Полное имя: | Ермолай (Гермоген) |
Дата рождения: | около 1530 г. |
Место рождения: | Казань, Казанское ханство |
Чем известен: | Патриарх Московский и всея Руси, религиозный и общественный деятель Смутного времени |
Дата смерти: | 17 февраля 1612 г. (≈82 года) |
Ранние годы
На сегодняшний день не обнаружено достоверных источников, рассказывающих о детстве будущего православного святого – патриарха Гермогена. Исследователи определяют дату его рождения условно 1530 годом. Это утверждение основано на воспоминаниях поляков, захвативших власть в Москве в 1610 году. Они отзываются о Гермогене, как о 80-летнем старике.
О ранних годах жизни известно, что при рождении будущий патриарх получил имя Ермолай и в отрочестве решил посвятить себя церкви, поступив на службу в Спасо-Преображенский монастырь в Казани. Позднее он стал священником в церкви святителя Николая Чудотворца.
Жизненный путь: основные события
- В 1597 году произошло знаковое событие в жизни Ермолая. После страшного пожара в Казани, девочке Матроне во сне явилась Пресвятая Дева и велела откопать ее образ на пепелище. В указанном месте, на глубине около метра оказалась икона. Впоследствии, новоявленный образ станет одной из главных православных святынь. Казанскую икону Божией матери, с разрешения архиерея Иеремии, перенесет в Гостеприимную церковь Николая Чудотворца будущий патриарх Гермоген. Этот чудотворный образ в тяжелое смутное время станет символом православной веры и будет связан с именем святителя Гермогена, призывающего народ к яростному сопротивлению захватчикам.
- В 1587 году Ермолай переходит из белого духовенства в черное, совершает постриг в Чудовом монастыре в Москве.
- В мае 1589 года он становится первым митрополитом Казанским.
- На новом посту Гермоген проявляет себя как ярый блюститель православной веры. Под его руководством активно проводится христианизация нерусского населения Среднего Поволжья: татар, черемисов (марийцев), чуваш, мордвы. Он обращается с просьбой к патриарху Иову об установлении порядка поминовения православных воинов, погибших при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году.
- В 1592 году участвует в торжественном перенесении останков Казанского архиепископа Германа из Москвы в Успенский мужской монастырь в Свияжске.
- В 1590-х гг. Гермоген пишет два известных литературных произведения. В первом он описывает житие казанских святителей Гурия и Варсонофия, а во втором рассказывает историю явления образа Пресвятой Богородицы в Казани.
- Будущий патриарх был известным церковным и политическим деятелем во время правления Бориса Годунова. Современники вспоминают, что Гермоген присутствовал на всех знаковых церемониях этого периода.
- Он негативно воспринял появление на российском престоле Лжедмитрия I. Будучи в составе Боярской думы, продвигал идею крещения Марины Мнишек по православному обычаю и высказывался против избрания на патриарший престол грека Игнатия. В ответ на это, Лжедмитрий исключил его из Думы и приказал вернуться в Казань. Но этому было не суждено исполниться из-за убийства самозванца Григория Отрепьева и последующей смуты.
- В 1606 году Игнатий был низложен с поста Патриарха Московского и его место занял Гермоген. Отношения с новым правителем Василием Шуйским складывались неоднозначно. Но, несмотря на все очевидные противоречия, в условиях сложной политической обстановки патриарх проявил себя как истинный сторонник царя. Когда в 1608 году Лжедмитрий II, прозванный «тушинским вором» шел со своим войском к Москве с целью захватить власть, Гермоген пытался пристыдить восставших, называя их изменниками и предателями Родины.
- В 1610-1612 во время польско-шведской интервенции Гермоген стал настоящим символом сопротивления, народным героем. Сначала он выступал оппозиционером боярского правительства, названного Семибоярщиной и их решения пригласить на русский престол польского царевича Владислава. В качестве альтернативы, предлагал выбрать правителя из знатных русских бояр.
- Существует теория, что именно Гермоген первым предложил избрать царем Михаила Федоровича Романова, поскольку род Романовых находился в тесном родстве с Рюриковичами — прерванной династией московских царей.
- Когда стала понятно, что Владислав все же займет московский престол, патриарх потребовал его перехода в православную веру. В ответ на отказ, проклял царевича и польского короля Сигизмунда III и начал отправлять письма по русским городам. В них он призывал народ объединиться против иноземных захватчиков, защитить свою землю и православную веру от поругания.
- Пламенные послания Гермогена спровоцировали два народных ополчения. Первое, во главе с Иваном Заруцким, Прокопием Ляпуновым и Дмитрием Пожарским летом 1611 году пыталось освободить Москву от поляков, но распалось из-за внутреннего разлада.
- Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде сформировалось второе народное ополчение во главе с земским старостой Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. В 1611 году они начали осаду столицы. Поляки скрылись в Кремле, устроив пожар в посаде. Иноземцы вместе с поддерживающими Владислава боярами требовали от Гермогена отговорить ополченцев от взятия города. Святитель проявил железную силу воли и не поддался на уговоры даже под страхом смертной казни. Патриарха заключили в темницу Чудова монастыря, где он провел больше девяти месяцев.
- В 1612 году второе народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов, но патриарх Гермоген этого уже не увидел. Он умер в сырой темнице Чудова монастыря от голода и жажды.
Личная жизнь
Историкам неизвестны подробности личной жизни будущего святого. Сохранились только противоречивые сведенья о вступлении в законный брак казанского священника Ермолая из церкви Николая Чудотворца. Личность его жены и наличие у пары детей не установлено. Известно лишь, что после смерти супруги будущий патриарх принял монашеский обет под именем Гермогена.
Память
Современники отзывались о Гермогене, как об умном, образованном человеке с широким кругозором. Особенно глубоки его познания были в области богословия, Священного писания, истории и литературы. Святитель ратовал за распространение знаний среди духовенства, при нем было издано и напечатано большое количество богослужебных книг.
Гермоген часто упрекал священников в нерадивом исполнении своих прямых обязанностей. В воспоминаниях знакомых упоминается его скрупулезное, почти фанатичное отношение к обрядовой части православия и богослужению.
В середине XVII века мощи святителя Гермогена были перенесены из Чудова монастыря в Успенский собор Московского Кремля и поставлены в почетном месте. В 1913 году он был причислен к лику святых как священномученик, пострадавший за верность христианской вере. Ровно через сто лет, памятник патриарху Гермогену установят в Александровском саду под Кремлем.