спектаклей.
  • 1968 г. Певице присвоено звание народной артистки РСФСР. За год исполняет различные партии более чем в 40-ка спектаклях Большого театра.
  • 1969 г. В этом году Тамара Милашкина воплощает на сцене два трагических образа: Маргариты в опере Гуно «Фауст» и Ярославны в «Князе Игоре» Бородина. С триумфом поет Тоску Пуччини в парижской Гранд-Опера в рамках зарубежных гастролей.
  • 1970 г. В апреле в Большом ставят оперу Прокофьева о гражданской войне «Семен Котко», в которой Тамара исполняет роль Любки.
  • 1971 г. В феврале впервые за один вечер поет разнохарактерные (от драматизма и дикламационности до светлого лиризма и мягкой русской распевности) партии боярыни Веры Шелоги в одноименном одноактном прологе к опере Римского-Корсакова «Псковитянка» и ее дочери Ольги в самой «Псковитянке». В мае в Большом театре премьера — опера Пуччини «Тоска», Тамара в главной партии. Темпераментная, эмоциональная, трагическая роль в ее исполнении покоряет зрителей не только чудесным голосом, но и глубиной и правдивостью чувств. В Венской опере Милашкина исполняет партию Лизы в «Пиковой даме». Награждена орденом Трудового Красного Знамени.
  • 1972 г. В этом году опера Верди «Трубадур» возвращается в репертуар Большого театра, и Тамара Андреевна виртуозно исполняет в ней партию Леоноры, ставшую «коронной» в ее репертуаре 1970-х гг.
  • 1973 г. Певице присвоено звание народной артисткой СССР. В Большом театре она выходит на сцену в различных оперных спектаклях более 20-ти раз за год.
  • 1974 г. Новая партия Милашкиной в октябре этого года — Иоланта в одноименной опере Чайковского, партнер — супруг певицы Владимир Атлантов. В Берлинской Штаатс-опере с триумфом исполняет Тоску с В. Атлантовым и Ю. Мазуроком.
  • 1975 г. Тамара Андреевна выходит на сцену Главного театра страны более 20-ти раз за год.
  • 1976 г. В мае в Большом возобновлена постановка оперы Римского-Корсакова «Садко», где певица исполняет лирико-колоратурную партию морской царевны Волховы. Награждена орденом Ленина.
  • 1977 г. У Тамары Андреевны около 20-ти спектаклей на сцене Большого.
  • 1978 г. В Вене проходят гастроли Т. Милашкиной, В. Атлантова и Ю. Мазурока, которые критики назовут триумфом русского вокального искусства. Милашкина исполняет романсы Рахманинова и Чайковского, арии из опер Верди, Глюка и Пуччини. В этом году певица становится лауреатом Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки. В Большом театре у Тамары Андреевны две новые значимые партии: в опере Верди «Отелло» — светлый и чистый образ Дездемоны и в опере Даргомыжского «Каменный гость» — нежная и обаятельная донна Анна.
  • 1979 г. Милашкина в роли Амелии успешно представляет оперу Верди «Бал-маскарад» на весеннем фестивале в Висбадене (ФРГ), а затем поет партию Амелии в спектакле, впервые поставленном на сцене Большого театра.
  • 1980 г. Участвует в зарубежных гастролях и спектаклях Большого театра («Тоска», «Иоланта», «Трубадур», «Садко», «Бал-маскарад», «Отелло», «Аида»).
  • 1981 г. Тамара Андреевна репетирует партию нежной и трогательной Микаэлы, являющейся антиподом героини оперы Бизе «Кармен», главная мужская партия Хозе — у супруга певицы Владимира Атлантова. Специалисты находят их творческий союз непревзойденным.
  • 1982-1984 гг. Выходит на сцену в постановках: «Аида», «Пиковая дама», «Садко», «Кармен», «Отелло», «Бал-маскарад», «Трубадур», «Евгений Онегин», «Каменный гость» и других, где ее партнером по сцене нередко выступает Владимир Атлантов.
  • 1985-1989 гг. В июле 1985 г. в Большом премьера — «Сельская честь» Масканьи, и главная партия Сантуцци у Тамары Милашкиной. Сценический репертуар певицы все еще богат по содержанию, но постепенно сокращается. В июне 1989 г. певица исполняет Марию в опере «Мазепа» и завершает карьеру в Большом театре.
  • 1989 — середина 1990-х гг. Т. Милашкина и В. Атлантов активно гастролируют и работают по контракту на ведущих театральных сценах Европы.
  • Середина 1990-х — настоящее время. По завершении певческой карьеры супруги остаются жить в музыкальной столице мира Вене, где Тамару Милашкину публика и специалисты высоко оценили еще в начале творческого пути, а Владимир Атлантов является почетным «каммерзенгером» Венской государственной оперы.
Тамара Милашкина с мужем Владимиром

Тамара Милашкина с мужем Владимиром

Личная жизнь

Тамара Милашкина счастливо вышла замуж в 1971 г. за советского оперного певца, солиста Большого театра Владимира Андреевича Атлантова (род. в 1939 г.).

С мужем в молодости

С мужем в молодости

Детей у супругов нет, а у Атлантова есть дочь от первого брака Лада (род. в 1963 г.), концертмейстер, преподавала в Российской государственной специализированной академии искусств.

След певицы

Тамара Андреевна Милашкина не только была оперной примой Большого театра на протяжении трех десятилетий и оставила ярчайший след в его истории. Она активно записывала пластинки, в том числе с романсами и народными песнями, озвучивала фильмы и телевизионные спектакли, выступала на ведущих театральных и концертных сценах мира. Ее уникальный голос звучал во множестве оперных партий на радио. Милашкина признана одной из ярчайших вокалисток сопрано XX века.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *